Представление о системе дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) вообще и традиционных институтах повышения квалификации учителей как о безнадежно отсталом и даже деструктивном социальном институте слепоглухонемых, не способных и не желающих реагировать на требования времени и изменившуюся ситуацию профессиональной деятельности, – устойчивый миф, подогреваемый с завидной регулярностью. Невольно начинаешь задумываться о том, кому это нужно.
Прочитав статью Елены Зачесовой «Курсы… понижения квалификации. Пора перекроить фасон» (см. «УГ» от 17 февраля 2016 года на сайте http//www.ug.ru), задумываешься и над тем, что автору можно только посочувствовать, что, взявшись за обращение к общественности, он не успел разобраться с предметом своего обращения, с тем, как, собственно, обстоят дела в этой сфере. Сомнительно выглядит и учитель, представляемый общим духом статьи как покорный, не способный воспользоваться плодами демонополизации системы ДПО (учителя), не понимающий разницу между реальным уровнем своей квалификации и многократно возросшими требованиями к профессии и готовый по-прежнему дремать на воспроизводимых десятилетиями лекциях. Такой посыл наводит на мысль, что автор статьи, призывающий «перекроить фасон» системы повышения квалификации учителей, к несчастью, далек от реалий существующей и активно действующей сегодня системы ДПО.Масштаб происходящих в образовании изменений затрагивает все его уровни, и система ДПО не исключение. Федеральные государственные образовательные стандарты ООО, профессиональный стандарт «Педагог» предъявляют серьезные требования к учителям. Во-первых, с тех времен, о которых автор вспоминает, произошла своего рода демонополизация институтов повышения квалификации учителей. Она выражается в том, что в систему ДПО привлечено множество организаций, что позволило педагогу реализовать возможность выбора. Каждая из таких организаций предъявляет сегодня широкий спектр ресурсов, возникающий в практике педагогической деятельности, начиная от методик, содержания, технологий, приемов и т. п. При этом система образования в целом заинтересована в соблюдении единых стандартов качества, под которыми прежде всего понимается соответствие современным требованиям работы учителя в компетентностной парадигме, взаимосвязь всех элементов программы: целей, результатов, содержания, используемых методов и форм. Во-вторых, особые усилия профессионального сообщества сегодня концентрируются вокруг подходов к обеспечению качества дополнительных профессиональных программ. Одним из регуляторов качества является независимая экспертиза дополнительных профессиональных программ. В Москве такая экспертиза утверждена Экспертным советом по дополнительному профессиональному образованию Департамента образования.К независимой экспертизе программ привлекаются специалисты высокой квалификации. Это представители поставщика услуг: преподаватели системы высшего и дополнительного профессионального образования, авторы учебников, специалисты по предметным направлениям; представители заказчика и потребителя услуг: педагоги и руководители образовательных организаций, которым эти программы и предназначены. Причем надо отметить, что среди экспертов – только представители школ, показывающих самые высокие результаты обученности детей в городе. На сегодняшний день экспертное сообщество включает 295 экспертов, большинство из них – педагоги и руководители образовательных организаций. Они занимают в экспертизе приоритетную позицию: каждая программа оценивается как минимум двумя педагогами. Сам по себе московский подход к экспертизе программ повышения квалификации учителями-экспертами на основании их прикладного значения (применимости в практике преподавания) говорит о том, что система повышения квалификации находится в развитии, а не в стагнации, как нас пытается убедить автор статьи «Курсы… понижения квалификации…». Независимая экспертиза – процедура открытая и прозрачная. Принимая участие в экспертизе программ, учитель-эксперт демонстрирует не только профессионализм, но и свою ответственность. На портале видны имена тех, кто ее оценивал и рекомендовал, своего рода личностная ответственность, подкрепленная репутацией специалиста. В-третьих, говоря о содержании программ повышения квалификации, нужно отметить, что в Московском регионе очень серьезное внимание уделяется способам их реализации: формам и технологиям обучения педагогических работников. Одной из таких форм, позволяющих осуществить адресное повышение квалификации, является педагогический абонемент, где любое образовательное учреждение города может набрать ровно то количество часов и то содержание, которые ему необходимы, пройти обучение в собственном учреждении вместе с коллегами, напрямую обмениваясь опытом, проводя мастер-классы и демонстрируя свои педагогические практики. Еще одной возможностью повысить свой профессионализм в условиях реального образовательного процесса является стажировка педагогов. В настоящий момент (чего, к сожалению, просто не заметил или не знает автор статьи) объем предложения услуг для педагогических работников в столичной системе ДПО избыточен. Существует огромное многообразие и вариативность в поиске методов и форм обучения. И поэтому Департамент образования города Москвы поставил задачу разместить на едином информационном портале все предложения от организаций, занимающихся в Москве повышением квалификации работников образования. С этой целью был создан региональный реестр дополнительных профессиональных программ (портал dpomos.ru). Таким образом, каждая организация, чьи программы повышения квалификации учителей прошли экспертизу, сегодня имеет в Москве равный доступ к учителю, а учитель и руководитель образовательной организации видят все имеющиеся предложения, качество которых гарантируют эксперты. Хочу заметить, что говорить о том, как именно надо перекраивать «фасон» повышения квалификации, можно очень долго. Однако перечислять все меры по «перекраиванию» – занятие достаточно скучное и грустное, так как этот перечень не меняется на протяжении лет восьми и больше стал похож на мантры. Всем «заклинателям» надо бы понять единственную вещь – отношения между заказчиком услуг (руководителем образовательной организации) и поставщиком образовательных услуг (системой ДПО) уже перешли в иную плоскость – проектную, при которой школа определяет заказ по своим потребностям, а система ДПО формирует способы реализации данного заказа. Именно поэтому учителя и руководители образовательных организаций уже не позволят системе ДПО быть такой, какой ее рисует миф (вернее, один из сторонников такого мифа) – косной, инертной, закрытой. Реальность – она совсем другая, господа! МнениеНадежда ПЕРФИЛОВА, директор школы №2098, председатель межрайонного совета директоров, депутат Московской городской Думы:- Пока читала статью «Курсы… понижения квалификации…», возражала, спорила с невидимым автором, даже злилась: «Ну как можно не видеть очевидного!» А потом поняла: человеку просто не повезло, не удалось увидеть и понять все изменения, которые произошли в системе столичного образования. Может быть, надо просто поговорить с директорами, увлеченно обсуждающими проекты развития своих образовательных комплексов на курсах «Эффективный руководитель», организованных МИОО, вместе с педагогами поучаствовать в интерактивных занятиях, где роль пассивного слушателя, о которой так увлеченно пишет автор статьи, просто невозможна?..Сегодня нет необходимости «заманивать учителя на какие-либо курсы». Ситуация как раз обратная. Могу подтвердить это и как директор, и как председатель межрайонного совета директоров: учителя сами регистрируются на курсы ежегодно, выбирают именно те курсы, которые им нужны, а школа оплачивает курсы учителей не раз в три года, а значительно чаще. Сегодня система повышения квалификации, как никогда раньше, очень быстро реагирует на изменение запроса. Да и идти за тридевять земель никому не нужно. В нашей школе, школе №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, курсы МИОО организованы по запросу администрации и педагогического коллектива. Все занятия проводятся в здании школы, мы одновременно обучаем 50 педагогов разных предметов. Жаль, что автор статьи не имел возможности поучаствовать хотя бы в одном таком занятии. Учителя разных предметов совместно с преподавателями в интерактивном режиме обсуждают электронные учебники, проектируют урок на основе современных технологий. Идет активное живое обсуждение. Есть чем поделиться с учителями школ межрайона. Может, и автору статьи наш опыт был бы интересен… Зоя ЧЕРНЫШЕВА, директор школы №158, Москва: – Во время чтения статьи меня не покидало ощущение, что автор как будто возвращает меня в прошлое, когда я только пришла работать в школу учителем. Тогда, несколько лет назад, существовала четкая установка: для того чтобы повысить разряд, необходимо было раз в пять лет пройти курсы повышения квалификации по преподаваемому тобой предмету. Прослушал курс, получил удостоверение – молодец. Интересно ли? Полезно ли? Пригодится ли в работе? Ответ был один: так надо. Кому? В последнее время ситуация с повышением квалификации, по крайней мере в Москве, кардинально изменилась. На вопрос «Кому интересно на курсах повышения квалификации?» с уверенностью можно ответить – педагогу! И я сейчас говорю не только об учителе, но и о воспитателе дошкольного отделения, воспитателе ГПД, педагоге дополнительного образования, учителе-логопеде… Перечислять можно долго. Сейчас педагог сам выбирает организацию, предоставляющую данную образовательную услугу, программу курсов, объем часов и даже форму получения дополнительного профессионального образования! Каждая программа имеет экспертную оценку, что лишний раз свидетельствует об эффективности предлагаемой услуги. Для удобства педагогов многие программы реализуются на базе их образовательных организаций в виде мастер-классов, практико-ориентированных семинаров, учебных игр и тренингов, что позволяет повысить результативность обучения, вовлекая в совместную деятельность максимальное количество участников. Современный педагог не ограничивается прохождением лишь одной программы раз в три года, что является неотъемлемым требованием законодательства. Он стремится к постоянному развитию, познанию нового, включению в программы по апробации новейших технических разработок в области образования. Почему? Мы живем в информационный, высокотехнологичный век и, чтобы не отстать от времени, чтобы говорить на одном языке с нашими учащимися и воспитанниками, стремимся постоянно совершенствоваться, понимая, что нельзя останавливаться на достигнутом. А задача современного руководителя образовательной организации – подпитывать интерес педагогов к саморазвитию. Кстати, и сами руководители не останавливаются на достигнутом и не уступают педагогам в желании учиться и повышать свою квалификацию. Алексей РЫТОВ, ректор Московского института открытого образованияМнениеИрина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474, председатель межрайонного совета директоров, Москва: – Остается только догадываться, почему вопрос о «понижении квалификации» современного учителя поднят именно сейчас. Уверена, что, как и каждый руководитель школы или колледжа столицы, я считаю повышение квалификации учителей и педагогических кадров в целом приоритетным направлением в работе образовательной организации.В последние два года в московском образовании создана именно целостная система повышения профессиональной квалификации педагогических работников, которая охватывает все стороны профессиональной жизни современного учителя. Широта и глубина представленных в области ДПО программ (все программы проходят обязательную экспертизу) дает возможность каждой школе увидеть направления будущего развития своей организации. А каждый учитель имеет возможность совершенствовать свои профессиональные компетенции именно в тех вопросах, которые наиболее актуальны для профессиональной карьеры как самого учителя, так и образовательной организации в целом. Впервые в образовании столицы на базе ДПО создан ресурсный портал, интегрирующий в себе все имеющиеся организации по повышению квалификации с целью максимального удовлетворения потребностей педагогов и привлечения лучших специалистов всех сфер для работы в системе ДПО. Созданная система ДПО поражает не только актуальностью, многообразием и вариативностью, но и возможностью для каждого учителя в выборе форм, методов, способов и времени повышения квалификации. Главное достижение современной системы ДПО – возможность выбора курса согласно стратегическим, тактическим и текущим первоочередным задачам школы. Очень эффективной новой формой работы стал педагогический абонемент, который решает задачи в области ДПО как в рамках одной школы, так и в образовательном пространстве межрайонных объединений. ДПО является открытой системой и позволяет всем заинтересованным организациям и общественности открыто участвовать в совершенствовании работы ДПО и вносить предложения через многочисленные электронные порталы, что сделало систему повышения профессиональной квалификации соответствующей запросам учителей и школы в целом и актуальной в рамках изменений, происходящих в системе московского образования, и будущего развития.Инна МАЕВСКАЯ, директор школы №1576, Москва: – Как же можно было проглядеть тот факт, что эти преобразования в повышении квалификации уже прошли, по крайней мере в Москве точно. Более того, те изменения, которые отчетливо почувствовали и отмечают в своих оценках учителя Москвы, автору и не снились.Дополнительное профессиональное образование – это и право, и обязанность; да, оно личностно ориентировано, и сейчас чаще, чем раньше, раз в три года. А в представлении Елены Зачесовой учитель не в состоянии воспользоваться открытыми курсами в оставшиеся два года? Учителя, как и ученика, ничему насильно научить нельзя. Человек может обучиться только сам и именно через практико-ориентированное обучение. Так и построено повышение квалификации учителя!
Комментарии