search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Потомственный педагог, или Как директор навел порядок в колледже

Восемь лет назад педагоги и студенты Московского технического колледжа не любили осень и зиму. Дырявая крыша – кровля в некоторых местах отсутствовала – не спасала от дождей, поэтому прогуливаться по коридорам учебного заведения можно было только с зонтиком. В крещенские морозы из-за неисправности в теплосети температура в помещении не поднималась выше плюс семи градусов. Осложняли жизнь и криминальные структуры, которые арендовали, а вернее, захватили у колледжа бомбоубежище и часть столовой. Неудивительно, почему новый руководитель образовательного учреждения Александр Бакушин через два месяца подал заявление об уходе. Но не такой у Александра Александровича характер: не привык сдаваться. В условиях, когда большая часть коллектива не верила в успех и вводимые новшества принимала в штыки, директор стал наводить порядок.

– А что означают Аполлоны? – поинтересовалась я у Александра Бакушина во время экскурсии по колледжу.
– То, что это храм науки. Видите, статуи держат светильники – это аллегорический светоч знаний. Студент должен осознавать ценность образования. А перед колледжем развеваются три флага: российский, московский и нашего образовательного учреждения. Молодой гражданин должен любить свою Родину, уважать символы государства, свой колледж. Именно с этих символов начинается патриотическое воспитание гражданина любого цивилизованного общества.
Сегодня колледж не узнать. За восемь лет, что им руководит Александр Бакушин, многое изменилось. На стенах, где раньше студенты писали неприличные слова, теперь висят картины, зеркала. Только в этом году за счет собственных средств в колледже отремонтировали кровлю и теплотрассу, переоформили все 40 аудиторий. Еще шесть лет назад отпускная пора начиналась с митингов преподавателей, требовавших своевременной выплаты денег, сегодня зарплата не только выплачивается в срок, но и в два-три раза превышает нормативы, установленные правительством. Если восемь лет назад в колледже учились 800 студентов, то сегодня эта цифра не опускается ниже 1250, а конкурс составляет 6-8 человек на место. Этого благополучия учебное заведение добилось самостоятельно. Но не за счет аренды и других легких средств добывания денег, а за счет образования.
История колледжа начинается с постановления Наркомата тяжелой промышленности от 1929 года о создании системы учебных заведений, готовящих кадры для металлургической промышленности. Через год при московском заводе “Серп и молот” был открыт Московский металлургический техникум, который в 1960 году перепрофилировали в Московский техникум автоматики и телемеханики и стали обучать студентов по специальности “Производство аппаратуры автоматики и телемеханики”. В 1970 году с развитием науки и техники появились и новые факультеты: “Электронные и вычислительные машины, приборы и устройства”, “Программирование для быстродействующих математических машин”, “Радиоаппаратостроение”. Наконец, в 1992 году техникум автоматики и телемеханики преобразовали в Московский технический колледж. Однако перестройка и переход к рыночной экономике расставили свои приоритеты, и профессия продавца стала куда престижнее, нежели диплом телемеханика. Многие технические учебные заведения системы среднего профобразования оказались в незавидном положении и вынуждены были переквалифицироваться на удовлетворение потребностей сферы сервиса. Александр Бакушин пошел другим путем: преобразования в Московском техническом колледже он начал с модернизации традиционных специальностей. Тут-то и пригодились Александру Александровичу знания, полученные в Бостонской международной школе бизнеса, которую он окончил в 1991 году.
Проанализировав ситуацию на рынке, Бакушин взялся за модернизацию важнейших специальностей “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети” (2201), “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем” (2203), “Радиоаппаратостроение” (2003) и ввел пользующуюся спросом на рынке труда “Экономику, бухгалтерский учет и контроль” (0601). Но чтобы выпускник образовательного учреждения чувствовал себя уверенно, а его образование было действительно востребовано на рынке труда, помимо основной профессии, ребята осваивают дополнительную. Так, студенты технических специальностей получают сертификат об окончании курса “Менеджмент”, а будущие бухгалтеры – “Правоведение”. Кроме того, все студенты колледжа углубленно изучают английский язык. Александр Бакушин уверен, что первоклассный специалист может получиться только при разносторонней подготовке. А для этого созданы все условия.
В колледже работают четыре кафедры – программирования, радиоаппаратостроения, электронно-вычислительных машин и бухгалтерского учета, пять лабораторий, оснащенных 135 компьютерами “Pentium”, 13 спецлабораторий, учебно-производственные мастерские, уникальные лаборатории по диагностике, настройке и ремонту телевизоров и компьютерной техники, где все оборудование студенты под руководством педагогов сделали сами.
Вообще техническое творчество в колледже на высоком уровне. Студенты постоянно принимают участие в олимпиадах по информатике среди средних профессиональных учебных заведений и всегда оказываются лидерами. Только в этом году на Московской городской олимпиаде по программированию МТК занял первое место. Неудивительно, почему ведущие технические столичные вузы – МИФИ, МАИ, МЭИ, МИЭМ с радостью принимают почти 70% выпускников колледжа на сокращенный срок обучения, а отличников берут без экзаменов. И во многом это заслуга преподавателей.
– Из 43 штатных педагогов 10 имеют высшую категорию, 19 – первую, а специальные дисциплины ведут лекторы ведущих технических вузов столицы, – пояснил Александр Александрович. – Свои кадры я ценю, материально поддерживаю, но и от них требую полной отдачи. Преподаватель, отработавший урок на высоком уровне, может заработать в несколько раз больше, чем установлено Единой тарифной сеткой.
– А сколько составляет заработная плата?
– От трех до двенадцати тысяч рублей. Однако эту сумму не я устанавливаю, а совет учебного заведения, который оценивает качество работы каждого преподавателя и распределяет внебюджетные деньги. Так что у нас все по-честному: как поработал, так и получил. Ведь надбавки к зарплате идут из внебюджетных средств.
Бакушин просить не привык. За все восемь лет он лишь однажды обратился за помощью к властным структурам. А именно к бывшему выпускнику колледжа Александру Лившицу, когда тот еще был министром финансов: за долги колледжу отключили отопление, и Александр Яковлевич быстро разобрался с этим вопросом. С тех пор Бакушин решил: надо зарабатывать деньги самостоятельно. Но не на аренде помещения, не на студентах, а используя все возможности, предоставленные колледжу Законом “Об образовании”. Таким образом, был создан Некоммерческий центр дополнительного образования.
Центр оказывает широкий спектр платных образовательных услуг. Это двухгодичные лицейские классы, подготовительные курсы для абитуриентов района (с 34 средними образовательными учреждениями района Северное Орехово-Борисово заключены договора о сотрудничестве), английский язык, делопроизводство и машинопись на компьютере, спортивные секции. Среди мужского населения пользуются популярностью мастерские по ремонту радиотелефонов, бытовой радио- и видеоаппаратуры и компьютерные курсы. Занятия в центре дополнительного образования ведут преподаватели колледжа. И хотя надбавка к основной зарплате получается приличная, текучка кадров в колледже высокая.
– Зарплата у нас неплохая, да и выплачиваем ее вовремя, однако преподаватели все равно бегут на большие деньги. Работа в колледже, конечно, нелегкая; если ты пришел на урок, то должен выложиться на все сто, – объяснил Александр Бакушин. – Мы постоянно проводим анкетирование “Преподаватель – глазами студента”, где оценки ставим не мы, а сами ребята. А если у педагога низкий рейтинг, то зачем он приходит на работу? Чтобы просто отчитать лекцию? Нет, в нашей профессии главное – душа.
По-другому к своему делу Бакушин относиться не может. Ведь он – потомственный педагог. Его родители, супруга, дочь и даже близкие родственники большую часть жизни отдали образованию. И потому неудивительно, что на 70-летний юбилей Московского технического колледжа Александр Бакушин Указом Президента России от 25 января 2002 года был награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.

Джамиля САЙРАМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте