Эта волонтерская работа осуществляется в рамках инновационно-образовательного проекта «Наш мир – наша школа». Проект реализуется на базе музейно-образовательного комплекса школы №1159, состоящего из двух музеев – музея путешествий и ремесел «Солнечный мир» и музея безопасности «Будь готов». Центральная идея проекта – идея путешествия. Путешествие здесь рассматривается как универсальная образовательная парадигма и технология, как универсальная деятельность, включающая три аспекта: познание мира, жизнь в мире и творение мира.
Gроект отрабатывался на уровне образовательной программы школы, в рамках профессиональных педагогических конкурсов: «Педагог-внешкольник города Москвы» (победитель в туристско-краеведческой номинации, 2007 год) и Российского конкурса «Сердце отдаю детям» (Санкт-Петербург, 2007 год); в регионах России реализовывался в качестве проекта Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения; удостоен звания лауреата I Национальной премии Русского географического общества «Хрустальный компас» (2013 год), золотой медали премии «Элита Российского образования» (2015 год).Волонтерская работа нашего отряда «Навигатор» в рамках проекта проводится более 15 лет. В настоящее время самые активные учащиеся нашего отряда заканчивают обучение в «Школе волонтера» 8-го сезона («Мосволонтер», Комитет общественных связей города Москвы).Волонтерская деятельность для школьников – это воспитание патриотизма, любви к труду, коллективизма, развитие способности к самостоятельному планированию, анализу своей деятельности. Мы особо акцентируем внимание учащихся на ценностях природосообразности и созидательности.Реализация проекта в школе проводится на базе работы образовательного комплекса: «музеи – мастерские – «Школа выживания» – туристское объединение – театр» по единому плану образовательной и воспитывающей деятельности.Отряд волонтеров «Навигатор» – это активные участники всех программ комплекса, осуществляющие волонтерскую работу по разным направлениям: социальное, событийное, эко- и арт-волонтерство, а также научное и военное.В музеях реализуется военно-патриотическая деятельность, так называемое военное волонтерство: работа с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, поисковая работа экспедиционного отряда школьной туристической команды, уход за памятниками героям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.К примеру, поисковым отрядом школьной команды была обнаружена затерявшаяся безымянная братская могила, захоронение, произведенное в 1941 году местными жителями села Сатино, теперь участники нашего отряда ухаживают за захоронением.Учащиеся экспедиционного поискового отряда участвовали в подготовительных работах, посадках кедровой аллеи Славы и открытии нового памятника «Славным сынам Красного Берега, защитникам Отечества!» на средства, собранные жителями Вологодской области, – памятного знака на родине дважды Героя СССР А.Ф.Клубова. Из экспедиционного дневника ученицы 8-го класса:«Мы выезжали в Вологодскую область в экспедицию для участия в военно-патриотической миссии, задуманной известным режиссером и писателем Русского Севера А.К.Ехаловым: открытие нового памятника на родине дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова. Александр Федорович Клубов был отважным летчиком-истребителем, близким другом и боевым товарищем Александра Ивановича Покрышкина, трижды Героя Советского Союза. Он прожил всего 26 лет, оставив яркий след в военной истории, ведь на всю Вологодскую область всего один воин, дважды получивший звание Героя. Родная деревня Клубова – Яруново находится недалеко от Кубинского озера в затаенном месте Вологодчины – Красном Берегу. Это высокое место, которое опоясывает река, холм под куполом неба, на котором находятся пять деревень, когда-то полных жизни.К Красному Берегу никогда не подводили электричество, здесь была своя подстанция, свет давали на два часа вечером, и никогда не подводили дорогу (проехать можно было только летом в сухую погоду, а в остальное время лишь на тракторе). Так как последние три дня шли дожди, мы на тракторе почти плыли по лесу. Нас разместили в домах, и на следующий день, поднявшись по-деревенски рано, почти с солнцем, мы отправились сажать цветы и кустарники вокруг обелиска, и кедры – аллею Славы. Мы трудились, не жалея сил, обустраивая памятник, этот труд был и печальным и радостным, ведь мы сажали кедры, деревья, которые вырастают огромными и прекрасными, славное прошлое этого уголка русской земли заслуживает надежды на будущее!»Нашим школьным отрядом проводилось исследование экологического состояния ручьев Зеленограда. Для того чтобы учащиеся могли проводить подобные работы, была организована географическая практика на полигоне УНБ Сатино географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.Эта научная волонтерская работа по исследованию в Зеленограде была организована осенью с целью сравнения результатов с исследованием сотрудников географического факультета МГУ. Помимо научного волонтерства практической значимостью данной деятельности было приобретение и совершенствование у учащихся навыков полевых географических, гидрологических работ, опыта анализа и обработки собранных материалов.В этом исследовании участвовала профессор кафедры гидрологии суши Н.Л.Фролова. Она и стала куратором нашей работы. В результате работы были выявлены изменения экологического состояния ручьев за прошедшие 17 лет: значительно увеличилась доля земель бассейнов ручьев, занятых под застройками (промышленными и жилыми), в результате чего были нарушены гидрологические режимы водотоков, значительно уменьшилась водность гидрологической сети, вплоть до исчезновения нескольких прудов, усилилась загрязненность воды в ручьях.А еще мы сотрудничаем с Александром Яковлевичем Мартыновым, руководителем отдела археологии Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, с целью научного изучения археологического материала домонастырского периода на территории Соловецкого архипелага. Для того чтобы волонтерство в сфере науки было осознанным и соответственно результативным и полезным, мы погружаем детей в историческую тематику, соответствующую эпохе и региону экспедиции: провели множество содержательных бесед о перспективах науки археологии и способах археологического познания, прослушали рассказы о местах и материалах прошлых раскопок и будущих планах на исследования.С Александром Яковлевичем мы участвовали в полном цикле раскопок стоянки эпохи неолита №21 в 2015 году, в 2016 году проводили шурфирование и раскопки стоянки «Соловецкая-23».Другой пример научного волонтерства – четырехлетнее сотрудничество с Надеждой Валентиновной Лобановой – ведущим специалистом Карелии по изучению петроглифов. Договорившись о сотрудничестве и ее научном руководстве в виде консультаций, мы заключили договор между школой и ИЯЛИ Карелии. Мы проводили волонтерскую работу на скалах с петроглифами, участвовали в организации Международного фестиваля «Каменный мост». В прошлом году, 2015-м, провели полный цикл одного квадрата раскопа временной стоянки эпохи неолита.В экспедиции этого года на Белое море нами был изготовлен рабочий экспонат для музея «Беломорские петроглифы». Это макет-игра «Священные скалы. Стоянка эпохи неолита». В прошлом году мы начали эту работу, сделали саму основу – скалы, реку Выг, море, место стоянки, каменные топорики, керамические сосуды огненного обжига с ямочным орнаментом размером 1х10, но не успели наполнить макет людьми, деревьями, предметами утвари, жилища…В этом году мы пополнили нашу игру куклами из ткани с гибкой проволокой, оленями, которых сделали на этапе подготовки к экспедиции.В процессе полевой жизни мы сделали лодки (гибкое дерево, береста), жерди и другие элементы жилища, утварь, животных… и все строго в пропорции 1х10, насколько это было возможно.Общий размер макета-игры 1,2 на 3 метра! (При этом он легко монтируется из пяти легчайших платформ, и отработана возможность несложной транспортировки для выезда с макетом в школы.) В беломорском музее теперь сотрудники в экскурсии для школьников включают интерактивное обучение в процессе игры на нашем макете.Социальное волонтерство нашего отряда – это передача практических навыков от старших к младшим на общешкольных туристических слетах.На маршруте работает судейская бригада, ученики 7-10-х классов, которые из года в год на подобных мероприятиях выступают в роли «педагогов» для более младших учащихся. Судьи-инструктора рассказывают, показывают и обучают участников команд, на которые делятся классы, основам практических знаний о жизнеобеспечении в нестандартных, сложных для городского жителя ситуациях. Полевые маршруты – образовательная программа с включением игровых соревновательных этапов.К примеру, программа одного из осенних полевых маршрутов для начальной школы (всего участвуют около 280 учащихся):- «Полоса препятствий» – учащиеся усваивают и на практике отрабатывают правила работы на спасательной страховочной веревке, а также правила группового прохождения таких препятствий, как болото и бурелом;- «Ориентирование» по компасу и работа с картой – практические упражнения, помогающие в игровой форме научиться читать карту и пользоваться компасом;- «Международная сигнальная система» – это знаковый язык, понятный спасателям всего мира. Учащиеся осваивают набор самых необходимых знаков для подачи их вертолету со спасателями: «Нужны медикаменты!», «Нужен врач!», «Не можем двигаться!», «Нужна вода, пища!»;- на этапе «Спасатель» судья-инструктор (старшеклассник) показывает и рассказывает состав медицинской аптечки, правила оказания первой доврачебной помощи, в качестве практики – спасение условно пострадавшего из задымленного помещения: под большим тентом – полумрак, среди разбросанных вещей надо отыскать человека, положить его на спасательные носилки, одеть на голову кислородный капюшон «Феникс», накрыть его спасательным покрывалом и вынести из зоны «задымления»;- на этапе «Путешественник» участники команд знакомятся с археологическими, геологическими и палеонтологическими коллекциями, привезенными старшеклассниками школьной экспедиционной команды «Навигатор» из походов и экспедиций, инструктора объясняют им правила сбора коллекций, классификации и обработки находок.Из отзывов учителей начальной школы: «Необычайно интересное мероприятие, которого учащиеся ждут с нетерпением. Ребята многое узнают, учатся рассуждать и отстаивать свое мнение. Интересны командные задания. Учащиеся учатся помогать друг другу, выручать, выслушивать мнение товарищей», «Важно научить, подготовить детей к дальнейшей жизни в природе, в мегаполисе, в обществе, знать правила безопасности жизни, «на себе» освоить эти знания и правила», «Дети получили много полезной интересной информации, которая может пригодиться им в жизни».А сколько у нас проходит концертов в детских домах и социальных центрах нашего этнографического театра «Скоморохи»!Мы планируем расширять волонтерскую деятельность в нашей школе и создавать еще отряды, так как это движение укрепляет в детях и молодых людях ценности созидания, любви к Родине, уважения к ее истории, сохранения природного и культурного наследия!Ульяна и Андрей ФОРТИНСКИЕ, психологи, педагоги дополнительного образования школы №1159
Комментарии