Здоровье учащихся необходимо рассматривать в качестве важнейшей аттестационной характеристики работы школ и детских садов – такое мнение высказал на симпозиуме «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Мовлуд ЧАВУШОГЛЫ. «Обучение должно вестись по здоровьесберегающим технологиям, которые бы помогали растить людей не только физически, но и морально и психологически здоровых, – отметил он. – А совершенствование системы образования может стать ведущей силой развития в современном мире, может способствовать толерантности и взаимопониманию между людьми и народами».
Симпозиум, прошедший 14 октября в Московской областной Думе под лозунгом «За здоровую и нестареющую Европу», собрал более 130 специалистов – представителей сферы образования и государственной политики в образовании из более чем десяти стран мира. Председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков, поприветствовав участников симпозиума, напомнил о некоторых рецептах здоровьесбережения, известных уже много лет. «Это физическая культура и спорт, правильное питание, рациональное планирование учебной нагрузки и многое другое. Все это прописные истины, – сказал он. – Но зачастую у нас почему-то именно их обходят вниманием современные учебные заведения». Валерий Аксаков предположил, что подобная «забывчивость» характерна не только для российских школ. При этом винить школу в ухудшении здоровья подростков, по его мнению, было бы неправильным. Председатель Московской областной Думы между тем отметил, что культ здорового образа жизни в России только начинает зарождаться, поэтому огромное количество молодых людей вопрос сохранения своего здоровья волнует в последнюю очередь – в первую половину жизни, когда молоды и здоровы, они об этом просто не задумываются. «Такую ситуацию мы считаем недопустимой, – заявил Валерий Аксаков. – Поэтому обеспечение реализации прав детей и молодежи на охрану и укрепление здоровья является одной из приоритетных задач исполнительной и законодательной власти Московской области».В частности, он перечислил нормативные правовые акты в сфере здоровьесбережения, принятые на региональном уровне за последние годы. По данным Валерия Аксакова, в 72 процентах школ Московской области работают программы по сохранению и укреплению здоровья школьников, чьи названия говорят сами за себя: «Твое здоровье», «Разговор о правильном питании» и так далее. Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической помощи, могут получить поддержку в 45 специализированных центрах. Традиционными для Московской области стали антинаркотические акции, дни здоровья и недели борьбы с курением, проводящиеся в образовательных учреждениях региона для профилактики вредных привычек среди детей и подростков.«Большое внимание мы уделяем вопросам создания инфраструктуры, – сообщил Валерий Аксаков. – Более 90 процентов общеобразовательных учреждений Московской области имеют оборудованные всем необходимым физкультурные залы, многие располагают плавательными бассейнами». Он привел статистику, согласно которой в прошедшем году спортом активно занимались 54 процента учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. Сама по себе неплохая статистика в сравнении с общероссийскими показателями является прекрасным результатом. При этом работа не заканчивается. «Мы и дальше будем искать любую возможность улучшить ситуацию в этой сфере, – подытожил Валерий Аксаков. – Надеемся, естественно, что международный симпозиум даст новые идеи и конкретные предложения».Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, открывая симпозиум, отметил, что хорошее здоровье – важнейший ресурс успешного социального и экономического развития не только каждого отдельного человека, но и целых народов и государств. «Однако денег на здравоохранение всегда будет мало, если тратить их только на лечение болезней, а не на искоренение их причин, – сказал он. – Экономический эффект от профилактических мероприятий гораздо выше». При этом спикер верхней палаты страны посетовал, что на сегодняшний день большинство жителей Европы ведут не вполне здоровый образ жизни, подвержены влиянию вредных привычек, многие из которых приобретаются еще в школьные годы, ведь 80 процентов начинают курить в возрасте до восемнадцати лет. К этой статистике добавляется еще и тот факт, что современная школьная среда – место не самое позитивное для здоровья школьника, а скорее наоборот, учебный процесс организован, по выражению российского сенатора, «против природы ребенка». В современной школе специалисты насчитывают до тридцати школьных факторов риска, отрицательно влияющих на здоровье ребенка. «Не ясны также возможные последствия Интернета и компьютеров в плане воздействия на духовно-психическое состояние ребенка», – напомнил Сергей Миронов. Вкупе с традиционной школьной зубрежкой, неподвижностью и сидячим образом жизни сами методы обучения зачастую ухудшают самочувствие детей и чреваты замедлением жизненных процессов в организмах школьников. Председатель Совета Федерации напомнил о президентской инициативе «Наша новая школа», согласно которой школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В этом контексте он отметил, что к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Сергей Миронов уверен, что каждой стране следовало бы сформировать информационные банки педагогических технологий, развивающих здоровье учеников. Необходимо, отметил он, разработать европейскую стратегию «Гармоничное развитие детей и молодежи в системе дошкольно-школьного и вузовского воспитания и обучения», призванную стать частью механизма реализации Европейской социальной хартии, в которой записано: «Дети и молодежь имеют право на специальную защиту от физических и моральных рисков, которым они подвергаются». «Нам необходимо перевернуть общественный настрой в пользу гармоничного образования, пропагандировать позитивные примеры, усилить направленность экономики и политики на духовное и физическое здоровье человека», – подытожил Сергей Миронов. В ходе симпозиума своим взглядом на проблемы сбережения здоровья подрастающего и уже подросшего поколения поделились президент Российской академии образования Николай Никандров, государственный секретарь министерства национальных ресурсов по вопросам образования Венгрии Роза Хоффман, профессор Стэнфордского университета из США Джон Мартин, министр образования, молодежи и науки Болгарии Сергей Игнатов, представитель Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Пироска Остлин, а также представители федеральных и региональных законодательных органов РФ, руководители российских образовательных и научно-исследовательских учреждений.В частности, президент Российской академии образования Николай Никандров уверен, что в деле здоровьесбережения школьников очень важна агитационная работа. «Я убежден: пропаганда здорового образа жизни может частично решить проблему», – сказал он. Николай Никандров напомнил при этом, что сегодня в образовании вводится федеральный государственный стандарт нового поколения, который не определяет полностью нагрузку, как это было в прошлых вариантах стандарта. И притом что школьники сегодня уже загружены очень сильно, родители на вопрос «Что важнее – здоровье или успешность?» стандартно отвечают: «Успешность!». А ведь достижение успеха связано с напряженным режимом и серьезной нагрузкой. Итогом работы симпозиума стало обращение его участников к медицинской, родительской и педагогической общественности, к парламентам и правительствам стран Европы, к международным организациям, в котором выражается серьезная озабоченность состоянием здоровья учащихся в европейских странах. «Педагогическая ущербность современных систем образования, усугубляющая нездоровье учащихся, заключается в их излишней виртуализации и интенсификации, в превалировании информационной основы обучения над творческой, эмоционально-смысловой сущностью чувств и сознания ребенка, – говорится, в частности, в обращении. – Без существенных перемен в учебном процессе в сторону его природосообразности невозможно снизить риск ухудшения здоровья школьников».В документе приводятся данные о том, что любые затраты на образование в любой стране нивелируются ущербом от нездоровья учащихся. В обращении перечисляется также ряд факторов, вызывающих озабоченность у участников симпозиума, и даются рекомендации педагогической, медицинской и родительской общественности, парламентам и правительствам стран Европы, международным организациям. Среди них просьба к Совету Европы о проведении открытого конкурса на разработку общеевропейской стратегии «Физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье и развитие детей в учреждениях дошкольно-школьного воспитания и образования, студентов высших учебных заведений», а также рекомендация Совету Европы с участием Всемирной организации здравоохранения и ЮНЕСКО разработать и утвердить европейские стандарты на разработку педагогических технологий, основанных на учете возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.
Комментарии