Светлана КОВАЛЬ, учитель математики гимназии №6 Новосибирска, районный методист по математике и информатике: – Олимпиады и конкурсы не могут быть формой оценки знаний учащихся. Это формы мотивации самообразования, способы самореализации и площадки для самоопределения детей.
Оценка знаний все же включает проверку сформированности определенных навыков. Инноватика же состоит в том, что первичными являются на сегодняшний день не ЗУНы в традиционном понимании – умение воспроизвести выученное, а умение учиться самостоятельно. В этом смысле технология «Портфеля учащегося» – современный подход к оценке. В этой технологии большим подспорьем являются ИКТ. Кроме того, применение ИКТ для оценки в традиционном понимании позволяет снять вопросы, связанные с психологической несовместимостью ученика и учителя, автоматизировать процессы проверки тестовых работ учащихся.
Марианна МАЛИНОВСКАЯ, учитель английского языка гимназии №21 наукограда Кольцово Новосибирской области:
– Инновационные подходы к оцениванию знаний учащихся – тема по-прежнему актуальная и во многих регионах неразработанная. Конечно, нам могут помочь компьютеры – например, в современных интерактивных тетрадях с помощью одного клика учитель может выяснить не только типичные ошибки данного ученика, но и количество попыток, которые он сделал, не говоря уже о том, что эту тетрадь не надо проверять и носить домой – все оценивается автоматически. В Интернете можно найти тесты на уровень обученности, и ученик, не согласный с мнением учителя, может оценить объективный уровень своих знаний… Главный вопрос сегодня не в количестве компьютеров в школе. Гораздо актуальнее стоит проблема обученности учителя до «рабочего состояния», то есть когда он не просто прошел компьютерные курсы, но реально начал применять компьютер и Интернет на своих уроках.
Огромное количество конкурсов и олимпиад разного уровня, существующих сегодня для школьников, может, и хорошо, но в погоне за количеством мы часто забываем о качестве. Каждая олимпиада должна стать для ребенка не просто очередным дипломом в портфолио, но незабываемым шансом пообщаться со сверстниками из других школ, получить дополнительную мотивацию и позитив вместо бесконечных стрессов.
Ольга КОЧЕНКОВА, преподаватель английского языка Новосибирского педагогического лицея:
– Сегодня одно из ключевых понятий в образовании – компетентностный подход. В соответствии с этим подходом знания, усвоенные в рамках учебного курса, должны стать основой умения решать коммуникативные задачи. Таким образом, оцениваться должно именно умение осуществлять коммуникацию. Ученик выполняет задание по говорению и получает оценку, которая показывает, например:
1) насколько хорошо он справился с заданием;
2) насколько богат его язык лексически и грамматически;
3) насколько логично были изложены факты и обоснования и т.д.
Аспекты оценки должны совпадать с требованиями государственного стандарта и могут быть сформулированы как индивидуально учителем, так и на заседании методического объединения, что, безусловно, лучше для выработки общей концепции школы и обеспечения преемственности. В своей практике я ориентируюсь на принцип сотрудничества с учениками, поэтому на установочных уроках обсуждаю с ними варианты аспектов оценки, иногда меняю формулировку, даю расшифровку терминов. Непосредственно на контрольных уроках учащиеся, слушая ответы товарищей, делают замечания, которые мы потом обсуждаем. В результате ученик всегда знает не только какую он получил оценку, но и почему. Кроме того, я убеждена, что такая система помогает ученикам эффективнее подготовиться к выполнению задания.
Суммируя, можно сказать: понятно, что образованный человек – это тот, кто не только усвоил определенный набор фактов, знаний по отдельным предметам, но и представляет, где и как их применить в будущем, где и как найти нужную информацию. Будущее – за гармоничным общением между ребенком и взрослым.
Комментарии