search
main
0

Практическая философия. Курс «Этика» в школе

Предлагаю вниманию коллег вариант программы курса этики для 10-го класса общеобразовательной школы. Идея включения курса этики в программу не нова. Авторы одной из публикаций назвали этику в числе курсов, «долгое время прививавшихся в средней школе и с завидным постоянством отторгавшихся учительской и ученической массой». Так есть ли смысл в изучении этики школьниками? В качестве ответа процитирую: «Этика уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование представляет собой не просто расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности». На мой взгляд, этот курс необходим в гражданском образовании.

Этику называют «практической философией». Она учит не морали, а сознательному и разумному отношению к нравственным проблемам. Цель ее – не знания, а поступки.

Уроки этики – это прежде всего откровенный разговор о жизни. Каждый из вопросов морального комплекса имеет дискуссионный характер и может стать основой для диалога между учителем, учениками, нашими современниками и мыслителями прошлых эпох.

Что есть добро и зло? Как стать счастливым? В чем смысл жизни? Обсуждение этих и других вопросов дает возможность молодому человеку осознать их личностный смысл, увидеть реальное многообразие индивидуальных проявлений в пространстве этического знания.

Содержание курса

Тема 1 (4 часа)

Этика, мораль, нравственность

Этика – наука о морали и нравственности. Возникновение этики. Роль морали в жизни человека и общества. Становление морали. «Золотое» правило нравственности. Нравственный прогресс: иллюзия и реальность.

Тема 2 (13 часов)

Высшие моральные ценности и их роль в жизни человека

Человек в поисках идеала. Кумиры и идеалы. Добро как высшая моральная ценность. Диалектика добра и зла. Добродетель и порок. Моральный выбор. Нравственная свобода человека и ответственность. Долг и совесть. Совесть и стыд. Муки нечистой совести. Честь и достоинство – показатель моральной ценности человека. Смысл жизни. Поиск смысла. Счастье как оценка жизни. Жизнь и смерть. Смерть и бессмертие.

Тема 3 (10 часов)

Нравственные ценности дружбы, любви, семьи

Товарищество и дружба. Их нравственный смысл и важнейшие ценности. Юношеский идеал дружбы. Нравственный смысл любви. Виды любви. Юношеская любовь. Моральная ценность семьи. Современная семья: особенности нравственных проблем. Нравственные аспекты супружества. Родители и дети. Взаимоотношения поколений.

Тема 4 (7 часов)

Нравственная культура личности

Нравственная культура как единство этических знаний, нравственных чувств и поступков. Человеческое общение. Нравственные принципы и нормы общения. Этикет. Этикетные формы поведения. Воспитание и самовоспитание нравственной культуры.

Методическая разработка урока «Добродетель и порок»

Вступительное слово учителя. В прошлый раз мы говорили о добре и зле. Каждое деяние человека прямо или косвенно опосредовано выбором между добром и злом, добродетелью и пороком. Предметом нашего рассмотрения сегодня будут добродетель и порок как воплощение добра и зла в человеке. Особенно важно, чтобы каждый из вас направил свои мысли на себя, на собственную жизнь. В процессе урока предлагаю вам делать опорные записи в тетради. Возможная форма записи – на доске.

Итак, начнем с вопроса: какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «добродетель»? Ученики называют их. Я обращаю их внимание на репродукции иконы А.Рублева «Троица» и картины М.Врубеля «Демон». Это мое понимание добродетели и порока.

Теперь рассмотрим этический смысл понятия «добродетель». В этике оно имеет несколько значений. В одних случаях под добродетелью подразумевают конкретное качество личности. При этом используют множественное число. Добродетели – это моральные достоинства. Пороки – это отрицательные качества, т.е. моральные недостатки. В другом значении слово «добродетель» может выступать как обобщающее понятие. Добродетельный человек – то же, что моральный человек, порочный – аморальный… Напоминаю о записях в тетрадях.

Обратимся к первому определению и наполним его конкретным содержанием. Опираясь на ваше мнение, я составила перечень качеств, которые могут считаться добродетелями (накануне урока проводилась анкета «Какие качества вы цените в людях»). Сейчас и здесь состоится аукцион. Его необычность заключается в том, что в качестве лотов выставляются не материальные предметы, а моральные достоинства человека (например, честность, гуманность, ответственность, справедливость, честь и достоинство и т.д.) И вы можете их приобрести. Цель аукциона – осмыслить свои ценностные ориентации. После завершения аукциона прошу каждого ученика, «купившего» добродетель, объяснить свой выбор.

Как вы думаете, являются ли эти качества добродетелями с точки зрения другой культуры?.. Выслушав мнения учеников, делаем вывод об исторической определенности представлений о добродетели. Слушаем мини-сообщение о кардинальном (умеренность, мужество, мудрость и справедливость) и теологическом (вера, надежда, любовь) наборах добродетелей.

Далее внимание учащихся обращается на этимологию слова «добродетель» в русском языке. Какая важная характеристика рассматриваемого понятия скрыта в нем?.. Добродетель заключается в деянии добра.

Приведите примеры литературных героев, исторических деятелей, которых вы могли бы назвать добродетельными… Кто из ваших знакомых является таковым?.. Могли бы вы назвать добродетельным себя?.. Итак, мы подошли к противоречию между знанием добродетели и ее осуществлением. Хорошо об этом сказал Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Предлагаю вам обсудить это противоречие. Почему люди, зная, в чем заключается добродетель, ведут порочную жизнь?..

Обсуждение происходит в группах. Каждая группа формулирует мнение и представляет его вниманию класса. В ходе диалога обращаю внимание учащихся на высказывания о добродетели (помещаются на доске). Например: «Добродетель есть сила в исполнении своего долга» (И.Кант); «Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие» (Л.Н.Толстой); «Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу» (М. Монтень); «Основа всякой добродетели – в способности человека отказаться от удовлетворения своих желаний, когда разум их не одобряет» (Д.Локк). Какая мысль объединяет эти высказывания? Согласны ли вы с ней?..

Вернемся к теме. Мы много говорили о добродетели. А как же порок?

Предлагаю вам поразмышлять над смыслом старинной китайской притчи о добродетели и пороке (см. А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика. – М., 1998 – стр. 247). В результате делаем вывод об их взаимоопределенности.

Проверяем записи, которые ученики делали в своих тетрадях. Они могут иметь такой вид:

Содержание понятия «добродетель»: это конкретное положительное качество личности, моральное достоинство; это обобщенный показатель характера, добродетельный человек – то же, что моральный человек.

Характеристики добродетели: представления о добродетели имеют историческую определенность; добродетель активна: она обретается в деятельности, в деянии добра; добродетель требует от человека сознательного усилия, решимости жить на основе моральных принципов; добродетель с пороком взаимосвязаны, познаются в сопоставлении друг c другом.

Завершая урок, проводим рефлексию. Цель – осознание учащимися всего происходившего на уроке, приобретенного как в плане рациональном, так и в эмоциональном. Предлагаю им закончить фразу «Я и добродетель…».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте