Учителя начальных классов очень часто используют в работе учебники по окружающему миру автора А.А. Плешакова и др. для 1-4-х классов (УМК «Школа России») издательства «Просвещение». Достаточно часто в дополнение к этим книгам идут рабочие тетради автора Н.А. Соколовой, созданные издательством «Экзамен» специально к этим учебникам.
Кроме того, в 2022 году «Экзамен» выпустил целый ряд учебных пособий к вышеназванным учебникам: контрольные работы, проверочные работы, тесты.
Система учебников УМК «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы учебно-методического комплекта по учебным предметам для начальной школы. Особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. Отличительной чертой пособий к УМК «Школа России» является, на мой взгляд, доступность предложенного материала, логика построения и предоставления материала в пособиях. Такой же подход пронизывает все пособия издательства «Экзамен», разработанные по предмету «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова.
Попробую показать, как можно продуктивно использовать данные пособия для обучения младших школьников на уроках окружающего мира. Для этого я продемонстрирую работу с подборкой заданий к учебнику «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса из соответствующих пособий.
Первым и основным дополнением к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» является рабочая тетрадь «Окружающий мир» автора Н. А. Соколовой для 2 класса. Она полностью соответствует ФГОС для начальной школы и является составной частью УМК. В тетради содержатся разнообразные задания для активизации знаний и умений, полученных на уроке. Задания развивают коммуникативные навыки, подчёркивают личностно-значимые аспекты учебной деятельности, тем самым активизируют деятельность учащихся, повышают мотивацию учеников к достижению учебных целей. Рабочая тетрадь создана в логике учебной программы по предмету «Окружающий мир» и предназначена для работы учащихся как в классе, так и дома.
Пособие отличают лаконичные формулировки, тексты заданий понятны младшему школьнику, красивые и наглядные иллюстрации дополняют визуальный образ, создающийся у обучающихся, при выполнении заданий. Некоторые задания сформулированы в игровой форме, благодаря чему дети охотнее и активнее работают на уроках.
Структура курса «Окружающий мир» состоит из ряда разнообразных тем: от гигиены и здоровья собственного организма до информации о планете Земля, других странах и народах, населяющих нашу планету. Человек и природа, человек и общество представлены как неразделимые части единого целостного мира. Программа курса раскрывает причинно-следственные и иные связи, действующие в природе и человеческом обществе.
Пособие автора Н.А. Соколовой наполнено заданиями творческого характера. Различного рода проекты можно успешно вплетать в контекст преподаваемого предмета. Например, организация и выполнение проекта «Родной город» отвечает основным целям и задачам курса, соответствует естественнонаучным принципам отбора содержания (Родиноведение, краеведение, землеведение, сезонность, экологический подход).
Таким образом, появляется возможность использовать разнообразные формы обучения. Это не только урок, но и экскурсия, организация видов внеурочной деятельности, работы различных тематических лабораторий.
Стоит отметить, что в конце каждого раздела, каждый из которых полностью соответствуют тематике учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России», имеется страничка «Проверим свои знания». Эти задания помогают систематизировать знания учащихся по пройденному разделу, а также их можно использовать для организации разных форм работы (индивидуальной, групповой, работы по самопроверке, взаимопроверке и т.д.). Структурированность материала и четкий подбор заданий помогают учителю в подготовке к занятиям и эффективному оцениванию уровня обученности по данному предмету.
Также с вопросом проверки и оценки отлично справляется пособие автора Н. Ю. Погореловой «Окружающий мир. Проверочные работы» к учебнику А. А. Плешакова. Оно также соответствует ФГОС для начальной школы и направлено на проверку, отработку и закрепление знаний по всем темам курса «Окружающий мир. 2 класс». Занимаясь по нему, дети будут заполнять таблицы, выбирать ответы в тестовых заданиях, работать со схемами и выполнять другие виды заданий. Такая работа поможет ученикам освоить планируемые результаты всех разделов учебника.
Тетрадь содержит проверочную работу за первый год обучения (повторение); проверочные работы по всем разделам курса; итоговую проверочную работу за весь год обучения во 2 классе.
Каждая работа представлена в четырёх вариантах заданий, успешно выполнив которые, ученик освоит планируемые результаты всех разделов. В итоговой работе содержатся задания из всех разделов курса. В каждом варианте задание повышенного уровня сложности отмечено звёздочкой. В начале каждого раздела представлен список планируемых результатов обучения. Каждый пункт из списка соответствует номеру на полях возле заданий работы, чтобы понять, достижение какого именно планируемого результата проверяется при выполнении конкретного задания. При выполнении заданий, отмеченных знаком глобус, учащимся предлагается использовать атлас-определитель «От земли до неба» (автор – А. А. Плешаков) для нахождения и определения объектов при помощи иллюстраций и их описания. При оценивании результатов проверочной работы за каждое верно выполненное задание ставится 1 балл. Задания повышенного уровня сложности предлагается оценивать отдельно, в зависимости от полноты ответа.
В конце данного пособия обучающимся предлагается выполнить проверочную работу за весь курс дисциплины. Задания включены из каждого раздела, в пособии имеется несколько вариантов проверочной работы, что позволяет учителю максимально индивидуализировать работу или даже использовать предложенные варианты для отработки материала за весь курс.
В комплект пособий входят также тетради «Контрольные работы по предмету «Окружающий мир» автора О. Н. Крыловой в двух частях. Излишне напоминать, что и он тоже полностью соответствует ФГОС для начальной школы, а также содержит материалы, необходимые для тематического контроля знаний учащихся по основным разделам учебника «Окружающий мир». Контрольные работы составлены с учётом компетентностного подхода в обучении. Задания данного пособия, как и всего комплекта пособий по предмету отвечают ведущим методам и методическим приемам обучения. При выполнении заданий возможно удачно использовать проблемно-поисковый подход, наблюдения, опыты, превращать задания в творческий поиск.
В заданиям прослеживаются идеи многообразия, целостности идея уважения к миру. Авторы поддерживают ценностные ориентиры в содержании материала: природа, культура, наука, человечество, международное сотрудничество, экономика, патриотизм, семья, труд и творчество, здоровый образ жизни. Это можно проследить в заданиях раздела «Красная Книга. Будь природе другом!», а также «Что такое экономика?». Спектр заданий пособия многообразен и затрагивает все сферы жизни и деятельности человека, способствуя воспитанию подрастающего поколения и формированию правильных жизненных ориентиров и нравственных ценностей.
В перечень пособий издательства «Экзамен» входят и тесты по предмету «Окружающий мир» для 2 класса автора Е. М. Тихомировой в двух частях к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир». Со ФГОС для начальной школы и здесь полный порядок. В книге представлены тесты по всем темам учебного комплекта А. А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс». Особенность пособия заключается в ом, что этот материал также может быть использован учителями, работающими по другим учебникам.
Тесты всегда охотно и с удовольствием выполняются учениками начальной школы. А систематическая работа с пособиями, разработанными для учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России» позволяет сформировать целостную картину мира у обучающихся 2 класса. Таким образом, выполнение тестовых заданий не вызовет затруднений у младшего школьника, и сложность при выборе правильного ответа в тестовом формате задания будет минимизирована. Это можно увидеть на представленных примерах из пособия «Тесты» по темам «Природа в опасности!», «Все профессии важны». Наличие разноплановых заданий, структурированных по определенной тематике, интересные формулировки, дополненные иллюстрациями – отличительная черта пособий издательства «Экзамен».
В заключении хочу отметить, что весь материал строится на принципе научности, при этом он понятен и интересен детям. Содержание рабочих тетрадей, проверочных работ, контрольных работ и тестов позволяет учащимся расширять кругозор, учиться исследовать окружающий мир, обучает и стимулирует младших школьников работать с энциклопедиями и картами, пользоваться электронными источниками информации. Дети сами делают открытия, а система заданий позволяет высказывать разные точки зрения и приходить к своим выводам.
Елена МАЛЬЧИКОВА, учитель начальных классов лицея №52, Рязань
Комментарии