search
main
0

Позволив внутреннему солнцу светить

Качество образования и развитие талантов: слагаемые успеха

Сегодняшние выпускники школы выходят на совершенно новый рынок труда, и вопрос подготовки людей, способных к восприятию инноваций, включению в творческую деятельность, сейчас актуален, как никогда. Не случайно одной из задач национального проекта «Образование» стало формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение обучающихся, в том числе в области профессиональной деятельности. Ключевые слова федерального проекта «Успех каждого ребенка» – дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.

Школа №1575 на протяжении ряда лет реализует проект «Одаренные дети». Его цель на уровне образовательного учреждения – создание условий для выявления, развития и поддержки одаренности обучающихся и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в интересах ребенка, семьи, общества. Каждый классный руководитель осуществляет эту цель через выстраивание индивидуальной образовательной траектории учащегося во взаимодействии с родителями и педагогами, работающими в классе.

Одаренность в современной науке определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности. Ее рассматривают как достижения и как возможность достижений. Смысл этого утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые еще могут проявиться.

В Послании Президента Федеральному Собранию 2016 года есть такие слова: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом успех России». Наш проект «Одаренные дети» с самого начала был рассчитан на обычных учащихся, которые проживают в районе школы. Обсуждая пути достижения цели, мы пришли к выводу, что главная задача – обеспечить получение массовых высоких образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Только такой подход позволит говорить о развитии способностей каждого школьника. Безусловно, проект не может быть реализован без соответствующей квалификации кадров, работающих с одаренными детьми, и без создания современной высокотехнологичной образовательной среды. Сформировать такую среду позволило участие в проекте «Школа старшеклассников».

Результаты, которых мы добились, показывают, что приоритеты были определены верно: на сегодняшний день школа – девятикратный лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования, входит в число 20 школ Москвы с наибольшим вкладом в создание условий для развития талантов у максимального количества обучающихся, ежегодно занимает места в первой сотне рейтинга 300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России.

Главной идеей работы в проекте стало обеспечение персонализированного подхода к каждому ребенку. А это значит, что ключевым становится слово «выбор».

В старшей школе учебная деятельность осуществляется на основе максимально широкого выбора профилей через обучение в инженерных, академических, педагогических, информационно-технологических и медиаклассах. Предпрофессиональное образование организовано на основе трехсторонних договоров между школой, вузами, научными организациями и перспективными работодателями. Занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, ученые, а также специалисты предприятий-партнеров. Обучение в предпрофессиональных классах создает возможность осознанного выбора современных профессий, знакомит с их содержанием, дает понимание особенностей и перспективности самых различных видов профессиональной деятельности, востребованной в Москве.

Школьники имеют возможность заниматься на экспериментально-лабораторной базе научно-образовательных центров университетов: МГУ имени М.В.Ло­мо­но­сова, МГТУ имени Н.Э.Бау­ма­на, Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета ­(МАДИ), Московского авиа­ционного института (Национального исследовательского университета МАИ), а также Института биоорганической химии имени академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Ов­чин­никова РАН, Института общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова РАН.

Совместная работа с предприятиями усиливает предпрофессиональную подготовку обучающихся. Осуществляется сотрудничество с организациями-парт­нерами из числа возможных работодателей: Росатомом, Рос­техом, Роскосмосом, АО «РСК «МиГ», АО «Вертолеты России», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Камов», ГУП «Мосгортранс», ПАО «Мегафон», «Билайн», Яндексом, ОАО «Ростелеком», ПАО «Сбербанк» и рядом других.

Формирование готовности к обучению в классах предпрофессионального образования происходит на уровне основной школы через реализацию таких проектов и программ, как «Математическая вертикаль», «Школьная лига РОСНАНО», «Москва: международная школа качества», «Профессиональное обучение без границ», участие в движении WorldSkills. Ранняя профориентация обеспечивается через обучение в предпрофильных и предпроектных классах начиная с пятого класса.

В начальной школе проект «Эффективная начальная школа» позволяет освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников.

Развитие талантов каждого обучающегося обеспечено за счет взаимодействия основного и дополнительного образования. Именно дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительными общеразвивающими программами охвачены около 90% обучающихся, в кружках естественно-научной и технической направленностей занимаются более 60% детей.

В 12-15 лет человек находится в поисках смысла и себя, мотивация меняется, поэтому должно быть предоставлено поле для проб, а форматы работы должны предлагать решение проблемных заданий с получением практически значимых результатов. Для московских школьников весь город стал уникальной образовательной средой, где приветствуются нетрадиционные подходы в области формирования учебной самостоятельности, организации поисково-пробных действий вне стен школы, взаимодействия с сетевыми партнерами. На первый план в такой ситуации выходит мотивация к проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся включаются как в индивидуальное проектирование, так и в коллективную распределенную проектную и исследовательскую деятельность, приобретают необходимые компетентности.

Формирование ключевых (надпрофессиональных) компетенций происходит в рамках реализации программ KidSkills, JuniorSkills. Наши школьники ежегодно становятся победителями и призерами в компетенции «Инженерия космических систем» Открытого чемпионата профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia. Осуществление того, что значимо для них и востребовано социумом, является сильнейшим мотиватором дальнейшей работы по развитию имеющихся способностей.

В число мотивирующих сред входят олимпиады и конкурсы, которые сегодня рассматриваются как ресурс развития общего образования. Участвуя в этих форматах, ребенок обретает уверенность в своих силах и неизбежно наращивает образовательный багаж, совершенствует свои способности, учится быть лидером. Школьный и муниципальный этапы Всероссийской и Московской олимпиад школьников стали массовыми, из года в год растет число победителей и призеров. Например, на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в этом учебном году 15 наших школьников стали победителями, 81 – призерами.

Вовлечению детей в непростую олимпиадную и конкурсную деятельность способствуют развитие и совершенствование системы наставничества для поддержки одаренных детей высококвалифицированными педагогами и тренерами, готовящими к результативному участию в соревновательных мероприятиях, в том числе с использованием возможностей наставничества со стороны опытных участников соревнований, конкурсов, олимпиад, чемпионатов.

Динамика достижений обучающихся отслеживается через портфолио и базы данных. Мы учитываем результаты участия в независимых диагностиках и ГИА, во Всероссийской олимпиаде школьников и других олимпиадах, в конкурсах, конференциях, результаты сдачи предпрофессионального экзамена и участия в чемпионате WorldSkills Russia. Достигнутые показатели являются основой для принятия эффективных управленческих решений с целью получения новых результатов.

Есть одно существенное условие, без которого развитие способностей не состоится: формирование внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. Важно, какое применение найдет талант. Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Обеспечивая детям условия для развития талантов, мы помогаем им самоопределиться, взрастить в себе творческий подход ко всем сферам жизни, в конечном счете достойно ответить на самые непростые вызовы времени.

Всем знакомо выражение «Россия богата талантами». Сегодня мы видим, как молодежь охотно отзывается на нужды страны, своими прорывными идеями и энергичной деятельностью вносит вклад в ее развитие. Важно дать равные шансы всем, кто хочет поверить в себя и в свой талант.

Ирина БОБРОВА, директор школы №1575

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте