Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова
Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный
В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала
Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов
Осенью 2021 года в России пройдет образовательный проект «Нейрончик»
Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге
Экопроектировщик, экоурбанист и агроэколог: в центре на Яузе расскажут о профессиях будущего
Финские ученые выяснили: мелкие собаки – самые злые, правда, на это мало кто обращает внимание
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов Осенью 2021 года в России пройдет образовательный проект «Нейрончик» Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге Экопроектировщик, экоурбанист и агроэколог: в центре на Яузе расскажут о профессиях будущего Финские ученые выяснили: мелкие собаки – самые злые, правда, на это мало кто обращает внимание
Учитель года

Посмотреть за горизонт

Учительская газета, №13 от 31 марта 2020. Читать номер
Автор:

Свобода и простота – вот главные слагаемые уроков Хизира Ацаева

Вот уж кому сложнее всех на конкурсе, так это представителю того региона, откуда был предыдущий победитель! Ведь пристрастие человека к сравнениям никто не отменял. Новому конкурсанту все равно приходится чувствовать на себе призрачное сканирование. Вольно или невольно его образ пытаются примерить к образу абсолютного победителя прошлого года. Такой невидимый груз сравнения упал и на плечи учителя английского языка школы №60 г. Грозного Чеченской Республики Хизира Ацаева. Правда, он, как истинный сын Кавказа, отозвался об этой ситуации с известной долей юмора. Мол, и в мыслях не было повторить подвиг абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, учителя обществознания и права математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова народного учителя Чеченской Республики Алихана Динаева. И уже серьезно добавил: «Но это действительно подвиг – переступить через все барьеры психологического характера и представить достойно на Всероссийском конкурсе и себя, и регион. Я победе Алихана аплодирую стоя».

Своей конкурсной задачей Хизир Ацаев назвал демонстрацию педагогики республики как чего-то цельного, высокого и профессионального. Причем сам он в эволюционном пути системы образования ЧР убежден совершенно. За те 6 лет, которые работает в школе, заметны колоссальный прогресс, движение вперед, развитие. На взгляд нашего героя, такого пристального внимания к образованию в регионе еще не было, и это не может не мотивировать и не радовать. И здесь, к слову, веришь Хизиру абсолютно, потому что если прибегнуть к вышеупомянутому пристрастию к сравнению, то, вглядевшись в фотографии истерзанного, разрушенного войнами города, понимаешь, какой нужно было проделать трудный, но созидательный путь, чтобы в залитых солнцем классах зазвучал беззаботный детский смех.

А наш герой, между прочим, сразу признается, что уже с детства мечтал обучать. Как водится, учениками мальчика были друзья, соседи, родные. Например, когда Хизир начал изучать английский язык, то собрал целый класс родственников. Шутка ли – у 19 племянников он стал первым учителем! Те до сих пор вспоминают с благодарностью его «уроки». Поэтому в выборе вуза юноша не сомневался. Хизир Ацаев окончил Чеченский государственный университет (факультет иностранных языков). Естественно, уже в статусе дипломированного специалиста решил попробовать себя в роли учителя. При этом, как и многие, думал, что не задержится в школе надолго. Тем более что у молодого человека уже был опыт работы на радио и телевидении. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное, поэтому Хизир Сайдкасанович до сих пор работает в школе и не собирается никуда уходить. Он так и говорит, что больше чувствует, что делает, именно в педагогике, видит результат, своих учеников, которые говорят на английском языке, и само понимание того, что он их обучил иностранному языку, дорогого стоит.

Любопытно, но Хизир Ацаев английский язык как предмет выбрал не потому, что был им очарован и покорен, а опять же из-за внутренней потребности обучать других. Ему казалось, что средствами другого языка это будет легче всего осуществить. Кроме того, наш герой предполагает, что в педагогический путь его звала собственная методика. Что в ней особенного? Свобода и простота. На своих уроках он не загружает учеников формулами и формами, а пытается создать… свободу. Потому что нашему герою кажется, что именно свободы детям не хватает на уроках.

Сегодня есть определенные требования к знаниям, к уроку, но если идти от личности, говорить о личности, то формирование этой личности должно исходить в том числе из простоты подходов, которые дети могут создавать сами. Свобода дает результат, и это подтверждают высокие успехи учеников. Например, в прошлом году два ученика Хизира Ацаева выбрали английский язык для сдачи ЕГЭ и набрали при этом более 90 баллов каждый.

Наш герой уверен, что язык другой страны нельзя выучить через упражнения. К сожалению, умение говорить на иностранном языке в ЕГЭ оценивается лишь 20 баллами, хотя тот же ребенок знает, что умение говорить является самым важным аспектом из всех предложенных. Умение говорить рождается в общении. А общаться хочется, когда ты внутренне не зажат. Может, поэтому содержание своего урока Хизир Ацаев определяет сам, а форму урока предлагает определить детям. На таком оригинальном уроке ребенок понимает, что иностранный язык необходим для того, чтобы завладеть вниманием учителя и выразить свою точку зрения. Все важные философские проблемы, цели, задачи – все это ставится и решается только посредством языка Шекспира. Начиная с 6‑го класса даже грамматику Хизир Ацаев объясняет на английском языке. Он считает, что при объяснении переходить на родной язык нужно только в крайнем случае, дабы не нарушать мысль, зарождающуюся на изучаемом языке. Между прочим, такие уроки плавно перетекают из здания школы в дом учителя, куда часто заглядывают выпускники, и беседы ведутся только на английском языке. Сидят вот так на лавочке кружком учитель и его ученики и беседуют о вечном и насущном.

Конечно же, Хизир Ацаев как человек думающий уже давно разложил для себя по полочкам отношение к языкам, а он знает несколько диалектов чеченского языка, английский, русский языки. Для него чеченский язык – это духовные моменты жизни человека, русский язык – это наука и межсубъектное общение, а английский язык – это умение мыслить лаконично. Потому что в русском языке объемная словесная мысль при трансформации ее на английский язык превращается в легкую и простую фразу. Но в каждом слове русского языка есть философия, а в английском языке философии, увы, нет. Но зато это хороший инструмент для самовыражения.

Способность разглядеть философию в слове – это, между прочим, верный признак мыслящего человека. А что лучше всего погружает в глубинные смыслы и образы, как не присутствие гор? Эти груды вздыбленной земли, молчаливые и величественные, разве не они призывают к созерцанию и размышлению? Хизир Ацаев как истинный сын Кавказа соглашается с этим предположением.

– Мне кажется, что человек, который видит величие гор, ощущает их присутствие постоянно, не может не быть философом, – говорит он. – Хотя кто-то может поспорить, что море по своей мощи и красоте ничуть не хуже. Но горы ни в чем не уступают морю. Я сам родом из района, где горы достигают отметки в одну тысячу метров. Они великолепны. Я с сожалением отмечаю в себе некоторый уход от философской созерцательности, но это происходит естественно, потому что, работая с детьми, понимаешь, что они больше подвержены внешней культуре, мейнстримному течению и в музыке, и в искусстве, и тебе необходимо понимать не только их, но и их искусство, чтобы можно было правильно толковать какие-то моменты.

– А какой из жанров искусства вам ближе?

– Безусловно, литература. Правда, я больше ценитель, нежели творец. Но я пишу. Сначала писал стихи, а сейчас пишу прозу. Исторический роман с элементами триллера. Почему исторический? Историей нельзя не увлекаться, потому что мы идем в будущее, и для ощущения настоящего и отражения будущего нам необходимо знать наше прошлое. В моем романе будет затронута история европейских стран, поскольку моего героя необходимо провести по ряду событий, которые там происходили.

– Как ваш герой родился?

– О, это сложный процесс. Главный герой – это отражение автора, ну или хотя бы один из героев… Хотя мне кажется, что у моего героя не столько мой характер, сколько мое мировоззрение.

– А в чем основа вашего мировоззрения?

Хизир Ацаев некоторое время размышляет над вопросом, а потом говорит то, что в принципе можно было давно предугадать:

– Думаю, все-таки в свободе. Если не расширить в себе мировоззренческое пространство, человек несвободен. Когда я распахиваю границы внутреннего мира, я уже не страдаю от внешней несвободы. Да, мы живем в мире условностей, определенных рамок, но мне кажется, что наша несвобода создается нами самими изнутри. Мы смотрим на какие-то вещи как на ограничитель, а если мы постараемся посмотреть на них как на что-то расширяющее пространство вокруг нас, тогда создадим свободу внутри себя. К слову, свобода в моем понимании – это не есть выход из менталитета, нет. Самое ценное, что есть у народа, в том числе чеченского, – это язык и менталитет. Эти две вещи ценны для меня, были ценны для моих родителей, и я хочу, чтобы и для моих учеников они оставались ценностью. Это этническая сущность. Она вечна. Внутренняя свобода должна рождаться от желания увидеть новое в привычном, искать новое, примерять его на себя, смотреть за горизонт.

Между прочим, эту внутреннюю свободу в Хизире Ацаеве можно было уловить, когда он давал интервью школьному радио. Девочка-интервьюер задавала вопросы, а педагог отвечал ей легко, весело. Словно продолжал вести свое конкурсное внеклассное занятие. Находились добрые слова и яркие характеристики. И как-то зацепило в этом молниеносном диалоге одно красивое слово. Хизир Ацаев дал ощущению от занятия с детьми определение: «Волшебно». А его сияющие глаза это подтвердили. И, опережая вопрос юной журналистки, он пояснил:

– Если передо мной сидели 12 детей, если к каждому из них я нашел подход и они увидели во мне человека, который несет хоть небольшой, но свет, то в соприкосновении этого света и понимании того, что ты его видишь, рождается искусство. Разве это не волшебство?

Не знаю, как маленькая радийщица, но я с этим безоговорочно согласилась.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Чеченская Республика


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt