Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Поведники. Год спустя

УГ - Москва, №16 от 22 апреля 2014. Читать номер
Автор:

​Сугробы в человеческий рост исчезли, как и тюльпаны, оставленные финалистами прошлого года. Кот Пантелеймон – коренной житель – нежится на солнце. Весна. Все как и было, но совсем иначе.

Больше года назад я, к своему удивлению, оказалась вовлечена в череду испытаний конкурса «Педагог года Москвы». Признаюсь, я скептически отношусь к любого рода соревнованиям как способу отбора лучших. Слишком много субъективного и случайного в этом. Но если рассматривать профессиональные конкурсы как форму повышения квалификации и возможность расширить кругозор, безусловно, они стали одним из наиболее эффективных вариантов. Будучи ограничен форматом конкурсного задания, участник стремится продемонстрировать свой профессионализм в новых для себя условиях. Своеобразная цензура позволяет не только вычленить главное, но и найти оригинальные решения уже привычных задач. К тому же формулировка заданий зачастую заставляет задуматься над основами профессии, которые в повседневности оказываются погребены под поурочными планами и отчетами. Есть и более утилитарные выгоды – приходится осваивать новые виды деятельности или совершенствовать уже имеющиеся навыки. Участие в конкурсе дало мне возможность по-новому взглянуть на свою карьеру и расставить приоритеты. Я чуть лучше поняла себя и кем бы хотела быть.Номинации, задания, знания, возможный карьерный рост – все это важно, но самое удивительное в конкурсном опыте – это люди. Согласитесь, очень приятно находиться в окружении талантливых, умных, интеллигентных и доброжелательных людей. А еще у них очень приятно учиться. Внимательно наблюдая за работой всех конкурсантов, можно почерпнуть интересные методические приемы, идеи организации учебного процесса. Системность и междисциплинарность, столь важные в современной науке, прекрасно раскрываются в конкурсном пространстве. Я действительно значительно обогатила набор методов и приемов, полезных в педагогической практике. Необходимо отметить, что профессиональными контактами участие в конкурсе не ограничилось. У меня появились не только талантливые коллеги, у которых всегда есть чему поучиться, но и замечательные друзья.Этой осенью, когда начался конкурс 2014 года, один из лауреатов прошлого года сказал, что теперь мы история. Сложилось двойственное ощущение, когда ты уже вышел из определенного периода своей жизни, но это время все еще настойчиво влияет на события сегодняшнего дня. Однако конкурсная жизнь продолжилась самым неожиданным образом – приглашением в Большое педагогическое жюри. Безусловно, это честь и ответственность, а еще это очень непростая работа. Студентам экзамен видится испытанием для них и развлечением для преподавателя. Но только оказавшись по ту сторону стола, понимаешь, что для экзаменатора это значительно большее испытание. Так и с жюри – судить всегда сложнее, чем представлять свою работу. Будучи конкурсантом, педагог слышит титулы и звания членов жюри, чувствует квалификацию. Но оказавшись по ту сторону стола, я в полной мере смогла увидеть профессионализм, такт и доброжелательность. В Большом педагогическом жюри, которое уже несколько лет возглавляет ректор РУДН Владимир Филиппов, представлены самые разнообразные элементы системы московского, да и российского образования. Детские сады и вузы, советы родительской общественности и молодых педагогов, журналистика, издательства и школы. Благодаря специфике работы каждый из членов жюри смотрит на мастер-классы и выступления конкурсантов под своим углом, что позволяет другим увидеть поднятую участниками проблему в ином свете. И вновь я возвращаюсь к тому, что конкурс – это люди. Люди, которым есть чем поделиться, и люди, готовые это услышать.Еще в прошлом году структура конкурса, предполагающая объединение различных номинаций и участие работников разных ступеней образования вызывало некоторое недоумение. Сегодня, имея опыт конкурсанта и члена жюри, я могу сказать, что в таком формате есть как свои недостатки, так и преимущества. Основным проблемным моментом, на мой взгляд, стало отсутствие должного учета специфики профессий воспитателя, педагога-психолога, работника дополнительного образования и учителя. Но, с другой стороны, объединение представителей разных профессий позволяет создать общее представление о системе московского образования и выстроить преемственность ступеней. Отчасти эта возможность существует и благодаря составу жюри.Не скрою, мне было чрезвычайно приятно, что в этом году в состав жюри вошли два представителя моей alma mater – исторического факультета МПГУ. Я имела удовольствие работать с замечательным учителем истории Владимиром Кружаловым, победителем конкурса «Учитель года Москвы-2009». Из года в год выпускники МПГУ становятся финалистами и лауреатами конкурса, так, в этом году семь из двадцати четырех финалистов окончили наш вуз. Татьяна Гассан, Наталья Розина и Екатерина Новикова вошли в шестерку победителей.Каждая из них на протяжении четырех конкурсных дней демонстрировала высокий профессиональный и общекультурный уровень. Выпускница филфака МПГУ, учитель русского языка и литературы НОК «Образовательный центр ОАО «Газпром» Татьяна Гассан – прекрасный образец преподавателя русского языка и литературы. Похожая на тургеневскую барышню, она прекрасно держалась на сцене и продемонстрировала прекрасное владение своим предметом в рамках мастер-класса по окказионализмам. Выпускница деффака МПГУ Наталья Розина, педагог-психолог детского сада №1021, работающая со слабозрячими и незрячими детьми, предложила участникам своего мастер-класса увидеть мир другими органами чувств, сделав это с тонким пониманием общей психологии. Выпускница факультета иностранных языков, преподаватель испанского языка гимназии №1558 имени Росалии де Кастро Екатерина Новикова представила живой и яркий, как культура Испании, мастер-класс по методу интенсивного освоения иностранного языка.Как преподавателю и представителю номинации «Молодой преподаватель вуза», мне важно видеть, что наш университет, несмотря ни на что, продолжает держать марку, выпуская таких прекрасных специалистов. Татьяна Гассан, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2014», неоднократно высказывала слова благодарности родному филфаку МПГУ. Хотелось бы верить, что и другим выпускникам наш вуз дал достойную профессиональную базу.Традиции конкурса, традиции педагогического образования, инновации и реформы системы лишь подтверждают, что хотя образование – это и рынок услуг, но прежде всего образование – это люди. Дети, студенты, ученики, родители, учителя – талантливые и уникальные.Галина КЛИМОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории МПГУ, лауреат Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2013»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту