search
main
0

Практика общения. или «Курс молодого бойца»

– Почему я встал у стенки? У меня дрожат коленки…- Татьяна пыталась сосредоточиться на предстоящем уроке, но в голову лез только этот детский стишок. Дрожало все – и коленки, и руки, и губы. Ей предстояло войти в класс Учителем.

Увы, встать у стенки было невозможно. Практикантка рассказывала, показывала, спрашивала – все в соответствии с планом урока, который, казалось, разрабатывала всю жизнь. Но в то же время ощущала, что все идет не так. Боялась услышать вопрос, на который не смогла бы ответить, или, наоборот, дать ответ, над которым дети будут смеяться… Впрочем, преподавательница, приставленная к Татьяне наставником, урок хвалила. И, видимо, полностью поверив в силы практикантки, больше на ее уроки не ходила.

– Я была молода, выдержки и благожелательности у меня хватало, – рассказывает Татьяна, теперь уже молодой специалист, правда, не в той школе, где проходила практику. – Грубить мне никому не хотелось, к тому, что дети меня испытывали на прочность, относилась с пониманием. Но вот система организации практики меня смутила. В университете нам «высказали» напутствие, в школе преподавательница не особо следила за тем, что я даю. Мне хотелось приносить ей планы уроков, согласовывать их. Нужны были советы – какие упражнения лучше давать, чего требовать, за что ставить оценки. Попробовала спросить у наставницы, получила в ответ, мол, делай, что хочешь, а там разберемся. Ничего, как-то сама справилась. Может, и к лучшему: так плавать иногда учат – бросают в воду и…

Татьяна «выплыла» самостоятельно. Но так везет не всем. Хотя состояние беспокойства у практикантов – явление обычное. По данным исследователей, практически у 99 процентов студентов, проходящих в школе «курс молодого бойца», наблюдается нервозность, напряженность, раздражительность, непоследовательность в действиях, неконтролируемость движений. Причем тревожность, являясь психолого-педагогическим явлением, оказывает существенное влияние и на профессиональную подготовку будущего учителя, и на становление личности студента. Будучи субъективной формой отражения учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, она включает оценку ситуаций педагогического воздействия и представления студента-практиканта о себе как о будущем учителе-профессионале. Причем тревожность оказывает формирующее влияние на уровень удовлетворенности избранной профессией практиканта. Именно от первых шагов зависит, быть или не быть ему настоящим педагогом. Есть масса способов преодолевать тревожность – спецкурсы и практикумы в вузе, занятия с психологом. Но решающую роль тут играют наставник, администрация, коллектив школы, в которую практикант попал.

Как ни странно, в начале педагогической деятельности молодой специалист – или еще не совсем специалист – довольно неплохо представляет себе, что и как нужно делать, организуя работу с детским коллективом. Студентам педагогических вузов в полном объеме даются педагогические дисциплины, при изучении которых в основном рассматриваются проблемы педагогического взаимодействия в системе отношений «педагог – ребенок». Последствия такого «однобокого» подхода сказываются на профессиональной адаптации молодого учителя, тем более практиканта, к условиям реальной педагогической действительности. Ведь педагогическое взаимодействие не ограничивается этими рамками, и у многих практикантов возникают серьезные проблемы в плане организации общения на других уровнях, особенно с коллегами, администрацией, родителями учеников.

Далеко не во всех школах хотят принимать практикантов, что неудивительно, так как работа эта хлопотная и неоплачиваемая. Если же учебное заведение берет студентов, то частенько они делают то, что нужно школе, а это не всегда совпадает с тем, что необходимо практиканту. Будущие информатики, например, редко допускаются до уроков – обычно они успевают за практику только отремонтировать компьютеры. Но студенты распределяются на практику задолго до ее начала. Поэтому у них есть возможность заранее познакомиться со школой, будущим руководителем практики, понять, насколько они там нужны. Значит, можно попробовать изменить ситуацию. Лучше всего попасть на практику в базовое учреждение – школу, которая сотрудничает с вузом на постоянной основе. Здесь вы будете не одиноки – в базовые учебные заведения направляют обычно несколько студентов. Главное – здесь, как правило, умеют и любят работать с практикантами. Руководители практики и администрация школы понимают, что студенты еще не являются кадровыми специалистами и их основная задача – приобретение профессионально-педагогических умений. Поэтому работа с практикантами организуется так, чтобы сначала научить их, дать время овладеть необходимыми навыками, а затем уже требовать выполнения педагогических задач на определенном уровне.

В любом случае будущий педагог должен помнить – не стоит требовать от других хорошего отношения к себе. Никто не обязан вас любить, и даже заниматься с вами не обязаны. Придется постараться, чтобы общение с вами доставляло другим удовольствие или по крайней мере не вызывало раздражения. Да, изменения в обществе требуют «нового учителя», обладающего комплексом характеристик: инициативой, профессионализмом, конкурентоспособностью. Но все это нужно доказывать делом, а не спорами со старшими педагогами. Очень важен, кстати, ваш внешний вид. Не нужно устраивать «революцию» в школе суперкороткими юбками или драными джинсами. Конечно, только встречают по одежке, провожают уже по уму. Но зачем же ждать, когда вас проводят? Помните, что первая встреча с коллективом – ответственный момент в ходе практики. От нее во многом зависит, как сложатся ваши отношения в коллективе. Будьте готовы, что понравитесь не всем с первого взгляда. Не тратьте времени на завоевание симпатии и интереса у тех, кому вы не понравились, а всю свою активность направьте на тех, кто еще индифферентен к вам. И не мучайтесь вопросом, что в вас не так, если вы с ходу пришлись кому-то не по душе. Коллектив в школе преимущественно женский, а дамы могут элементарно ревновать к молодости. Постарайтесь не заводить близких отношений в коллективе – тогда ревность станет еще более оправданной. Вежливость, добросердечность, корректность, скромность, тактичность и уважение – вот качества, которые помогут вам. Постарайтесь запомнить, как зовут всех педагогов. Лучше записать и выучить дома. Имя-отчество человека – это очень важные для него слова.

Чтобы уважали вас, прежде всего нужно завоевать уважение к себе у себя. А для этого нужно много учиться, заниматься саморазвитием. Уважение педагог завоевывает знаниями, умением преподнести материал, желанием и стремлением научить детей чему-нибудь новому и интересному. Постарайтесь показать свои лучшие стороны, максимально раскрыть присущие вам педагогические возможности. Это сыграет большую роль в вашей профессиональной самооценке и оценке вас как специалиста со стороны руководителей практики, педагогов, сокурсников. Не бойтесь просить совета у старших. Не помог наставник – подойдите к методисту, психологу, педагогу, который вам кажется передовым, директору. Спрашивайте мнение о своих идеях, не комментируя их отсутствие у других. На практике у вас есть реальная возможность проявить самостоятельность, творческую инициативу. Старайтесь помочь коллегам сами – в чем можете. Только не советами! Вряд ли взрослые опытные люди с удовольствием воспримут совет вчерашнего школьника. Пускай это будет мелочь – принести нужную книжку, вкрутить лампочку, но все это формирует мнение о вас как о человеке отзывчивом. Не отгораживайтесь от жизни коллектива, не будьте снобом, даже если вам надоело обсуждение очередной «мыльной оперы» в учительской. Но и не вступайте ни в какие группировки, если они есть в коллективе, иначе рискуете погрязнуть в интригах. Не обсуждайте, а точнее, не осуждайте со старшими товарищами своих коллег, не критикуйте школьные порядки. Соблюдайте принцип компетентности и соответствия должности: каждый на своем рабочем месте должен четко и в срок выполнять свои функции. Вот и выполняйте. Внимательно изучайте педагогическую деятельность наставника и других опытных педагогов, подмечайте все нюансы их работы. Создавайте «копилку педагогических находок». Опыт профессионала в организации деятельности детей, решении конфликтных ситуаций, использовании определенных средств, методов и приемов работы с детьми – это неоценимый клад, который вы можете для себя открыть на практике. Вы пришли учиться у старших, а не учить их. Каждый из нас ощущает себя человеком неповторимым, глубоко индивидуальным и значимым. Более того, каждый требует к себе соответствующего отношения, как правило, особого. Присматривайтесь к людям, ищите подходы, советуйтесь с психологом. Каждый из участников педагогического взаимодействия имеет право на свою собственную точку зрения, взгляды, позицию и право на их выражение. Учитывать это право должны все участники педагогического процесса. Только тогда можно говорить о развитом чувстве индивидуальности. Изначальное отношение ко всем участникам педагогического процесса должно быть по возможности лишено всяческих установок и стереотипизированных представлений. Каждый человек изначально воспринимается как открытый, искренний, добрый. Он рассчитывает на доброжелательное отношение к себе, окружающим и своим близким. Открытость и доброжелательность рассматриваются не как свойство человека, а как залог конструктивного общения. И когда коллеги критикуют ваши уроки, убеждайте себя, что даже из не самых добрых замечаний можно сделать полезные выводы, которые послужат делу.

Высокий ритм практики нередко приводит к ошибкам в педагогической деятельности. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но, признав свою ошибку, вы становитесь на ступень выше. Старайтесь сами исправлять промахи. Главное, помните, что ребенок, его интересы и потребности – это то, ради чего организована вся педагогическая деятельность. Сосредоточьтесь на детях, на классе. Постоянное отслеживание, соответствуете вы или нет необходимым требованиям, только снизит уровень вашей работы. Вы работаете прежде всего для детей, а не для тех, кто ставит вам оценки за практику. Такая позиция поможет легче решать поставленные задачи, свободнее и быстрее находить выход из неожиданно возникающих ситуаций.

Инна ДМИТРИЕВА, кандидат психологических наук, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте