Раньше мы получали от работодателей много отзывов о том, что наши практиканты и выпускники приходят к ним не подготовленными к современным реалиям. В 2018 году было принято решение о трансформации инженерного образования. Проект был основан на следующих принципах: два года студенты учатся вместе, в этот промежуток времени у них нет специализации и профилизации, все получают базовое образование. Следующие два года они формируют группы сменного состава и те теоретические знания, которые получили ранее, применяют на практике, в проектах. При этом профиль каждый для себя выбирает в конце второго курса и весь третий работает только по нему.
У нас реализуется 6 профилей: «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа и газоконденсата», «Машины и оборудование нефтяной и газодобывающей промышленности», «Бурение скважин», «Проектирование, строительство и эксплуатация систем трубопроводного транспорта», «Сооружение систем транспорта углеводородов».
В былые времена все ребята 1‑го курса с 1 сентября знали, к какой кафедре относятся. Теперь мы всем студентам даем основы профессии разведка и бурение, эксплуатация и добыча, транспорт углеводородов и продуктов переработки. Каждый изучает полный технологический цикл и только после этого идет на свой профиль.
Особо подчеркну, что проектная деятельность осуществляется постоянно, причем ее результаты докладывают не только преподавателям, а еще и экспертам представителям предприятий нефтегазовой отрасли со всей Тюменской области. То есть ребята с самого начала понимают, что нужно работодателю, каков уровень технологического развития компании. Это позволяет им корректировать свою профессиональную траекторию, получать нужные компетенции.
Придя к нам, ребята начинают фактически с нуля, а заканчивают созданием собственных компаний, способных предоставлять нефтегазовые услуги. Они учатся генерировать идеи, искать решения и удачно монетизировать их.
Проект стартовал четыре года назад, на эту программу были приняты 240 обучающихся. И сразу после приема был отмечен резкий рост среднего балла с 6566 до 80 по математике, физике и русскому языку. В прошлом году к нам пришла девочка с 300 баллами, немало тех, у кого 270 при норме 180 баллов (в среднем 60 по каждому экзамену).
Ребята приходят очень мотивированные. И мы собираемся здесь за несколько дней до 1 сентября, проводим первые адаптационные мероприятия, так называемый прекурс, когда они решают простую инженерную задачу в новых коллективах. Мы следим, кто как себя проявляет, какие качества показывает, и затем формируем группы, в которых есть деятели, лидеры, администраторы… И уже со 2 сентября начинается работа над проектами. В течение месяца идет работа в командах под руководством молодых преподавателей. Это позволяет хорошо адаптироваться и быстро понять, чего от тебя ждут.
Алексей ПИМНЕВ, директор Высшей инженерной школы EG Тюменского индустриального университета
Комментарии