search
main
0

Поющая лошадь. Алексей Кортнев обучил музыке Конька-горбунка

Детей в Московском художественном театре им. Чехова не видно уже давно. На сцене, правда, они еще иногда встречаются: например, в спектакле «Лес» Кирилла Серебренникова поют целым пионерским хором, а в «черной» притче «Человек-подушка» все того же Серебренникова их режут на куски и распинают на кресте. Но чтобы детей пригласили в зрительный зал и показали что-то придуманное и воплощенное специально для них – такого не было «со времен взятия Очакова», с тех пор, наверное, как практически из всех российских театров исчез «утренний» сказочный репертуар. И вдруг на излете минувшего сезона – самая что ни на есть детская премьера: «Конек-горбунок» в постановке Евгения Писарева. Разноцветным и музыкальным «Коньком» решено украсить и начало нового сезона МХТ им. Чехова.

Говоря языком современным, «Конек-горбунок» – это мюзикл. Либретто – пера братьев Пресняковых, модных нынче драматургов, приверженцев течения «Новая драма», ратующего за правду жизни, какой бы горькой и неприятной она ни была. На этот раз, правда, они от своих принципов отошли: все-таки в детской сказке хоть и должен быть «намек, добрым молодцам урок», но еще не помешают волшебство, колдовство и прочие яркие чудеса, «правдой жизни» не предусмотренные. Смена амплуа удалась: от прародителя Ершова, конечно, немного осталось – только общая сюжетная канва, но на выходе все вышло внушительно и вполне достойно. Двусмысленно – не без этого, конечно. Но ведь спектакль для семейного просмотра, а значит, каждому свое. Детям – музыка, танцы в оцинкованных ведрах, фейерверки, всплывающая из глубин машинного цеха гигантская говорящая Рыба-кит, летающее бревно-самолет и прочие радости большого ярмарочного гуляния. Взрослым – шутки с двойным дном, двусмысленные, но без дурновкусия, а частенько и вовсе политически-сатирические, так сказать на злобу дня. Для поклонников аллюзий и исторических параллелей – сцена, где жители морских глубин ищут волшебное кольцо Царь-девицы. В интерпретации МХТ все эти сомы, селедки, щуки и караси будто сошли со страниц одесских рассказов Бабеля. Это народ, безусловно, «тертый», не обремененный нравственными метаниями и принципами, кроме тех, пожалуй, что помогают ему выживать, остроумный остроумием висельника. Колоритный, в общем, народец, придающий всему повествованию пикантную остроту.

Но основной вкус блюда, конечно же, зависит от главных героев. Режиссер сделал ставку на актеров молодых, широкой публике покамест неизвестных, в ком еще азарт и честолюбие не уступили место профессиональной пресыщенности и усталости. Они хотят допрыгнуть до звезд, а потому работают до хрипоты и седьмого пота. К слову, о хрипоте: все арии в «Коньке-горбунке» исполняются вживую, на каждом спектакле дежурит врач-фониатр, чьим заботам вверено здоровье актерских связок. Самая серьезная ответственность – на Иване и его верном Коньке. Актеры Аркадий Киселев и Сергей Медведев – удачный выбор Писарева: оба по-юношески нежны, чуточку наивны и нелепы. Ну прямо ходячая иллюстрация древней истины, что, дескать, дуракам всегда везет. Их чудесно оттеняет «звездная» Ирина Пегова – аппетитная Царь-девица, а также душка Король – Сергей Беляев, которого и в кипящем молоке топить-то жалко, и блистательный в своей подлости Спальник – Эдуард Чекмазов. Все работают так сочно и предельно, арии, написанные для них лидерами группы «Несчастный случай» Алексеем Кортневым и Сергеем Чекрыжовым, исполняют с таким чувством, что становится очевидным: и артистам вся эта ярмарка в удовольствие. Они ведь тоже люди живые и от одних лишь высоких драматургических материй устают. И им хватает чувства юмора, чтобы не впадать в высоколобый снобизм. Потому что спектакль этот лелеет не брюзжащий снобизм, а исключительно хорошее настроение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте