search
main
0

Поспешить бы не торопиться

Дамоклов меч «дистанционки»

Мои бывшие коллеги из техникума, где многие годы я работал директором, в разговорах часто сетуют, что студенты стали другими, не совсем понятно, как с ними работать, чем увлечь. Шутя спросил: «А может, при дистанционном обучении всем будет лучше? Преподаватели останутся без учеников, а те – без учителей». Эта не совсем уместная шутка заставила всех нас всерьез задуматься о последствиях процесса, ведь на наших глазах цифровизация образования стала приобретать повальный и масштабный характер.

 

Случившаяся пандемия коронавируса способствовала ускорению такого «самоопределяемого обучения». А сказочные мечтатели уже рассказывают нам, что в скором будущем вообще упразднятся школы, учителя, учебники, оценки. Цифровые инструменты, без всякого сомнения, отлично дополняют традиционное образование, позволяют сделать его более увлекательным, приблизить к ученику. Конечно, эффективное и оптимизирующее многосложный процесс обучения новое техническое средство в этом случае играет положительную роль. Сегодня современному педагогу необходимо активно пользоваться цифровыми возможностями и платформами. Однако творческий поиск лучших представителей педагогического сообщества, их вовлеченность в развитие современного инновационного образования оставили почему-то незамеченными теневые, оборотные стороны онлайн-образования, его риски и последствия трансформации цифровизации из средства инструмента в форму обучения. Непонятна конечная цель, хотелось бы знать, какой ее видит профильное министерство.

Оптимистично и очень актуально в этом плане, хотя и с большим опозданием, звучит заявление президента Российской академии образования Ольги Юрьевны Васильевой: «Перед учеными всего мира сегодня стоит задача дать оценку влияния цифровой трансформации на образовательный процесс. Нужны научный анализ, верные прогнозы и, самое важное, полезные и выверенные рекомендации, что даст старт системной работе по научному обоснованию и экспертно-аналитическому сопровождению тех решений в системе образования, которые будут приниматься дальше». Очень правильно. Только почему можно было в течение ряда лет проводить эксперимент над детьми без анализа его вреда для здоровья и развития растущего организма, не организуя никаких проверочных тестов на безопасность? Вполне очевидно, что необходима массовая медицинская и психологическая поддержка процесса обучения, требуются изменения в регламенте работы учебных заведений, направленные на снижение негативных последствий многочасового сидения за компьютером, предупреждение интернет-зависимости, инициируемой сервисами дистанционного образования.

Однозначно, упорное навязывание цифровизации вызвано тем, что дистанционное образование выгодно экономически. Это мощный инструмент снижения затрат, сокращения издержек на образование и одновременно увеличения объема прибыли цифровых компаний, обеспечивающих «дистанционку». Вот вам наглядный результат коммерциализации российского образования.

Однако важно помнить напутствия ученых и педагогов-практиков о том, что нельзя ограничивать педагогическую деятельность одним учительством в самом узком значении этого слова. Образование – это не передача информации, а среда для социализации и личностного развития подрастающего поколения.

Продвижение цифрового образования, расширение информации, к сожалению, не решает, а только усугубляет проблему снижения уровня знаний учащихся. Чтобы овладеть не клиповым мышлением, а серьезными знаниями, следует обратиться к реальному миру. Серьезной опасностью для государства может стать и пропасть неравенства между теми, кто может себе позволить обучение в реальной школе и университете, и теми, кто будет получать знания в дешевом варианте на экранчике. Приоритеты всегда будут за очным образованием. Личность воспитывается только личностью. Никогда образование на расстоянии не заменит живого общения учителя и ученика.

На мой взгляд, продвигать современный цифровой тренд надо очень осторожно, взвешенно, не торопясь. Важно просчитывать каждый шаг в интересах будущего страны, не разрушая вековых основ, фундамента российского образования.

Очевидно, что педагог должен постоянно повышать свою квалификацию, выполняя при этом мудрое требование Конфуция «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Добавлю, учителем современным, любимым детьми, почитаемым в обществе, способным достойно преодолевать вызовы времени.

 

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте