Какие у вас ассоциации со словом «директор»? Важный грузный господин в костюме, с портфелем – он постоянно занят? А если директор школы? Строгий, недоступный, всегда готовый грозным окриком подавить любую шалость? Его, как правило, побаиваются и дети, и родители, и учителя. Тех, кто вспоминает директоров – друзей, мудрых советчиков, умных собеседников, – не так уж много…
Валентина Борисовна Аверьянова для своих учеников и коллег – и друг, и соратник, и мудрый учитель. Она отдала школе 50 лет своей жизни, 33 из которых – возглавляла школу №227 в районе Аэропорт. Заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения, почетный работник среднего образования, награждена медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы». Это неудивительно, ведь Валентина Борисовна всегда была в первых рядах – принимала активное участие в общественной жизни, и не только школы: работала депутатом районного Совета Фрунзенского района Москвы; председателем Совета директоров муниципального округа Аэропорт, а с 1999 года Валентина Аверьянова параллельно с обязанностями директора школы исполняла обязанности директора подмосковного приюта для детей-сирот.Весной этого года Валентина Борисовна приняла непростое для себя решение – уйти на заслуженный отдых. Проводы на пенсию – всегда грустный праздник: заканчивается очень важный и длительный этап жизни – казалось бы, впереди непривычная пустота. Но это ощущение быстро уходит. Пустота заполняется новыми интересами, новыми возможностями. Пока же Валентина Борисовна еще только старается осознать это и привыкнуть к тому, что теперь можно строить свою жизнь совсем по-другому.Мне удалось пообщаться с Валентиной Борисовной совсем недолго, но я почувствовала, сколько в ней положительной энергии, доброты, любви к людям и искреннего интереса к ним. Даже к тем, кого она едва знает, кто давно не рядом, кто не может «пригодиться». В нашей действительности таких людей мало! Ее коллеги сетуют, что по скудости душевной не понимали искренности Валентины Борисовны и редко по-настоящему умели быть ей благодарными. Одна из коллег вспоминает, что на юбилее школы произносились здравицы, говорили о школе, о том, как много она им дала, какие были замечательные люди рядом, какая была атмосфера в школе. Но зачастую Валентину Борисовну вниманием обходили. Наверное, это обижало, но она сильная и виду не подавала никогда. Сколько в течение жизни в образовании ей самой пришлось произносить речей по разным поводам! И всегда она делала это от души, не банально – тогда, когда она обращалась к кому-то лично, умела сказать то, что хотелось услышать человеку. Сейчас, когда Валентина Борисовна оставила директорский кабинет, самое время ей услышать добрые слова в свой адрес.Вера Мамаева окончила педагогический институт и пришла работать в школу №227 учителем русского языка и литературы. В ее планы не входило задерживаться в школе больше чем на три года: удобный график, маленькая нагрузка ее вполне устраивали. «Я наверняка сбежала бы из школы, – вспоминает Вера Евгеньевна, – но Валентина Борисовна сумела увлечь меня школьной жизнью. Она заразила меня своей увлеченностью судьбами детей. У нее есть удивительный дар – притягивать в свой коллектив хороших и очень разных людей. За время работы в школе мы все стали родными людьми. И куда бы жизнь нас ни раскидывала, мы все так или иначе связаны с детьми и не жалеем об этом».Начинал свой педагогический путь под четким руководством Валентины Борисовны и кандидат педагогических наук, старший методист Северного окружного методического центра Евгений Ривкин. Он пришел в школу №227 учителем географии после службы в армии. Молодой, открытый, он был увлечен своим предметом, всегда стремился к простому и неформальному общению с учениками. С ними он исходил все Подмосковье, Карелию, Крым. Молодой учитель увлек ребят своим предметом, привил страсть к путешествиям. Вместе с ними он занимался захоронением останков погибших воинов, павших в боях Великой Отечественной войны. «У Валентины Борисовны есть дар, – считает Евгений Юрьевич, – доверять людям и брать на себя ответственность. Я сейчас понимаю, насколько она рисковала, отпуская нас в походы. Ведь случиться могло все что угодно, и нести наказание пришлось бы в первую очередь ей. Но она верила мне и своим ученикам. Я ушел из школы, работаю в окружном методическом центре, но до сих пор с необыкновенным теплом и благодарностью вспоминаю начало своего профессионального пути в школе №227. Если бы Валентина Борисовна так горячо не поддерживала меня, молодого учителя, возможно, я бы не состоялся в профессии и карьере».Валентина Борисовна – настоящий борец! Если она чувствует правоту, ни за что не отступится. За 40 с лишним лет работы в школе ей приходилось отстаивать и школу, и отдельных учеников, будущее каждого из которых ей далеко не безразлично. Что особенно удивительно и вовсе не традиционно, она всегда принимала сторону ребенка. Валентина Борисовна на деле не раз доказывала свой бойцовский характер. Зимой 1978-1979 учебного года в лютые морозы, когда прорвало трубы и школа на несколько дней осталась без горячей воды, директор три ночи подряд дежурила вместе с техником: спасала школьную отопительную систему, причем круглосуточно, без перерывов на сон.Умение брать ответственность за других людей отмечает и учитель истории 227-й школы Марина Абакумова, которая проработала с Валентиной Борисовной 39 лет. «Валентина Борисовна не просто директор школы. В 1983 году, когда снимали фильм «Хозяйка детского дома», Валентина Борисовна консультировала Наталью Гундареву, исполнявшую главную роль. Режиссер даже доверил ей одну из эпизодических ролей. Она настоящая женщина! Обожает красиво и со вкусом одеваться, потрясающе вкусно готовит! Тонко чувствует людей. Умеет найти нужное слово, любит и умеет ценить высокую поэзию. Это немудрено для учителя русского языка. Но есть у нее и еще одно качество: она всегда рядом, когда другому плохо. В нашей школе был трагический случай. Умирала молодая учительница. Валентина Борисовна помогла устроить ее в хоспис. Для этого ей пришлось поднять на ноги многих начальников, она не стеснялась: шла ко всем, потому что не для себя. До последнего помогала родственникам и навещала коллегу».Учителя, их родственники, а особенно школьники, всегда находились под пристальным присмотром Валентины Борисовны. Она называла их «дети мои». Прямо с этой фразы и начинала урок. И это были не пустые слова. Она принимала самое горячее участие в судьбе каждого: помогала разобрать сложную тему, решить конфликты среди одноклассников и даже позже, уже после школы, не теряла с ними контакта, помогала в быту: со свадьбами, рождениями, поддерживала заболевших… Удивительного объема сердце! Его хватает на всех!Конечно, директор не может быть только добрым. Валентина Борисовна умеет и отругать. Понятно, что поводов в школе хватает. И какой бы ни была провинность, как бы ни был не прав человек, она умеет отчитать не унижая.Коллеги и друзья, конечно же, жалеют об уходе своего руководителя и друга, но верят, что Валентина Борисовна не оставит их, что двери ее дома всегда будут открыты. Главный специалист ОАО «Концерн «РТИ Системы» Нина Бодрова встретилась с Валентиной Борисовной в рабочей обстановке. ОАО «Концерн «РТИ Системы» помогал школе в создании лицейского технического класса и школьного радиоклуба. За годы совместной работы они стали друзьями.«Нашу жизнь украшают происходящие с нами события и люди, которых мы встречаем на своем пути, – говорит Нина Викторовна. – Это большое везение для меня – общаться с таким тактичным, интеллигентным, терпеливым и милосердным человеком. Думаю, все, кто знают Валентину Борисовну, присоединятся к моим пожеланиям. Желаю ей бодрости, оптимизма, тепла в семье, интересных событий и верных друзей!»Конечно же, я не могла не поговорить с Валентиной Борисовной. Не хотелось говорить о реформах и проблемах: для нее это теперь прошлое. Я спросила Валентину Борисовну, чем она мечтала заниматься на пенсии.«Последние 33 года я была директором школы. Поверьте, времени мечтать не было, были какие-то повседневные заботы, были волнения, новые цели, задачи, я все время куда-то бежала, спешила, боялась что-то не успеть. А сейчас постепенно останавливаюсь. Это сложно! Но я всегда сожалела, что не успеваю читать. В последние дни разбирала свои книжные полки. Нашла там книжки, которые давно хотела прочесть, купила, но в суете забыла про них. Положила на книжную полку и побежала дальше. Сейчас самое время их все прочесть. А еще, теперь уже спокойно осмотревшись по сторонам, поняла, сколько в Москве интересных выставок, театральных премьер. Так что буду наверстывать упущенное! К тому же у меня прекрасная дочь и трое внуков. Я получаю колоссальное удовольствие от общения с ними. Совсем недавно с внуком обсуждали князя Андрея. Но не как учитель с учеником, а говорили о нем как о реальном человеке. Оба почерпнули для себя много нового. Современные же дети совсем другие».Задаю следующий вопрос: «Какие дети запомнились вам больше всего?»«Как это ни банально звучит, – говорит Валентина Борисовна, – я помню и люблю всех своих учеников. Каждый оставил свой след, свою память. Но конечно, больше запомнились те, с кем было сложнее. Каждая мама знает, что больше внимания уделяешь ребенку, который более подвижен, который труднее поддается воспитанию. И в школе таким ребятам нужно больше внимания. Их, хулиганов, надо подтянуть до всех остальных. Мы, учителя, хорошо понимаем, что всем им придется сдавать экзамены, строить свою жизнь, и наша задача, невзирая ни на что, помочь заложить фундамент из знаний, человеческих ценностей. И знаете, как это ни странно, ученики, считавшиеся трудными, слабыми, чаще приходят в школу, больше помогают. Не могу не рассказать о Сереже Боеве. В школе он был скорее сложным учеником, а сейчас Генеральный директор концерна РТИ-системы. После окончания школы он сам предложил создать в школе радиокружок, а потом у нас был открыт лицейский класс, тесно связанный с Научно-исследовательским радиотехническим институтом имени академика А.Л.Минца. К сожалению, такие случаи редки, но мне бы очень хотелось, чтобы ученики возвращались в школу. Не преподавать, а именно вести какую-то воспитательную работу».На прощание интересуюсь: «А что бы вы пожелали своей школе?» Аверьянова на мгновение задумывается, а затем говорит: «Мне повезло. Я работала в коллективе единомышленников, мы все прекрасно понимали, что, каковы бы ни были учебные задачи, ученики – ЛЮДИ со своими переживаниями, страданиями, радостями, трудностями. Хочу пожелать своим коллегам взаимопонимания между родителями и учениками. А еще я очень жалею о том, что у сегодняшних учителей совсем нет времени поговорить с учениками. У учителей увеличилась техническая загруженность, требуется больше отчетов, планов, появилось много бумажной работы. Плюс к тому приходится осваивать новые программы. Раньше мы могли уделить каждому и 20 минут, и час. Могли посмотреть друг другу в глаза. Иногда от невозможности объяснить ребенку что-то, достучаться до него у тебя самой наворачиваются слезы от вынужденного бессилия. Ребенок смотрит в твои глаза, ты – в его, и это иногда бывает гораздо убедительнее любых доводов».
Комментарии