search
Топ 10

“Права ребенка – в новом веке” Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся

Министерство образования Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Межрегиональная общественная организация детей и молодежи “Новая цивилизация”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” при содействии автономной некоммерческой организации “Центр парламентаризма и прав человека” проводят Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся “Права ребенка – в новом веке”.
Цели и задачи Конкурса
Конкурс проводится в целях формирования активной гражданской позиции, овладения знаниями учащимися в области прав человека, а также формирования навыков их применения.
Задачи Конкурса:
– развитие связей между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и общеобразовательными учреждениями;
– просвещение обучающихся в области зашиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности;
– приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах, правовых инициативах;
– развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся;
– повышение профессионального уровня педагогов по организации социально значимой деятельности учащихся и формированию навыков исследовательской деятельности.

Участники Конкурса
В Конкурсе могут принять участие обучающиеся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, члены детских и молодежных общественных организаций.
Конкурс проводится по следующим возрастным группам:
1-я группа – учащиеся 5-7-х классов;
2-я группа – учащиеся 8-9-х классов;
3-я группа – учащиеся 10-11-х классов.
В каждой возрастной группе подведение итогов производится отдельно.
Для участия в Конкурсе обучающиеся представляют исследование в виде доклада (проекта) по одной из предложенных тем (приложение 1), содержащее анализ существующих нормативных актов в Российской Федерации и международных норм, а также собственное видение избранной проблемы. Доклад может быть написан на проведенном конкурсантом собственном исследовании проблемы в своем регионе, городе, школе, улице, семье. Практические результаты исследования рекомендуется представить в качестве приложения к теоретическому заключению в виде плакатов, схем, анкет, видеоматериалов, фотографии либо рисунка, отражающего содержание выбранной тематики. Прилагаемые к работе плакаты, схемы, иллюстративные материалы необходимо сложить так, чтобы они соответствовали формату А4.
Соавторство не допускается.
Все материалы представляются на русском языке в отпечатанном виде на листах формата А4. Объем материала – до 8 страниц машинописного текста через 1,5 интервала 14-м шрифтом (поля: верхнее, нижнее – 2,5; левое – 3, правое – 1 см). Объем приложений не ограничивается. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
Рецензия преподавателя и рекомендации руководителя учебного заведения обязательны.
На титульном листе указываются: наименование и почтовый адрес образовательного учреждения, телефон администрации; тема выбранной работы; фамилия, имя, отчество автора, класс, домашний адрес, телефон; ф.и.о., должность школьного (научного) руководителя, оказавшего методологическую и консультативную помощь учащемуся в написании работы; город, год.

Порядок и сроки проведения Конкурса
Конкурс проводится в четыре этапа: май 2002 г. – май 2003 г.
Первый этап (май 2002 г. – сентябрь 2002 г.) проводится в образовательном учреждении, детской общественной организации. Администрация образовательного учреждения, руководство общественной организации отбирает для участия в следующем этапе одну лучшую работу и до 1 октября 2002 г. направляет ее в орган управления образованием субъекта Российской Федерации (дата отправления определяется по почтовому штемпелю).
Второй этап (октябрь 2002 г. – ноябрь 2002 г.) проводится региональным оргкомитетом, сформированным органом управления образованием субъекта Российской Федерации (заочно). На данном этапе региональный оргкомитет из представленных работ по итогам первого этапа Конкурса отбирает три лучшие работы (по одной в каждой возрастной группе). Заявка на участие в третьем этапе, работы победителей и протокол направляются в Министерство образования Российской Федерации до 1 декабря 2002 г. В протоколе отражается состав конкурсной комиссии второго этапа, общее количество представленных работ, их тематика, указываются авторы и образовательные учреждения, обоснование выдвинутых работ на третий этап Конкурса.
Третий этап (декабрь 2002 г. – январь 2003 г.) проводится в форме интернет-конференции “Всероссийский детский правовой марафон” (далее – Марафон), в котором участвуют победители второго заочного этапа. В ходе Марафона участники представляют доклад по избранной проблеме (до 5 минут) и отвечают на вопросы членов жюри. Марафон проводится в течение одних суток с учетом часовых поясов Российской Федерации. Итоги Марафона оглашаются по завершению выступления всех участников и совещания членов всероссийского жюри. О порядке, сроках и месте проведения Марафона участники будут подробно информированы соответствующим письмом. Победители Марафона становятся участниками финала, который состоится в г.Москве.
В финале (февраль – май 2003 г.) участники выступают с кратким изложением конкурсной работы (до 5 минут) и отвечают на вопросы жюри и зала. Для участия в финале победители третьего тура прибывают в Москву с сопровождающим лицом (родителем или научным руководителем). О порядке, сроках и месте проведения участники будут подробно информированы соответствующим письмом.
Критерии оценки работ
При оценке письменной части работ учитываются:
– социальная значимость работы;
– самостоятельность исследования;
– новизна и неординарность подхода;
– оригинальность предложений;
– прогнозы (согласно собственному видению).
Критериями оценки выступления конкурсантов являются:
– ораторское мастерство выступающего;
– свободное владение материалом;
– общая эрудиция;
– качество ответов на вопросы;
– аргументированность;
– убедительность представляемых доводов.

Подведение итогов
По итогам финала Конкурса на торжественной церемонии награждения победителям вручаются дипломы Конкурса.
Победители награждаются специальными призами учредителей, путевками в детские летние оздоровительные лагеря (Всероссийский детский центр “Орленок”, летний лагерь актива Межрегиональной общественной организации детей и молодежи “Новая цивилизация”) и др.
Подведение итогов и награждение победителей происходит с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Лучшие работы по решению конкурсной комиссии будут опубликованы в сборнике Всероссийского конкурса “Права ребенка – в новом веке”.

Руководство Всероссийским конкурсом
Координацию деятельности по проведению конкурса осуществляет Всероссийский оргкомитет.
Общее руководство оргкомитетом осуществляется:
Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации (101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д.6), телефон (095) 925-62-64, факс 924-69-89, Калиш Ирина Викторовна;
Молодежной секцией Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (103084, Москва, Мясницкая ул., 47), телефон (095) 207-70-86, факс 207-03-18, Кузьминых Наталья Витальевна;
Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи “Новая цивилизация” (113152, Москва, ул. Малая Тульская, 59), телефон (095) 954-62-85, факс 954-62-72, Прутченков Александр Сергеевич;
Межрегиональной ассоциацией “За гражданское образование” (103012, Москва, Ветошный переулок, 13-15), телефон (095) 200-32-15, Димова Ирина Георгиевна.
Организация и проведение Конкурса в регионах возлагается на органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Приложение N 1
Примерные темы конкурсных работ и пояснительная записка
1. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан.
(Расскажите о том, как, где, когда Конвенция была принята, о ее основных положениях, оцените нормы Конвенции с вашей точки зрения).
2. Права ребенка в школе и дома.
(Расскажите, насколько равноправно относятся учителя в школах по отношению к ученикам на примере вашего региона, школы, о существующих в российском законодательстве нормах, регулирующих правовое положение ребенка в семье. Где вы себя ощущаете в безопасности: в школе или дома? Какие, на ваш взгляд, права должны быть даны ребенку дополнительно).
3. Социальная природа преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
(Раскройте причины и предложите возможные меры предотвращения детской преступности. Покажите динамику изменений количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними в вашем субъекте).
4. Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в деле защиты прав несовершеннолетних.
(Предложите наиболее действенные, на ваш взгляд, направления деятельности).
5. Подросток и наркотики.
(Расскажите о причинах, приводящих к детской наркомании. Употребление наркотиков подростками – их право или подлежит наказанию. Есть ли среди ваших друзей употребляющие наркотики? Как вы с этим боретесь? Какова общая ситуация по данному вопросу в вашем регионе?).
6. Влияние религиозных объединений на формирование сознания подростка.
(Это опасно или отражает свободу вероисповедания? Раскройте опасность скрытого влияния и предложите возможные средства защиты. Знаете ли вы о детях, подвергшихся в вашем регионе негативному воздействию со стороны таких объединений).
7. Воздействие средств массовой информации на формирование личного и массового сознания нового поколения.
(Какие программы, фильмы, передачи, на ваш взгляд, необходимо запретить на телевидении. Расскажите, как сказывается это влияние на формировании вашего мировоззрения).
8. Я – Президент Российской Федерации 21-го века.
(Какие бы первоочередные действия вы провели, находясь на этом ответственном посту один день, в области защиты прав ребенка, какие реформы вы могли бы предложить в области образования, здравоохранения и т.п. с учетом существующего законодательства).
9. Адрес “по прописке” – “Детский дом”.
(Раскройте положение ребенка в детском учреждении. Какие причины необходимо устранить, чтобы дети не попадали в детские дома? Какие взаимоотношения между детьми и воспитателями существуют в детском доме вашего города, поселка? С какими трудностями сталкиваются находящиеся там дети? Предложите вариант “Детского дома нового типа” для 21-го века).
10. Социальные права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
(Какие гарантии в первую очередь следует усилить для таких детей? Расскажите о ваших друзьях или знакомых, чьи родители были лишены родительских прав. Что для ребенка важнее: терпеть, но жить с родителем или быть в безопасности и вдали?).
11. “Несовершеннолетняя семья”.
(Что вы думаете о ранних браках. Необходимо ли их запретить. Что приводит к такой ситуации? Как много в вашем регионе заключается ранних браков среди несовершеннолетних? Ранний брак – необходим ли он обществу? Предложите основные формы поддержки молодой семьи).
12. Эмансипированный ребенок.
(Раскройте это понятие, пути приобретения. Для чего эмансипация необходима ребенку? Хотели бы вы заниматься предпринимательской деятельностью? Если да, то какой именно? Имелись ли в вашем регионе случаи признания ребенка эмансипированным: по данным органов опеки и попечительства и суда?).
13. Право ребенка на труд.
(Как оно реализуется в вашем регионе? С какого возраста, на каких условиях, с каким заработком и кем вы хотели бы начать работать? Какая основная цель поступления на работу движет школьниками? Какие основные источники дохода используются несовершеннолетними в вашем регионе?).
14. Уполномоченный по правам человека в школе.
(Предложите Положение об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса в школе. Какую основную функцию он должен выполнять? Хотели бы вы, чтобы в вашей школе был независимый посредник между учителями и учащимися?).
15. Осуществление права ребенка на судебную и иную защиту его законных прав и интересов.
(Какие основные гарантии, существующие в настоящее время в Российской Федерации, обеспечивают осуществление указанного права? Расскажите о ювенальных судах и возможности их учреждения в России).
16. Право на жизнь – основное право человека.
(Где и как это право закрепляется. Как вы относитесь к абортам среди девочек-подростков? Каково в новом веке должно быть наказание за лишение жизни ребенка и несовершеннолетнему гражданину, совершившему убийство?)
17. Свобода слова ребенка.
(Насколько открыто вы можете выражать собственное мнение в школе, дома, на улице, с друзьями? Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих? Как они к нему относятся и придерживаются ли ваших взглядов? Насколько терпимо вы сами относитесь к мнению взрослых и товарищей? Приведите примеры нетерпимого отношения к высказываниям ребенка, свидетелем которых вы были сами. Что вы обычно делаете, чтобы быть услышанными?).
18. Право ребенка на доступ к информации.
(Насколько легко вам получить необходимую информацию из национальных и международных источников. Назовите основные источники, откуда вы получаете информацию и какие трудности испытываете при необходимом поиске).
19. Ребенок и общество.
(Как вы оцениваете правовое положение ребенка в обществе на сегодняшний день? Как общество “относится” к ребенку? Что в этом отношении вы хотели бы изменить? Какие дополнительные гарантии должны быть предоставлены ребенку? Ощущаете ли вы себя полноценным гражданином? Каким видите общество 21-го века на момент вашего 18-летия?).
20. История создания института Уполномоченного по правам человека в России и зарубежных странах.
21. Уполномоченный по правам ребенка.
(Как вы думаете, необходимо ли ввести должность Уполномоченного по защите прав ребенка в РФ? Какова его роль?).
22. Право ребенка на образование – залог воспитания конкурентоспособных специалистов будущего.
(Поделитесь своим мнением относительно существующей на сегодняшний день в Российской Федерации системы образования. Должны ли быть все школьные предметы обязательными или их можно изучать по желанию ребенка (родителя). Что вас не устраивает в самой системе преподавания? Каким вы видите учителя XXI века? Должен ли, на ваш взгляд, быть введен закон, регламентирующий права участников образовательного процесса?
22. Здоровые дети – здоровая нация.
(Расскажите о нормативных актах, существующих в Российской Федерации, гарантирующих ребенку защиту и охрану здоровья. Какие меры предпринимаются вашими родителями, педагогами, властью в вашем регионе с целью укрепления здоровья несовершеннолетних? Ведете ли вы активный образ жизни, какие виды спорта предпочтительны среди ваших друзей, чем такая популярность объясняется? Посещаете ли вы уроки физической культуры в школе и считаете ли этот предмет обязательным для всех учеников? Расскажите о других аспектах воспитания здорового ребенка: вреде курения, алкоголя, наркотиков, показав при этом возможные пути правового регулирования защиты здоровья ребенка.
23. Дети-беженцы: миф или суровая реальность?
(Какие причины приводят родителей и детей к необходимости покинуть свою страну? Какие гарантии государственной защиты они при этом имеют? Расскажите о своем отношении и отношении ваших друзей и взрослых к беженцам, находящимся в вашей местности. Как у вас складываются с ними отношения? Проявляете ли вы терпимость и понимание? Расскажите о случаях нетерпимости, свидетелем которых вы являлись. Что должны предпринять все государства для предотвращения вынужденных переселений семей?).
24. Ребенок-инвалид – полноценный гражданин своего государства.
(Какие гарантии предоставлены детям-инвалидам международными актами и российским законодательством? Расскажите о ваших друзьях, знакомых, имеющих инвалидность, их способности к собственной организации, творческих, профессиональных возможностях, специально созданных для них условиях проживания и общения).
25. Право ребенка на физическую неприкосновенность.
(Сталкивались ли вы когда-нибудь с фактами грубого и недозволенного физического обращения с несовершеннолетними? Кто является в таких случаях виновником происходящего? Знаете ли вы о фактах сексуальной эксплуатации, совращения детей, включая проституцию и порнографию? Предлагали ли вам что-то подобное родители, друзья, незнакомые люди? Если да, то как вы поступили в данном случае? Какие меры защиты ребенка вы могли бы предложить?).
26. Отдых, досуг и культурная жизнь ребенка.
(Как в вашем регионе реализуется подобное право, закрепленное Конвенцией о правах ребенка? Как вы проводите свое свободное время? Принимают ли участие в проведении вашего досуга родители?
Темы и пояснительные записки являются примерными при написании доклада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте