Сказка «Золушка» считается одной из самых древних в истории человечества. Очень близкий сюжет обнаружен в египетских папирусах, а также воплощен в фольклоре разных народов мира. Имя героини связано с золой, так как ей пришлось выполнять самые грязные работы. Но есть и другие наименования: англ. Cinderella, фр. Cendrillon, нем. Aschenputtel, а И.С. Тургенев перевёл название сказки «Замарашка». Сказка стала популярной по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле. Наиболее известный памятник Золушке установлен в Брюсселе (Бельгия).

Было это в стародавние времена в Тристатысячном царстве, Однотретьем государстве. Как водится, своя образовательная организация там тоже была. И не самая плохая. Но какая-то самодостаточная – в конкурсах не участвовала, акции игнорировала, на собраниях «ура» не кричала, волонтёров на всякие пафосные мероприятия давала мало и «из-под палки». Терпели такую вольницу в Тристатысячном и Однотретьем, да всякому терпению конец приходит. Вот и тут оно лопнуло так, что всю округу забрызгало жидкостью едкой, встряхивающей, вызывающей зуд активизма, мешающей не только лежать, но и сидеть, а порой даже и стоять на месте.

Направили с целью «вдохнуть новую жизнь» нового руководителя, которым стал Борис Осипович Дрящий. Местные острословы сразу и кличку дали, необидную, скорее аббревиатурную, всеми признанную соответствующей – БОДрящий. Да не одного, а с командой поддержки. Его заместителями стали большой любитель спортивных игр Иерархий Распределитиевич Рейтингов и непреклонная (один местный педагог так был ею впечатлен, что оговорился и назвал её «непокобелимой») Мучителева Указка Надзирательевна. Начали они крутить-вертеть, тоску разгонять, застой устранять, рейтинг поднимать. Надо сказать, что Рейтинг в той далекой стране всё определял. Никто его в глаза не видел, но каждый с придыханием о нём говорил. Почти каждый. В этой образовательной организации и после серьезной чистки и уборки остались по углам «остатки былой вольницы», забились золой в щели – не выковырять и не вымести пока не удавалось. «Но это пока», – зловеще замечал БОДрящий.
Пришёл Рейтинг (тут мы используем заглавную букву еще и с намеком на бурную деятельность Рейтингова, но в целом она соответствует тому «придыханию», с каким некоторые люди в образовании относятся к данному слову) и в эту школу. Как вошел непонятно, без пропуска, минуя охрану, видимо, пробрался «по огородам» и «задворкам». А потом укрепился, укоренился, пустил корни, зацвел и заколосился. Баллы стали править образовательной жизнью. Всех было решено расставить по местам от первого до последнего (один раздосадованный биолог, хлопнув входной дверью на прощание, назвал это «обалльваниванием и рейтинговарием», но внимания никто не обратил или сделали вид, что не обратили). Каждому выдали особый бейдж успешности (БУ), где каждый месяц обновлялось место в особом списке. Но и на общее обозрение была вывешена Таблица текущих результатов. Иерархий Распределитиевич развернул свой талант спортивной статистики. Подсчитывалось каждое действие, внимательно изучалось, «опроцентивалось», умножалось на всякие коэффициенты, делилось, корни из получившегося извлекались, а потом всё тщательно высушивалось и на общее обозрение вывешивалось в Таблице (то есть помещалось) и был текущий циферблат (правда, здесь нередко вторая часть слова оказывала сильное влияние на результат). А Указка Надзирательевна неуклонно информировала, следила за «справедливым» получением наград и наказаний, грамот и выговоров, «восхвалений» и «головомоек».
Аналитики (и такие в штате были у БОДрящего) по текущему рейтингу расставляли всех по местам – не только учеников, но и педагогов, родителей, а также администраторов-управленцев. Эта процедура называлась красиво: «Выстраивание по росту», подразумевался карьерный и личностный рост в будущем (слышали мы, что в незапамятные времена говорили, что «дураков по росту строят» но мы ни на что не намекаем, лишь цитируем чьи-то слова, да и времена те давно канули в Лету). Надо поощрять передовиков, а также подбадривать отстающих. Поэтому еще придумали Доску Позора и Доску Почета.
Лидерами рейтинга были две десятиклассницы. Красолушка – активная, везде выдвигается, инициативу проявляет, в конкурсах участвует, локтями конкурентов расталкивает, говорит бойко и уверенно, сомнениям не подвержена, все неудачи считает временными, живёт «здесь и сейчас». Вот такие здесисейчастники (просьба не путать с частниками, несчастниками и безучастниками) востребованы и поощряемы, обласканы и пропихнуты на нужные места. Они живут одним днем, гордятся этим и других учат, чтобы только и находились в моменте, ни на прошлое не оглядываются, ни о будущем не задумываются! Зато всегда с улыбкой, потому что магия обворожительной улыбки, как ими утверждается, творит чудеса (видимо, тут нужна будет отдельная сказка). Исчезают мысли и смыслы, но цветут возвышенные мечты, смелые фантазии, распускаются многоцветные иллюзии, растут как грибы воздушные замки, колосятся амбиции. Ничего, что почва бедновата и корни мелковаты. Как говорится, «и на камнях растут деревья» (а где это говорится представляем узнать особо любознательным читателям, может еще и художественный фильм посмотрят).
Другую стратегию выбрала Зубрилушка. Она брала усидчивостью, настойчивым повторением (мы же все еще с детства помним про «мать учения»!), отработкой и тренировкой. Ничего лишнего себе не позволяла. Чтение – только по одобренной программе, просмотры по рекомендациям компетентных педагогов, отдых по распорядку для накопления новых сил для очередных учебных подвигов. Если и удавалось выбраться в путешествия и на экскурсии, то только с познавательными задачами. Все домашние задания аккуратно делала, тщательно записывала, а ответы репетировала.
Красолушка и Зубрилушка считались звёздами школы. Все ими гордились. Если вы спросите, а что это значит, то мы ответим – раздувались во все стороны, щёки надували, слова пафосные бросали в пространство, громко кричали «браво» и раскатисто рычали «позор». Вот про последнее и надо бы упомянуть тоже. Там же и Доска Позора была. Вот туда и поместили отстающую одноклассницу наших Красолушки и Зубрилушки – Позорушку. Выглядела она полной учебной и воспитательной замарашкой, инициативу не проявляла, глаза не поджигала, вприпрыжку не бегала, в толпе почему-то не любила находиться. Говорила, что её массовые скандирования и маршировки как-то пугают. Но мы ей верить не будем – ленива была, безучастна, пассивна. Одним словом – единоличница Позорушка. Соответственно все ее стыдились. Вот только как это происходило пока не исследовано. С гордостью разобрались, а со стыдом – сплошные «белые пятна». Надеемся, что среди читателей найдутся пытливые исследователи, которые и этот дефицит ликвидируют. Ждём с нетерпением.
Вот такая обрисовалась образовательная ситуации, не побоимся даже такого сочетания – школьная диспозиция с авангардом и арьергардом. Тут подоспело важное испытание. Задумал один Сиятельный Высокий Начальник (ироничные любители сокращений, которых из описываемого нами заведения пока еще не повывели до конца, для краткости предложили называть его каким-то полуприличным словом Свынач, потому что по имени его называть боялись, а до нас это имя и не дошло вовсе через века) конкурс под названием «Хрустальная образовательная витрина». Конечно, под мероприятие (а это именно и было мероприятие – требовалось принять меры для повышения активности, подталкивания образования к красивым и ярким жестам) выглядело солидно – Оргкомитет, эксперты, «свадебные генералы», «свахи», танцорики разные, массовка и тусовка. Все как обычно – с запланированными банкетами, приветами, концертами, освящениями и благословениями. Председательствовал Блатной Благодар Блаженович (и тут острословы не удержались, дав ему в своём привычном стиле кличку – Бла-Бла-Бла). Но сытости и довольства собой они не смогли отменить во всём его поведении и внешнем виде.
С пафосом Благодар Блаженович объявил волю Сныча и предлагаемую форму конкурса – учебный бал. Чем-то он походил на обычный традиционный бал – участникам предлагалось нарядиться (особо рьяные еще и маски себе бросились заготавливать), «музыка» играла определенными отрезками (имеется в виду продолжительность каждого занятия), ученики должны были петь и танцевать, соблюдались важные ритуалы и по сценарию разыгрывались подготовленные заранее спектакли по ролям. В определенный и установленный момент звенел звонок, образовательные чудесные экспонаты превращались в железобетонные арматуры, наряды серели и ветшали, вылезали прорехи и заплатки. Поэтому педагогам требовалось всё успеть до его звонкого и неотвратимого приговора. Потом объявлялся новый тур, а результаты предыдущего помещались в выставочную витрину. Каждый шаг был расписан, прописан и предписан. Всё экспонаты распределялись по трем категориям: УЧУ – учебное чудо, ПРОЧУ – просветительское чудо, ОБЧУ – образовательное чудо.
Б.О. Дрящий распорядился, чтобы действо прошло «без сучка и задоринки», «как положено» (правда, кем, куда, когда и зачем это что-то было положено он не пояснил). Рейтингов и Мучителева были управленцами опытными. Тут же план накидали, роли распределили, слова нужные расписали, ответственных назначили. Красолушку и Зубрилушку в первые ряды выдвинули, а Позорушку срочно отправили на домашнее обучение – пусть там перебирает и отделяет одно от другого – склонения от спряжений, роды от падежей, материки от стран света, типы от видов, тангенсы от котангенсов, синтаксис от пунктуации, барщину от оброка, анархистов от монархистов, числитель от знаменателя, симбиоз от паразитизма, щёлочи от кислот. Да мало ли что найдётся, чтобы смешать и заставить потом перебирать! И тут подошли завучи к делу серьезно. Указка Надзирательевна сделала всё возможное, чтобы не подвела Позорушка весь коллектив.
Долго конкурсы готовятся, да быстро проводятся. Вот и наступил долгожданный день. Начались туры учебных вальсов. Стихи с правильной позиции декламировались, первоклассники нарядные и серьезные танцевали, сценку из сказки представили, хлеб-соль кому надо поднесли, а кому не надо – стороной обнесли на всякий случай, благодетелей упомянули, хлопали весело и бодро. Зубрилушка выучила наизусть научный доклад с забористыми терминами и туманными теоретическими рассуждениями. А Красолушка со стендапом выступила, сыпала лозунгами и речовками, призывами и частушками. Каждое действие на бале получало балл, но не баловали эксперты педагогов, были строги, хотя и справедливы. Результаты тщательно упаковывались и в витрину относились, каждый был подписан и описан, подкрашен и украшен.
Но тут опытный взгляд Б.О. Дрящего обнаружил проблему. Пока не догадались проверяющие и не обратили своего надзирающего внимания срочно призвал к себе Рейтингова и Мучителеву, а также на всякий случай и классного руководителя Фееву Кристину Ореховну. О ней пока речи не было. Потому что уходящая натура – ироничная, критичная, вечно что-то придумывает и надумывает, норовит по-своему сделать, бумаг на читает, на приказы чихает. Только ради конкурса её и оставили, ненадолго. Вот теперь призвали «тушить пожар». Борис Осипович размахивал руками и тыкал пальцем в программу мероприятия. Поначалу было непонятно. Постепенно из бессвязного мычания и оханий с закатыванием глаз ко лбу стала проявляться проблема. Напомним, что конкурс назывался «Хрустальная образовательная витрина». А вот хрусталя-то и не было в их витрине. Кому этот отживший свой век и прошедший пик славы хрусталь нужен сегодня? Но раз Свынач подписал бумагу с такими формулировками, то «кровь из носу», а надо соответствовать. Напало на всех оцепенение, страх и ужас поселились в глазах.
Выручила Феева. Она вспомнила, что собирала с учеников информацию про хобби. Такой разной информации были тонны, но запоминается все-таки что-то оригинальное. Вот ее и удивило хобби Позорушки – склеивать кристаллы хрусталя в разные фигурки, делать маленькие картинки и мозаику. Помнится, возмущалась, что все дети нормальные увлечения имеют – марки собирают, танцы разучивают, в теннис играют, некоторые даже на звёзды даже смотрят (или на звёзд – этого Феева точно не помнила). А тут такое чудачество. Но что взять с Позорушки?! Огонёк надежды затеплился в душах руководящей команды образовательной организации. Послали за Позорушкой с предписанием явиться с материалами, инструментами и всякими смесями необходимыми, чтобы сделать хрустальную витрину.

В сказке всё быстро происходит – и карета нашлась, и лошади уже запряжены, а сопровождающие находятся в полной готовности. Позорушку доставили быстро. А там уже Благодар Блаженович готовился посетить витрину, осмотреть собранные на балу экспонаты – уже обалленные, с бейджиками особыми, с присутствием вау-эффекта (без него никуда в образовании) и грамотным интерфейсом (по нему комиссия могла ударить почище, чем просто по лицу). И люди серьезные его сопровождают – Скороспелов, Обёрткин, Плевалкина, Мемчиков, братья Присутствиев и Отсутствиев (они были взаимозаменяемы), а также известный ветеран педагогического труда Шайкова Лейка Поруковна. Таких «на мякине не проведёшь» и в «уши не надуешь». К счастью, по дороге согласились пирожками закусить, чай-кофе попить, беседы поразговаривать профессиональные.
А в это время Позорушка быстро клеила кусочки хрусталя, пристраивала их друг к другу, красоту наводила, витрину создавала. Да в спешке не заметила, как палец оставил отпечаток на красивой цветной полоске внизу. И никто не заметил. Потому что витрина удалась на славу. Тут надо отдать должное Б.Б. Блатному. Он мог отличить подлинные шедевры от фальшивых. Да и внутри неплохо смотрелся набор экспонатов. Особенно он заиграл, когда стал преломляться в гранях хрустальных, аж хруст стоял зубовный от удовольствия комиссии (но мы точно не знаем, отчего члены комиссии скрипели и хрустели зубами – тут одни догадки). Только увидел Блатной отпечаток и потребовал предъявить чудесного мастера публике. Попытке вытолкать Красолушку и Зубрилушку не прошли – пальцы точно не подходили. Ничего не поделаешь, Позорушку вывели вперед, глаза прикрыл Дрящий от страха. А ничего плохого и не случилось. Позорушка наша еще и одноклассниц похвалила, им тоже премии и подарки дали.
Вот так благостно закончился конкурс. Кстати, после него Блатной Благодар Блаженович сменил полностью своё наименование (у нас есть подозрение, что какой-то ироничный язык все равно не удержался и назвал его Бла-Бла-Бла, а тот и услышал). Стали его позже официально величать Дар Блаженович Ладный (надо сказать, что не унимались мастера прозвищ, которые его тут же окрестили и неофициально – ДаБЛ, есть вероятность, что тут не обошлось без учителей английского языка). По этому поводу подчеркнём, что стоит помнить о сложной природе личности, о том, что во всякой гадости можно найти частицы хорошего, а в любой благости всплывут и тёмные стороны. Если человек это понимает, то он не возносится к Олимпу гордости и не погружается в Марианскую впадину уничижения. Но надо верить, что каждый может измениться. Ну, хотя бы верить в это в педагогической сказке!
Отменил ли Ладный рейтингование и какие новые придумки были у Свынача нам неизвестно. Хорошо, что разные люди бывают. Смущает только периодически всплывающий педагогический зуд всех учеников расставить по ступенькам лестницы успеха, да заставить соперничать друг с другом. «Место под солнцем» не ограничено Досками почёта, грамотами и ярко освещёнными аренами, сценами и трибунами. Для достижения высот не обязательно карабкаться на указанные кем-то вершины, а развитие не сводится только к росту и официальным победным реляциям. В этом разнообразии успеха и есть счастье, о котором много говорят и бегают за ним «сломя голову».
Сказка ложь, да в ней намёк. В данном случае на то, что нет абсолютных позора и почета. Любой позор может стать точкой отсчёта для подъёма, а взлёт не будет бесконечным, потому что придется и спускаться вниз, главное при этом не упасть вниз головой с переломом шеи. Как в песне «Право» музыкальной группы «Машина времени»: «Hо часто паденьем становится взлет, и видел я, как становится взлетом паденье». На всякое рейтингование обязательно найдётся перерейтингование. Многим нравится рейтинговать и напрягает, когда их рейтингуют. Сказка закончилась, а вот хрустальная витрина до наших дней не дошла – разбилась, а то бы мы её…
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Комментарии