Следуя высказыванию Макса фон Лауэ «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается», содержание урока должно быть интересным и эмоционально окрашенным, а сам урок спроектирован на основе самостоятельной деятельности ученика с включением социальных и бытовых проблем, решаемых на основе предметных знаний.
Все это можно реализовать на метапредметном уроке. Педагогу такие уроки дают возможность рассмотреть проблему с позиции нескольких предметных областей, скорректировать с коллегами единые требования к орфографическому режиму, системе оценивания результатов обучения, выработать единый методологический язык. А самое главное – на таких уроках создаются возможности для развития всех видов функциональной грамотности школьников (читательской, естественно-научной, математической, финансовой, ИКТ).
В нашей школе урок «Генетика совести (нравственный выбор человека)» в период изучения темы «Генетика» по биологии проводится вместе с чтением «Белых одежд» Владимира Дудинцева на литературе. А урок «Кругосветное путешествие Чарлза Дарвина» основывается на содержании биологии, географии, экологии. Занятие проводится в игровой форме. Ребята не только знакомятся с биографией великого ученого, его вкладом в науку, но и сами описывают физико-географическое положение объекта (на каждой остановке), животных, населяющих эту территорию, делают выводы о влиянии человеческого фактора на природные сообщества, описанные английским натуралистом.
Надо отметить, что, несмотря на значительный объем работы до урока и во время него, большая часть школьников принимают активное участие в его проведении. Еще бы! Они не просто представляют домашнее задание, они создают собственную Красную книгу и постигают, насколько тесно переплетены явления Вселенной. Познание через открытие, пусть небольшое, но самостоятельное, значительно интереснее и результативнее, чем подготовка домашнего задания по учебнику.
Конечно, метапредметные интегрированные уроки требуют больших затрат времени и сил со стороны педагогов и детей, да и не каждый урок можно провести в таком формате. Но, как показывает опыт, такие уроки вызывают искренний интерес у ребят, развивают креативное мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и дают педагогам большие возможности для новых творческих и профессиональных успехов.
Вера АЛЕКСАНДРОВА, учитель биологии школы №1507
Комментарии