По подсчетам платформы Экокласс.рф Движения ЭКА, сегодня в России уже более 1380 школ внедряют «зеленые» практики в образовательный и рабочий процесс: проводят экологические уроки, соблюдают принципы экономии воды и электроэнергии, организуют раздельный сбор отходов, озеленяют территорию.
Ежегодно платформа Экокласс.рф составляет топ-10 «зеленых» школ России. Эксперты оценивают экодеятельность школы по семи основным направлениям: экологическое просвещение учеников, обращение с отходами, использование энергии и воды, транспорт, озеленение территории, ответственные закупки.
Представители нескольких школ – лидеров рейтинга 2023 года рассказали, как внедряют экологическую повестку в образовательную программу и вовлекают детей в полезные для природы активности.
Ирина Гордеева, преподаватель в школе №18, Обнинск:
– Мы позиционируем себя как первая «зеленая» школа в городе. Все началось с того, что еще до открытия школы ко мне обратился ее будущий директор и попросил прийти к ним на работу, чтобы организовать экологическое образование. Я сама эколог, но дети — это моя любовь, поэтому в итоге я осталась в школе. Раньше я уже занималась развитием общественных экологических инициатив: устраивала городские праздники с раздельным сбором вторсырья в формате «экодвор», сотрудничала с управляющей компанией.
Я решила опробовать на нашей школе разные «зеленые» практики и смотреть, что из этого больше всего поддержат дети. Победили в итоге именно экодворы. Мы проводим их раз в полгода, и ученики всегда принимают в них массовое участие. Самое большое количество участников нашего экодвора — 600 человек. Дети меняют вторсырье на подарки от управляющей компании, могут приносить вторсырье в том числе из дома, и родители часто присоединяются к сбору, например, привозят макулатуру с работы.
Я также веду еженедельный кружок экологии для младших, средних и старших классов. Ученики 10–11 классов иногда и сами приходят к младшим в качестве наставников, проводят экоуроки и получают волонтерские часы. В каждом классе у нас стоит контейнер для сбора макулатуры, учителя по желанию ставят контейнеры для батареек и крышечек, назначают учеников, которые отвечают за экологический уголок. А в скором времени я собираюсь ввести еще одну инициативу — буккроссинг.
Светлана Чебакова, преподаватель технологии в школе №8, Комсомольск-на-Амуре:
– В нашей школе налажен постоянный сбор нескольких фракций вторсырья. Учителя размещают в кабинетах коробки для макулатуры, когда они наполняются, бумагу вывозят. По такому же принципу на постоянной основе мы собираем батарейки, крышечки и пластик. У нас в городе установили контейнеры для сбора пластиковых бутылок, но оказалось, что нести вторсырье туда ребятам и взрослым неудобно. Наши ученики смастерили свой контейнер для пластика – в виде человечка из коробок. Придумали историю о том, что он пришелец с другой планеты, который питается пластиковыми бутылками. Этот контейнер регулярно наполняется, и его содержимое вывозят на переработку.
На своих уроках технологии я объясняю ученикам, что экологично – значит полезно не только для природы, но и для кошелька, что многие изделия можно изготовить из вторичного сырья или бросового материала, сэкономив деньги и ресурсы. Так, для изготовления фотозон к школьным праздникам мы стараемся использовать картон от коробок и другую упаковку. Проводим и отдельные экологические мероприятия – праздники в формате «Школьный экодвор».
Ученики 10–11 классов в нашей школе пишут итоговые проекты на свободную тему, и все чаще они выбирают темы, связанные с экологией и отходами. А в рамках внеурочной деятельности у нас введен предмет «Экологичный образ жизни».
Яна Трофимова, преподаватель экологии и педагог дополнительного образования в Октябрьской средней общеобразовательной школе, Оренбургская область:
– В нашей школе экологическое направление обучения в средних и старших классах существует наравне с гуманитарным, инженерным и кадетским. В экологическом классе раз в неделю в рамках внеурочной деятельности проходят занятия по краеведению, экологии, экологическому туризму. Ребята изучают природу и экологическую обстановку родного края, выезжают в мини-экспедиции на велосипедах, изучают родники, реки, пишут исследовательские работы на экологические темы и даже учатся вязать туристические узлы. Для исследований у нас есть своя переносная эколаборатория с оборудованием, необходимым для анализа почвы, воды, воздуха.
Мы поощряем желание детей применять экологическое мышление на практике. Например, однажды ребята задумались, куда деваются исписанные тетради, и решили использовать их для починки школьной мебели. В наших коридорах стоят мягкие пуфы, на которых дети отдыхают и играют за шахматными столами. От частого использования наполнитель в них начал просаживаться. Ребята придумали способ вернуть им товарный вид: взять полуторалитровые пластиковые бутылки, набить их обрезками использованных тетрадей и этой новой «набивкой» укрепить пуфы. Бутылки с бумагой держат форму за счет того, что плотно набиты, в то же время они легкие и не скрипят. На один пуф уходит 9 полуторалитровых бутылок. Этот проект мы представляли на Детском экологическом форуме в Челябинске, он был опубликован в книге детского экологического конкурса «Компас».
Тех, кто хочет изучать экологию углубленно, мы отправляем в нашу областную школу «Эколидер». Там с учениками работают преподаватели университетов, готовят их к конкурсам и выступлениям всероссийского уровня.
Лидия Рогозина, преподаватель биологии и химии в Каменноозерской общеобразовательной школе, Свердловская область:
– Нашу школу окружает природа, и мы стараемся максимально использовать это. Выходим в лес и на луга, ухаживаем за растениями на пришкольном участке, разводим цветы на клумбах, выращиваем рассаду. Несмотря на то, что школа находится в сельской местности, у ребят недостаточно знаний о работе с растениями, они учатся этому у нас.
Ученики участвуют в субботниках и акциях по посадке деревьев. Мы также проводим акции по сбору вторсырья: макулатуры, батареек, зубных щеток. Когда вторсырье накапливается, к нам приезжает «Экомобиль», чтобы забрать его на переработку. В результате дети знают, что, например, батарейки, которые остаются дома, не нужно просто так выбрасывать. Для них есть специальный контейнер в школе. В сбор вторсырья у нас по возможности вовлекаются и все учителя. Периодически я провожу экологические уроки о проблемах Арктики, Байкала и на другие темы, и наши ученики участвуют в экологических олимпиадах.
«В нашей практике встречались и такие школы, которые заводили вермиферму для переработки органических отходов и устанавливали солнечные батареи для подзарядки смартфонов школьников и преподавателей. Но самой частой практикой для всех «зеленых» школ остаются праздники с раздельным сбором отходов в формате «Школьный экодвор» и наши экоуроки, которые не требуют от учителя долгой и сложной подготовки. Именно с этого начинают преподаватели, которые решили внедрить экологическое просвещение в жизнь учеников», – прокомментировала координатор платформы Экокласс.рф Движения ЭКА Анна Кудашева.
Комментарии