Цели урока:- помочь уяснить учащимся суть политической сферы общества;- обеспечить усвоение учащимися понятий «государство», «нация», «полис»;- закрепить умения и навыки работы с книгой и дополнительными источниками информации;- развить аналитические и творческие способности учащихся.
Знания, умения и навыки: учащиеся после изучения темы должны объяснять смысл понятий «государство», «полис», «нация», называть основные признаки государства, уметь составлять рассказ об идеальном государстве. Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко и Е.А.Певцовой «Обществознание» 6 кл., параг. 6, стр. 36-41; рабочая тетрадь И.С.Хромова, стр. 17-18.Обсудим высказывание Платона о государстве. Платон рассматривает государственный строй по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в человеке есть три начала, так и в государстве существуют три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители – философы. Яростному началу соответствуют воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление он объявил условием прочности государства как совместного поселения людей. Переход из одного сословия в другое недопустим. Переход в сословие стражей или философов является величайшим преступлением. Каждый занимается тем делом, которое ему предназначено природой: «Занимайся своим делом и не вмешивайся в чужое – это и есть справедливость». Во главе государства должны стоять философы, только тогда государство избавится от зол.Аристотель различал правильное и неправильное государственное устройство:- правильный строй – строй, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или многие:монархия – форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху;аристократия – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного;полития – правит большинство в интересах общей пользы. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй»;- неправильный строй – тирания, олигархия, демократия. Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно демократии, считая ее наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, отклонение от политии – демократию, отклонение от демократии – охлократию.В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.План урока1. Государство, причины его появления. 2. Формы государственного устройства. 3. Государство и общество.Учитель: Из курса истории вы уже знакомы с понятием «государство». Запишите, что вы знаете о нем и его появлении.Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о государстве?Индивидуальная работа в тетрадях. Ребята пишут все, что знают о государстве. Изучение основных проблем урока в малых группах и парах. Государство, причины его появления. Функции. Инструктаж учеников о требованиях к выполнению заданий по работе с отрывком из труда Платона «Государство». Назвать причины появления государства. Выписать признаки государства и его функции.Групповая практическая работа с документом и текстом учебника, стр. 36. Работа в тетрадях индивидуально.Фронтальное обсуждение проблемы и запись в тетрадь. Государство – важнейшее учреждение общества, призванное обеспечить порядок и организовать общественную жизнь. Цель его создания – обеспечить людям безопасность, порядок, удовлетворить их потребности.Признаки государства: территория, население, армия, налоги, суверенитет.Индивидуальная работа в тетрадях. Обсуждение в парах. Проверка правильности выполнения заданий.Выполните задание 2 на стр. 18 рабочей тетради. Соедините стрелками слово «государство» с терминами, обозначающими его признаки. Задание 3, стр. 18. Прочитайте отрывок из сказок «Королевский баран» и «Спящая красавица» и найдите в них признаки государства. Прочитайте текст учебника (стр. 37-38). С какими формами государства вы ознакомились? Беседа по тексту. Вопросы:- Чем республика отличается от монархии? – Чем демократическое государство отличается от недемократического? Приведите примеры.Схема в тетрадях о формах государства: республика и монархия. Ученики объясняют понятия. Республика – во главе стоит выборный орган, обычно парламент. Монархия – ее возглавляет король, власть которого передается по наследству.Самой древней формой демократического государства считают город-полис. Опишите полис. Выпишите из учебника определение нации и зачитайте его соседу по парте. Нация – историческое объединение людей с общей территорией, экономическими связями, национальным характером, культурой. Отработка понятий «полис» и «нация». Словарная эстафета. Каждый говорит по 1 предложению. Подведение к осознанию различий общества и государства. Итоговая дискуссия. Что нового вы узнали на уроке об обществе и государстве? Чем отличается государство от общества? Соберите главные понятия урока в «корзину» терминов. Работа в группах. Пишут по одному понятию, которые изучали на уроке. Карточки складывают в коробку («корзину» терминов). Перед каждым новым уроком все изученные понятия вывешиваются на доске.Составьте синквейн по итогам урока. Государство. Суверенное, сильное. Защищает, организовывает, обеспечивает. Формы государства бывают разные. Общество. (Синквейн может быть и другим.)Домашнее задание Придумайте сказку об идеальном государстве (7-9 предложений). Ответьте на вопросы учебника 1, 2, 3, стр. 41.
Комментарии