search
main
0

Поверх барьеров. В сборнике «Педагогика искусства» собраны размышления и опыт тех, кто воспитывает детские души

Это была необычная презентация книги. Книги долгожданной. Выпущенный через год после I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого сборник «Педагогика искусства» ждали все, живущие в сфере притяжения педагогики искусства, школьной театральной педагогики, а не только участники прошлогодней конференции из разных уголков России. Потому что в сборнике собраны не только статьи и выступления участников. Это своего рода энциклопедия педагогики искусства, где слышны голоса и ученых, и педагогов, и театральных деятелей. И тех, кто занимается театром для детей, и тех, кто организует театр, в котором играют дети, и тех, кто переносит театральные приемы во внешкольную и внеклассную работу и даже на урок. Книга действительно уникальна! И все же праздник по поводу ее появления был шире и глубже. На нем продолжали говорить о сути, содержании темы, о ее проблемах.

Средства на книгу собирали всем миром, спасибо тем, кто вложил в нее не только деньги, но и силы, душу, кто был бескорыстен – какое удивительное слово, увы, чуждое нашему времени… И презентация выткалась на бескорыстной основе. Московский академический детский музыкальный театр имени Н.И.Сац предоставил площадку, угостил пирогами, участвовал в концерте. Учебные заведения, в которых дети и взрослые занимаются театром,  324-я школа «Жар-птица», вальдорфская школа №1060,  прислали юных и взрослых артистов.«Родители»Организаторами презентации книги и уникальной методики стали общественный центр школьной театральной педагогики Москвы, АНО «Пролог», лаборатория интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования, Детский музей.Вели презентацию Александра Никитина и Татьяна Климова – люди, которые знают о педагогике искусства и школьной театральной педагогике если не все, то очень многое. благодаря им и всей команде единомышленников  состоялись и конференция, и книга, и нынешняя презентация.Татьяна Климова уверена: «Именно театр позволяет обострить наши органы восприятия и стать более восприимчивыми к происходящему, делиться этим с нашими детьми. Поэтому для нас этот сборник стал тем проблемно-смысловым пространством, в котором рождаются новые направления педагогики, уходящие корнями в XX век. И мы надеемся, что эта линия продолжится».Александра Никитина взволнованна: «Для нас сейчас очень важно, чтобы эта книжка нашла своего читателя. Нам кажется очень важным, что здесь под одной обложкой собраны очень разные люди – те, кто занимается наукой, те, кто занимается школой. Но чем бы ни занимались эти люди, они занимаются будущим. Им очень важно ощутить себя как целое, какие бы барьеры ни ставили между нами формальные условности жизни».«Синяя птица»Удивительным образом презентация книги совпала не только с днем рождения человека, в память которого была проведена конференция школьной театральной педагогики, – Леопольда Сулержицкого, русского театрального деятеля, руководителя Первой студии МХТ, писателя, художника, педагога, но и с празднованием 110-летия Натальи Сац и дня рождения театра Сац. Все не случайно… Сулержицкие и Сац – близко связанные друг с другом семьи, и творческими контактами, и личными.Недаром началась встреча с музыки из спектакля «Синяя птица», который идет и сегодня в детском музыкальном театре, соавтором которого был Леопольд Сулержицкий. А затем все собравшиеся затаили дыхание. Микрофон взяла и тихо заговорила дочь Натальи Ильиничны Сац Роксана Николаевна. Она не была знакома с Леопольдом Сулержицким, но, убеждена Роксана Николаевна, «то, что я стою перед вами сегодня, это, может быть, благодаря тому что сын Леопольда Антоновича Дмитрий Леопольдович, его жена Мария Николаевна Александрова-Сулержицкая спасли меня, когда я пришла к ним из детского дома без карточек, без ничего… Этот дом пригрел, накормил. Этот дом пригревал, согревал тех, кто был рядом. А рядом, на улице Огарева, жило много людей, связанных с Московским художественным театром. Это был театральный дом. Шла война. Жили они необыкновенно бедно. Но той небольшой пайкой хлеба, которую они получали, они кормили и меня. Дом детей Сулержицкого был нищий, но какой же он был одухотворенный, сколько там было фотографий, сколько там было цветов, сколько там было света! Я очень рада тому, что вы здесь, и тому, что прозвучала музыка из «Синей птицы». «Синяя птица» – это большое искусство детям, первый подобный спектакль».Роксана Сац говорила о Наталье Ильиничне, об уникальном театре, созданном ею, о дне сегодняшнем театра, куда тянутся дети, несмотря на «грязную почву», в которой порой приходится расти юному поколению. И конечно, Роксана Николаевна говорила о педагогах, собравшихся в зале: «Вы все люди, исповедующие искусство для детей. И то, что вы здесь, и то, что эта книга вышла, и то, что так крепко сцеплены имя Леопольда Антоновича Сулержицкого, детский театр, звучащая музыка Сац, то, что вы делаете, за это  спасибо!»Учителя годаЕще одно удивительное и вместе с тем не случайное совпадение. На презентации сборника «Педагогика искусства» выступили сразу три абсолютных победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России». Учитель года России-2008 Михаил Стародубцев вместе с учениками школы №1060 сыграл отрывок из спектакля. А бывший директор этой школы, ныне начальник Управления образования Юго-Западного округа Москвы Михаил Случ, учитель года России-2010, приветствовал всех в качестве гостеприимного хозяина, ведь детский музыкальный театр им. Н.Сац находится на территории этого округа. Во время проведения прошлогодней конференции 1060-я школа активно в ней участвовала, а Михаил Ильич лично «сделал многое для того, чтобы педагогика искусства прижилась», объяснила Александра Никитина.Михаил Случ считает: «Театр – это очень плодотворно и очень интересно. Меня это направление всегда интересовало как учителя. И как начальник управления образования  я тоже интересуюсь этим. Потому что театр – это нечто современное, то, что буквально срощено с педагогикой. Педагогическая работа наполнена театральными терминами.  Учитель на уроке достигает кульминации… И плох тот учитель, который пытается весь урок эту кульминацию держать. Любой учитель – сценарист, и плох тот учитель, который, готовя урок, не думает о ролях в этом странном спектакле. Любой учитель – технолог. Он должен точно знать, как достигать результатов, он должен отлично знать свой предмет. Но в каком-то смысле он и художник. Театральная педагогика – это не очередная предметная область, а что-то, без чего педагогика не может существовать».Еще один учитель года, прошлогодний всероссийский абсолютный победитель, преподаватель МХК подмосковной гимназии им. Ольбинского, актер и режиссер студии театрального искусства С.Женовача Александр Демахин – человек, имеющий к театральной педагогике самое непосредственное отношение. Можно сказать, что и на конкурсе он победил благодаря этой педагогике, возможности которой Александр Александрович блестяще продемонстрировал на открытом уроке. «Я бы эту книгу назвал одновременно подарком и поступком. Подарок – это дать пространство всем тем голосам, которые в ней звучат. А поступок – потому что говорится в ней о живом процессе, о людях, которые верят в то, что они делают. Когда мы разъедемся, у меня будет ощущение, что, когда я провожу репетицию или урок, мы с вами одновременно входим в пространство театральной педагогики. Оно состоит из очень разных людей. Но оно живое. Что и доказывает эта замечательная книга».АвторыВ сборнике собраны 95 авторов – головокружительная цифра! Многие из них были приглашены на презентацию. Но дать им всем слово было невозможно, тогда бы презентация превратилась в новую конференцию. Выход был найден. О книге, об авторах и основных темах рассказала учитель лицея №1225, преподаватель Высшей школы экономики доктор педагогических наук Евгения Абелюк: «Книга сделана таким образом, что читателю удается попасть в центр событий. Конференции как события, но событием также можно считать работу каждого представившего в сборнике в той или иной форме свой труд. Книга эта многоголосая и многожанровая». Евгения Семеновна заметила и другое: «В этой книжке не могли не прозвучать нотки тревоги. Они были приглушены, потому что все были воодушевлены этим собранием, праздником. Творческое пространство в школе сужается. Сборник – еще один кирпичик в здание искусства будущего и наших детей. Если покачнется наше образование, оно устоит в том числе благодаря и этой книге».Один из авторов, которому было дано слово, – директор гимназии №1543 Юрий Завельский (интервью с ним публиковалось и в «Учительской газете», №12 от 20 марта 2012 года). Юрий Владимирович признался: «Я постоянно размышляю о том, что школа – это тот дом, который развивает ум, но не развивает душу. И сцена в актовом зале любой школы, если она используется разумно, как раз и является тем полем, на котором мы воспитываем души наших детей».Сборник «Искусство педагогики» вышел небольшим тиражом. Но, к счастью, его еще можно купить, например, в интернет-магазине «Книжная башня». А отзывы можно и нужно присылать нам в газету по адресу: rodionovaug@gmail.com. Ребенок – это не только «голова на блюде»МненияМария ФОМИНОВА, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО: –  Практический опыт участников конференции приводит к мысли о существовании по крайней мере двух основных содержательных блоков, определяющих место театральной педагогики в современной школе:1. Организация собственно театральной деятельности в виде школьного театра, театральной студии и других аналогичных форм в рамках системы дополнительного образования.2. Использование форм, методов и приемов театральной педагогики в системе общего образования в целях интенсификации образовательного процесса….Ясно, что учитель, как и актер, профессия публичная, требующая обаяния и заразительности, хорошего владения словом, жестом. Учительскую и режиссерскую профессии роднит необходимость сформировать и воплотить замысел целостного действа (спектакля, урока, большого школьного мероприятия). Тут необходимы качества художника и организатора: придумать и продумать, увлечь за собой, довести до успешного финала. …Оказывается, игра может активизировать образовательный процесс не только на уроках родной речи в начальной школе, но и на занятиях математикой в старших классах специализированной математической школы, да, собственно,  в любом образовательном пространстве.Сергей НИКИТИН, студент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова: – Театр на протяжении многих столетий присутствовал в школе практически всегда, но исключительно в виде любительских форм, внеклассной работы, о чем свидетельствуют исследования последних лет. Как самостоятельная дисциплина он стал актуален для отечественной школы сравнительно недавно – в начале XXI века. …Театр ныне востребован школой как уникальное средство обучения, способное объединить прочными дидактическими связями практически все дисциплины гуманитарно-художественного цикла. Отсюда школьная театральная педагогика справедливо расценивается ныне как следующий – логический – шаг на пути совершенствования отечественного художественно-эстетического школьного воспитания.Светлана КРИВЦОВА, кандидат психологических наук, руководитель Центра психологической службы образования ФИРО: – Недопущение, преодоление отчуждения между ребенком и жизнью – главная задача школы. Это возможно, только если она научится профессионально работать с эмоциональной сферой детей, прежде всего затрагивать их чувства и способствовать тому, чтобы дети переживали больше «нравится». Нравится – это то, что на объективном полюсе называют ценностью….Если есть ЕГЭ, то для равновесия в каждой школе должен быть театр. После стольких лет представления о ребенке как «голове на блюде» пора обратиться к телесности. В компьютерный век проблема невключенности в жизнь собственного тела становится очень острой. В жизнь вступают всем телом – вляпываются,  для этого его нужно чувствовать. Театр открывает доступ ребенка к собственному телу и через это делает его цельным.ЦитатыВ честь СулержицкогоАвангард  ЛЕОНТЬЕВ, народный артист РФВидимо, благодаря тому что Мейерхольд и Вахтангов были преимущественно режиссерами и создали свои театры, их имена более известны, чем имя Сулержицкого. Сулержицкий в тени – и это несправедливо. Ведь этот человек зажег очень многих жаркой, пылкой любовью к их общему делу. Именно ему поручил Станиславский руководство Первой студией МХТ, поручил проверить на практике свою систему воспитания актера и создания образа. Благодаря этой системе стали знамениты на весь мир имена Станиславского и Художественного театра. Когда современный театр заходит слишком далеко в полемике с этой системой, мне кажется, он себя обкрадывает.Я помню, здесь, в нашей студии (имеется в виду Школа-студия МХАТ. – Прим. ред.), состоялся вечер, организованный В.Я.Виленкиным в честь Леопольда Антоновича Сулержицкого. Нас поразило это слово «в честь» на афише. И некоторые из нас думали, что это стилистическая ошибка. Как это «в честь»?! В память! Вечер памяти, мы привыкли к этому. Нет! В честь! То есть В ЧЕСТЬ живого содержания и смысла, ради которых жил Сулержицкий.В свое время Лев Николаевич Толстой поручил ему отправить духоборов, которых в России притесняли, за границу. Толстой тоже, видимо, не нашел лучшего кандидата, чем Сулержицкий, который и перевез их через океан, спас. Вот таков был Сулержицкий. Станиславский поручил ему экспериментировать на ниве своей системы, еще только устно сформулированной. Только потом Станиславский напишет книжку, а тогда некогда было ее писать. «Работа актера над собой»: на нем был частный театр, надо было добывать деньги и так далее, и так далее, и так далее…И вот Сулержицкий в крошечном помещении собрал свою «секту» – «собрание людей, верящих в систему Станиславского», по выражению Михаила Чехова.Сплав этики и эстетики – вот что было у Сулержицкого. Он сам так жил. Они ставили спектакли, которые заставляли зрителя подумать о самосовершенствовании, о том, как стремиться к лучшему. Но они не только это проповедовали, они это исповедовали, сами пытались так жить в студии и за ее стенами….Фотография студийцев Первой студии всем театральным специалистам известна, хотя она появляется в печати редко. Здесь примерно пять рядов студийцев. Евгений Багратионович Вахтангов сидит в первом ряду с краю. Он в бабочке, в накрахмаленной рубашке, это очень красиво. А Сулержицкого не видно. Пол-лица из-за чьей-то головы в третьем ряду… Это о многом говорит, мне кажется….Сулержицкий умел организовать семью, создать ее и быть ее главой, центром, духовным центром, отцом, защитником. И очень хорошо, что собираются люди и обмениваются своими мыслями о наследии Сулержицкого. Это воистину в его Честь!фото автора и Михаила БЫКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте