search
main
0

Постоянный upgrade. Сбежать с уроков помогут биоритмы

«Он стал поэтом – для математики у него не хватило фантазии», – говорил один из великих ученых начала XX века Давид Гилберт про одного из своих учеников. На конкурсных уроках по математике и информатике я убедилась, насколько это утверждение верно.

Алгебра на языке геометрии

Это было что-то непохожее на урок в средней школе. Ребят приучали к мысли о том, что наука в непрерывном развитии. И они должны мыслить. Мыслить легко, диалектически.

– Осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать! – бойко начинает свой урок в 10-м классе Наталья Кирилюк, учитель математики из Владикавказа. – А что, по-вашему, значит «летать»? Ощущать свободу, легкость, комфорт? Согласны?

Ребята кивают, но пока насторожены: чего ждать от нового учителя? Конечно, подвоха! И он тут как тут, в вопросе:

– На уроке математики вы чувствуете себя комфортно?

– Редко, – раздается одинокий возглас с «галерки». Все остальные переглядываются: «Признаться – не признаться?»

– Хорошо, а при каких условиях на математике легко? Наверное, когда можешь открыть учебник на какой угодно странице и тут же решить предложенные задачи?

По классу проносится гул согласия. И удивительно, как вмиг исчезает ребячья робость, застенчивость.

– А для этого нужно знать назубок теорию. Немедленно приступим к делу, к уроку по теме «Основные свойства функции: область определения, область значения»! Работайте, работайте со мной. Я думаю, к концу урока мы взлетим. Или я одна полечу? – подбадривает десятиклассников Наталья Николаевна.

И ребята спешат ответить: назвать область определения функции, область значения. А учитель торопится занести их ответы на доску.

– Разгоняемся? Что нужно, чтобы формула заиграла? Перейдем с языка алгебры на язык геометрии? Как решить это неравенство с помощью метода интервалов? – вопросы один сложнее другого сыплются на учеников, но ни один без ответа не остается.

Несколько минут до конца урока. А ребята заодно с преподавателем уже покоряют задачу четвертой степени сложности из заданий единого государственного экзамена.

– Если мы не полетели, то точно оторвались от земли! – после звонка радостно выкрикивает Наталья Кирилюк своему классу, а жюри отвечает: – Да, я сторонник традиций. Учитель в классе должен быть с мелом и тряпкой. К тому же я убеждена, что на доске должен писать только преподаватель и что он может посвятить 40 минут теории. Ребята будут работать самостоятельно и у доски, и в тетради на уроке-семинаре.

Лекция «Математическая функция» с применением компьютерных презентаций. В такой форме проходит урок Натальи Балдановой из Республики Бурятия. Десятиклассники разместились за мониторами компьютеров в классе информатики. Все определения и формулы темы – на экране проектора.

– Что называется функцией? – спрашивает учитель.

Класс молчит. Может, потому, что все ответы перед ними, может, потому, что тема не для взрослых десятиклассников: они это давно изучили. Наталья Борисовна повторяет вопрос и сама же на него отвечает.

– А теперь вместо «икс» подставляем данные значения аргумента и производим вычисления. Все это делаем в электронной тетради, каждый за своим компьютером.

Над такой элементарной задачей ребята кряхтят странно долго, кое-кто потягивается и позевывает.

– Теперь разделимся на «исследователей» и «технических редакторов». Первая группа придумывает свои примеры функций, а вторая – оформляет и выводит на печать их работу и делает доклад, – учитель использует последний прием, чтобы расшевелить ребят. Но, к сожалению, к финишу – к концу урока – успела лишь одна команда.

Занимательные игры

Математическое кафе «Эврика». Елена Мищенко из Тверской области его шеф-повар. Перед ребятами меню с множеством блюд. Холодные закуски – задания по определению свойств функций. На горячее нужно преобразовать графики – правильно выполнить параллельный перенос вдоль осей.

– А на десерт, – подает с улыбкой блюдо Елена Викторовна, – портрет Федерико Графикуса. Ребята, графиками каких функций он себя нарисовал?

– Линейной, квадратичной, – слышится в ответ.

– Правильно. А теперь посмотрите на графики, которые мы целый день чертили и на доске, и в тетради. Какие красивые узоры получились!

– Где же? Простое пересечение линий! – донеслось с одной из парт.

– Сегодня наш класс – космическая станция, а урок – космическое путешествие. Что нужно сделать перед полетом? Проверить приборы! С этого и начнем, – заявила в начале урока своим космонавтам-семиклассникам капитан корабля Светлана Кузнецова из Московской области.

– Загадайте число от одного до двадцати. А теперь я буду угадывать. Умножьте его на количество лап у кошки, разделите на количество глаз у вороны.

– Как это так? – семиклашки восхищаются фокусами учителя.

– А теперь быстренько собрались. Все вперед, на проверку космического корабля: будем складывать числа, написанные на доске.

Ребята не успевают опомниться, как поступает новое задание из центра управления полетами: необходимо, используя маршрутный лист, для начала попасть из точки с координатой 9 в точку с координатой 12, а потом переместиться туда же из точки с координатой 3.

– Все просто! – выкрикивает один сообразительный космонавт. – Это же переместительное правило сложения, его мы в начальной школе изучали.

– Да, – говорит Светлана Валентиновна, – а теперь тема урока: «Сложение натуральных чисел и его свойства». Посмотрим, как это выделено в учебнике. Прочитайте про переместительный закон и про сочетательный.

Ребята с удовольствием ныряют в учебник.

– Не успела многого, – признается Светлана Кузнецова жюри, – что-то оказалось лишним. Не скрою, был момент нарушения логики изложения материала. Но, как видите, семиклашки активно отвечали на уроке и остались довольны.

А ведь именно это важно – научить самостоятельно мыслить. Создается впечатление, что у наших школьников много знаний, но все они держатся на тонких нитках.

В деловую игру «Фабрика самолетов» с упоением играли шестиклассники на уроке у Романа Резанова (Архангельская область). В занимательной форме ребята изучали наибольший общий делитель (НОД) и наименьшее общее кратное (НОК).

– На уроке ребята работали в группе, выслушивали друг друга, узнали, в каких сферах можно использовать математику, – признался судьям на самоанализе педагог. – Конечно, со своими учениками я не играю на всех уроках. Но стараюсь делать это часто. Пусть не все поступят в вузы, но я знаю, они легко адаптируются в трудовых коллективах, в учебных группах колледжей и техникумов.

«Я чувствую себя и сервером, и провайдером, и требующим постоянного «upgrade» компьютером», – так написал в своем эссе Денис Судариков, преподаватель информатики из Новосибирска. «Искренен ли он?» – спрашивала я себя перед его уроком. В том, что это правда, меня убедила реакция ребят.

– Составляем свою модель биоритмов, – с каким воодушевлением они откликались на каждый призыв учителя, отвечали, выполняли задания.

– Представьте, вы собираетесь сбежать с уроков. Модель биоритмов поможет вам выбрать удачный день. Хотя из вашей школы не сбежишь.

Девочки лучше

Знаете такой афоризм: «Если оно зеленое или дергается – это биология. Если пахнет – химия. Если не работает – физика». У учителей-конкурсантов на уроках физики всё и все работали. И еще как!

Занятие Александра Афонина из Орловской области началось с демонстрации видеофрагмента из балета «Лебединое озеро».

– Сколь грациозна балерина, – говорил педагог, то повышая, то понижая голос. – Балет – вид искусства, в котором информация передается через движение. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

– О движении! – выкрикнули ребята.

Школьники узнали, что такое траектория, криволинейное и прямолинейное движение. Тянули руки все, хотя девочки немного смущались.

– Мальчики молодцы, а девочки все равно лучше, – подбадривал учитель.

Эту же тему Лайла Мусаева из Чеченской Республики продолжила с семиклассниками. На ее уроке о механическом движении школьники узнали много нового.

– Ребята, пользуйтесь дополнительной литературой, которая лежит на ваших столах и есть в школьной библиотеке, – призывала Лайла Лемиевна. – Зачитайте кто-нибудь определение механического движения из серьезного словаря по физике. Не бойтесь пока неизвестных вам понятий, читайте, совсем скоро вы к этому вернетесь в старших классах, в институте.

Дмитрий Семенов из Нижегородской области и Александр Кистанов из Пензенской области рассказывали о видах теплопроводности. Правда, урок Дмитрия Николаевича немного затянулся.

– Я планировал на уроке актуализировать знания учеников, а стал давать новые, – признался педагог.

Ученики Александра Васильевича на уроке вспомнили о конвекции, излучении, теплопередаче, вывели формулу зависимости количества теплоты от рода вещества, его массы и температуры. А на дом получили задание изобрести новый способ запоминания формул.

– Я никогда бы не отказалась от задачного подхода, который применяю на своих уроках. Сократила бы до минимума определения, – говорила жюри Людмила Правдина из Саратова после урока в 11-м классе.

На занятии ребята на практике, решая задачи, вспомнили материал прошлого года – механические колебания, чтобы потом успешно усвоить новую тему – «Колебательные системы в электричестве».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте