search
main
0

Послевкусие. Российское движение школьников рискует стать броуновским

Не так давно в столице прошел 1-й съезд новой общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации, созданной, как это сказано во всех руководящих документах, «в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536». Делегаты со всех регионов страны собрались, чтобы найти ответы на целый ряд вопросов: для чего это нужно, какова во всем этом роль школы, нет ли здесь попытки возродить пионерию в лучших (или худших) традициях СССР, чем, собственно, будут заниматься дети и так далее. К сожалению, съезд так и не помог расставить все точки над i. Впрочем, судя по всему, иного от него не ожидали даже сами учредители.

Вообще мероприятия подобного рода проходят по стандартному сценарию: сначала пленарное заседание с приглашением первых лиц и вип-персон, которые делают громкие заявления, определяют векторы развития, озвучивают «политику партии», обозначают цели и задачи, а также проблемы, которые предстоит решить. Затем депутаты расходятся по секциям и детально обсуждают, что конкретно нужно делать для достижения желаемого результата. И наконец, подводя черту, обобщают все деловые предложения и принимают резолюцию – «сухой остаток» всего мероприятия.Здесь же все было с точностью до наоборот. Сначала люди работали на секциях, выясняя, в чем же, собственно, смысл их нахождения тут, а первые лица выступали в конце, причем суть этих выступлений была примерно одна – «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».Возникает ощущение, что людей пригласили на съезд, имея довольно смутное представление, о чем конкретно с ними говорить. А потому решили начать общение с диалога, дабы участники сами наполнили мероприятие содержанием, сами определили, какие проблемы их беспокоят и как они собираются эти проблемы решать. Но ведь делегатам нужно было совсем другое! Поговорить, конечно, можно, но они-то приехали не за тем!К примеру, руководитель РДШ, Герой России, российский космонавт-испытатель Сергей Рязанский в своих выступлениях постоянно подчеркивал, что движение – организация, во-первых, исключительно добровольная, а во-вторых, абсолютно вне политики. Хотя в уставе движения черным по белому написано, что одна из целей организации – «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения». К тому же участие в тех или иных акциях, особенно военно-патриотических, – это тоже политика, как ни крути. Да и само создание РДШ вполне можно считать политическим шагом, поскольку инициатива исходит от политика №1 нашей страны. А если учесть, что практически все наши госструктуры, с которыми предстоит работать представителям и участникам РДШ, так или иначе связаны с политическими партиями и течениями… В общем, без политики никак.И что означает понятие «добровольность» в этом контексте? C одной стороны, да, никто не вправе загонять ребенка в какую бы то ни было организацию, если он этого не хочет. Точно так же никто не может насильно принудить уже существующую и работающую детскую организацию войти в состав Российского движения школьников. Но… Посудите сами: за четверть века, которую система образования прожила после падения СССР, в регионах были созданы сотни и тысячи больших и малых детских общественных организаций, которые успешно занимаются той или иной деятельностью. Это поисковые отряды, волонтерские коллективы, экологические дружины, военно-патриотические клубы, спортивные объединения и тому подобное. То есть те, кто хочет заниматься чем-то полезным, уже этим занимаются. А кто не хотел, тот ничего и не делает. И заинтересовать его, привлечь в какую-либо новую организацию можно только уж каким-то совсем невероятным предложением.Возникает вопрос: а что, собственно, может предложить РДШ такого, чтобы ребята в возрасте от 8 до 17 лет внезапно сами захотели бы туда вступить? Какая идея может повлечь их за собой, вдохновить и окрылить? Да вот как раз ничего подобного, увы, пока нет, лишь общие слова про «формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». А это значит, что завлекать придется некими пока еще абстрактными плюшками и бонусами, делая ставку на прагматизм и меркантильность подрастающего поколения.В принципе это само по себе отнюдь неплохо. Любой труд, любая полезная деятельность должна каким-то образом оплачиваться, и тут можно приветствовать поощрения в виде премий, бесплатных поездок в международные лагеря или просто к морю, а также, чем черт не шутит, и лишними баллами к ЕГЭ. Но, повторюсь, все это вполне можно было бы делать и безо всякого РДШ. К тому же в отсутствие идеологического стержня, скелета вся эта «плоть» превращается в бесформенную гору мяса. В данном случае идея первична, материя вторична. Однако идей, интересных и привлекательных, возвышенных и благородных, детям и взрослым так и не предложили.Как, впрочем, и ценностных ориентиров. Кстати, именно этой теме была посвящена одна из секций съезда, через которую прошли все делегаты. Но почему-то все, кого я ни спрашивал, на вопрос «Что же это за ценности, которые нам нужно формировать?» пожимали плечами. А ведь ценности – это тоже из области идеологии, ведь многие люди ради них порой готовы жертвовать жизнью. Но спросите потенциальных членов РДШ, какие ценности объединяют их всех, и вряд ли вы получите внятный ответ.Не совсем понятна ситуация с пилотными школами, которые должны быть созданы в каждом субъекте РФ в количестве десяти. По задумке на их базе должны быть апробированы методики и рекомендации по созданию первичных организаций РДШ. Можно предположить, что для чистоты эксперимента кто-то решится взять десять совершенно обычных учреждений и попробовать там создать что-то с нуля. Однако куда более логичным выглядит иной вариант – пилотными сделают как раз те школы, в которых очень хорошо налажена воспитательная работа, где есть традиции, кадры, достижения. Но если так, то именно в этих учреждениях с огромной долей вероятности все дети уже разобраны по тем или иным творческим коллективам, уже посещают секции, участвуют в соревнованиях, задействованы в акциях, являются членами всевозможных клубов. Возникает уместный вопрос: а не станет ли РДШ здесь чем-то типа пятого колеса у телеги, неким новообразованием, искусственно созданным по указке сверху, а вовсе не по инициативе снизу?Нет, ни в коем случае, уверяют нас лидеры РДШ. Ведь Российское движение школьников не ставит крест на уже существующих структурах, а призвано объединить их под своим крылом, способствовать координации их деятельности, помочь в организации совместных мероприятий, информационном, техническом, финансовом и прочем обеспечении.Хорошо, допустим. Но не напоминает ли это некую матрешку? Была, скажем, детская студия «Солнышко», работала она 20 с лишним лет, за эти годы были созданы ее гимн, герб, устав, традиции, коллектив родителей-активистов и многое другое. Теперь им предлагают занять место под крылом Российского движения школьников. Не поглотит ли одна организация другую? Если да, то это однозначно плохо. А если нет, то опять же вопрос: а много ли проку от этого крыла?В самом деле, допустим, вы ведете активную работу со своими детьми, разрабатывая и реализуя экологические проекты и программы в вашей местности. А ваши коллеги не менее эффективно занимаются со школьниками военно-спортивным многоборьем, помогают ветеранам, организуют в детском доме концерты и так далее. И тут приходят инициативные молодые люди, которые говорят: «Ничего-ничего, продолжайте в том же духе, мы вам мешать не будем, вы только скажите, что согласны войти в состав нового движения!» После чего, спустя некоторое время, вы вдруг узнаете, что вашей работой кто-то успешно отчитывается перед вышестоящими органами, а ваш опыт так же успешно распространяется по всей стране. Скажете, все это бред? Нет, всего лишь опасения. Хотя может быть и хуже. Например, когда вдруг выяснится, что в пилотных школах найдется не так много желающих вступить в члены РДШ, директору начнут звонить и выяснять, почему он саботирует столь важное и нужное начинание, и потребуют обеспечить устойчивую динамику прироста новых членов, ведь «не зря же президент подписывал указ №536!».На съезде прозвучали слова о том, что «РДШ – это новая форма мотивации школьников, новая система стимулов для саморазвития, самовыражения». Но что стоит за этой фразой, не понятно. Как будто ребята до этого момента жили под гнетом старых методов и подходов, были скованы узкими рамками обветшалых структур, томились под бременем изжитых догм, и вот теперь приходит нечто светлое и прекрасное, способное дать им свободу, равенство и братство, избавить от всего, что тормозило их развитие. И это при том, что не только педагоги на местах, но и представители министерств и ведомств слабо представляют, что же конкретно предложить детям и как именно организовать их работу, следуя тезису «теперь все будет по-новому».В общем, 1-й съезд Российского движения школьников вышел «немножко комом». Он лишний раз убедил меня в главном: без идеологического содержания, которое было бы понято, принято и с энтузиазмом подхвачено самими участниками этого движения, РДШ напоминает собой даже не железобетонную основу для будущего многоквартирного дома, а просто сваренную конструкцию из арматуры, которую людям предложено достроить самим, по своему вкусу. Правда, что-то не больно много тех, кто действительно испытывает жгучую потребность переселиться из своих частных домиков в эту солидную многоэтажку. Во многом потому, что боятся лишиться своих жилищ и попасть под власть управдома, который вполне может отключить за непослушание газ, свет или воду. Хотя на стадии строительства им обещают все блага мира.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте