search
main
0

Послеконкурсная рефлексия

Чтобы найти решение проблемы, нужно уметь ее обнаружить и грамотно сформулировать

Сегодня многие стремятся к успеху, под которым понимаются конкурентоспособность, достижение целей, личностный и профессиональный рост, непременно сопровождаемый выходом из зоны комфорта и прокачкой навыков. Часто это происходит в рамках модной сегодня игры на опережение, или форсайта. Форсайт становится ведущим способом обсуждения перспектив развития человека, групп, организаций и целых корпораций. Нередко в погоне за будущим забывается настоящее, а именно то, что происходит здесь и сейчас, помогает конкретной личности чувствовать себя спокойно, уверенно, ощущать свою полноценность и самостоятельность. Именно это состояние многие психологи (например, Мартин Селигман и Дмитрий Леонтьев) называют сегодня субъективным благополучием, приближая его понимание к счастью, о котором так много говорят и мечтают. В данном случае успешность можно считать определенным компасом благополучия, если отойти от одностороннего внешнего видения достижений в карьере, иерархии и атрибутах материального благосостояния.

Для современной школы, как нам представляется, очень важно найти баланс между сегодняшним и завтрашним днями. Именно эта идея стала одной из базовых при организации и проведении конкурса «Успешная школа». Успешность – это не только достижение поставленных целей, но и понимание особенностей социокультурной ситуации, определение зоны актуального и возможного развития (опираясь на идеи Л.С.Выготского), отделение реалистичных путей развития от фантазийности и маниловщины. И все же можно ли считать достижение целей успехом? При всей, казалось бы, очевидности ответа вопрос не так прост. Бывают ситуации, когда приходится отказываться от сформулированных ранее целей, что свидетельствует о нашей гибкости и мобильности, преодолении ригидности мышления и чутком реагировании на изменяющиеся обстоятельства. При этом сама постановка целей и понимание своих ожидаемых результатов – обязательные спутники успеха.

Именно поэтому в рамках конкурсных испытаний образовательным организациям предлагается описать два кейса: в одном представить решенную проблему, а в другом – проблему и идею для будущего проекта. По условиям конкурса необходимо, чтобы между ними была логическая взаимосвязь, присутствовал некий общий фундамент, основанный на командном поиске ответа образовательной организации на вызовы времени. В проектных командах должно быть по четыре человека, представители ключевых участников образовательных отношений – обучающихся, родителей, педагогов и администрации.

Школа как открытая и развива­ющаяся система – одна из стратегических линий определения успешности образовательной организации в современном мире. 2020‑2021 годы поставили перед всем человечеством сложные и абсолютно новые задачи в условиях пандемийных экстремумов. И российское образование дает достойные примеры возможных решений, что наглядно демонстрирует конкурс «Успешная школа», впервые проведенный в онлайн-формате. Участникам приходилось стойко преодолевать технические сбои в Интернете, четко распределять роли в команде, взаимодействовать со своими коллегами и партнерами, находясь физически в тысячах километров друг от друга, но в едином виртуальном пространстве. Важно, что сельские школы на равных выступали с городскими лицеями и гимназиями, не теряясь в таких значимых и относительно инновационных темах, поднимаемых и в рамках представленных кейсов, и в ходе совместного взаимодействия на конкурсных дискуссионных площадках. Среди них стоит выделить следующие: цифровая трансформация и цифровизация образования в целом, самообучающаяся образовательная организация и ее особенности, страх перемен и преодоление сопротивления педагогов, детская дипломатия, педагогический дизайн, конструирование современного урока для создания событийной среды, инженерное мышление в интеграции с гуманитарным образованием, поддержка мультикультурности через обеспечение языковой грамотности, образовательный потенциал туризма, детско-взрослые общности, экосистемный подход в организации школой жизни, нравственность в Интернете. Инженерное мышление, инклюзивность без границ, стратегия резильентности в образовании.

Следует подчеркнуть, что обсуждения имели продуктивный характер, помогали найти конкретные решения и запланировать дальнейшее взаимодействие между образовательными организациями, представляющими самые разные уголки нашей страны. Среди наиболее интересных идей обратили на себя внимание следующие: цифровое методическое объединение разных образовательных организаций, консорциум школ для поддержки формата «4К» в образовании, компетентностные мастерские, блокнот-навигатор образовательных событий, клуб осознанных родителей, интеллектуально-творческий марафон, исследовательские сообщества и лаборатории в школе, скамейка примирения, ученические пленумы, кейскурсии, корпоративный хаб инноваций и многое другое. Как видим, идеи были предложены разные – от системных и многослойных до конкретных и оперативных в плане реализации. Все проекты без исключения объединяла мотивация сделать российскую школу передовой, показать возможности и горизонты, способствовать конструктивному взаимодействию всех участников образовательных отношений. Именно поэтому представляется необходимым не только говорить о достижениях и значимых перспективах, но также определить дефициты и проблемные области, которые требуют особого внимания.

В ходе экспертизы выявилось ключевое затруднение, которое, на наш взгляд, свойственно не только представителям отечественного образования, но и проявляется в целом в жизни общества. Это затруднение связано с определением и формулировкой проблем для их проектного решения. Еще раз подчеркнем, не вообще житейских и иных проблем как недостатков (с этим обычно затруднений нет, если речь идет о жалобах на жизнь и общей неудовлетворенности текущей ситуацией), а проблем для поиска проектного способа их решения. При таком понимании проблема не барьер, не трудность, не направление работы, не проблемный вопрос и не метафора. Есть известный афоризм Г.Честертона по этому поводу: «Дело не в том, что они не способны увидеть решение. Дело в том, что они не могут увидеть проблему».

Не подходят такие часто встречающиеся формулировки, как «непрерывное формирование профессиональных компетенций» (это скорее направление работы), «как эффективно организовать работу мастерской?» (вопрос, который помогает определить одну из задач), «какие инструменты для гибких навыков можно использовать?» (вопрос по ресурсам), «отсутствие мотивации» (это дефицит). Оказывается, формулирование проблемы – большое и важное искусство, владеет которым далеко не каждый. Об этом однажды очень точно и образно сказал учитель, профессор и поэт Олег Парамонов:

Раб сложившейся системы,
Осознал я между тем,
Что страшнее нет проблемы,
Чем отсутствие проблем.

Стоит резюмировать, что если у человека, группы или сообщества нет проблем, то это уже проблема, так как данная ситуация – индикатор непонимания путей дальнейшего развития, преобладания иллюзий, стремления к отчетности и самообману. Без точного понимания проблемы невозможны никакие конструктивные изменения, а попытки решения могут превратиться в бег по кругу, когда наступаешь сотни раз на одни и те же грабли. На это обращал внимание известный ученый в области управления Ицхак Адизес, который в своей работе «Управляя изменениями» подчеркивал: «Слова «возможность» и «проблема» в действительности означают одно и то же. В китайском языке для обоих этих слов используется один и тот же иероглиф. Является ли событие проблемой или возможностью, зависит от того, кто его рассматривает… Успех приходит изнутри. Если мы сильны внутри, мы можем справиться с любой внешней проблемой и превратить ее в благоприятную возможность. Если мы слабы внутри, то каждая внешняя возможность будет восприниматься как проблема».

Определяя проектную проблему (то есть ту, которую мы действительно хотим и в принципе можем решить), стоит обратить внимание на следующие важные аспекты.
Прежде всего необходимо определить вид проблемы, чтобы понять, в состоянии ли данная группа разработчиков ее решить в рамках проекта. Существуют разные виды проблем, они могут быть личными, семейными, учебными, социальными, экономическими, демографическими, этническими, религиозными и т. п.; могут носить местный, региональный, национальный или глобальный характер. Для проекта стоит выбирать соразмерную имеющемуся ресурсу проблему. Такую, которую можно решить своими силами и/ или хотя бы знаете, как и кого привлечь к ее решению.

Слово «проблема» часто используется в повседневном общении, при этом очень разные события или состояния называются данным словом. В том или ином контексте можно услышать о проблемах со здоровьем, проблемах в семье, финансовых проблемах, профессиональных и других. Таким образом, мы чаще всего определяем проблемную область (например, качество образования, здоровье учащихся), что тоже является важным для разработки проекта, но недостаточным. Подобный подход не дает представления о сути ситуации и, как следствие, не помогает выбрать адекватный способ действий. Однако не станем отрицать, что этот этап важен как подготовительный для последующего уточнения и формулирования проблемы проекта.

Когда команда образовательной организации обращает внимание на неблагоприятное социокультурное окружение, демографические трудности и неудачное географическое положение, то очевидно, что речь скорее идет о контексте проблемной ситуации, но не о проблеме, которую можно решить. Контекст, безусловно, важен, но сам по себе он не будет являться описанием проблемы.

Иногда при определении проблемы вся ее суть сводится к обозначению дефицитов. Часто к этим дефицитам относят деньги или другие материальные ресурсы. В ходе экспертизы мы сталкиваемся с такими, например, формулировками проблем: «слабое материально-техническое обеспечение» или, еще проще, «отсутствие финансирования». В данном случае обратимся к народной мудрости, которая гласит: «Если проблему можно решить за деньги, то это не проблема – это расходы». Действительно, проблемы в большинстве случаев не могут быть решены без дополнительных материальных ресурсов, но их привлечение становится возможным в том случае, когда и сами проектировщики, и те, кто готов вложиться в проект, понимают, ради чего эти вложения необходимы, что именно они позволят решить – что преодолеть и к чему прийти. Поэтому ни на одном грантовом конкурсе проект не выиграет грант на реализацию, если главный запрос проектировщиков, заложенный в проблеме, связан с получением дополнительных средств.

Для проекта следует выбирать одну проблему, так как целый список нередко становится демотивирующим фактором, не позволяет сконцентрироваться на ключевом направлении, распыляет действия. В данном случае уместно вспомнить поговорку «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Так и в решении проблем – чем больше их количество, тем меньше шансов их решить по-настоящему, а не формально. В жизни существует много проблем, но не следует стремиться все их решить в рамках одного проекта. Можно начать с мозгового штурма, который покажет спектр проблемных ситуаций, а затем прийти в команде к общему соглашению, над каким вопросом хотелось бы поработать более акцентированно.

Проблему лучше всего формулировать как противоречие между желаемым и существующим, целью и оценкой ситуации, как недостаток чего-то, как существующие трудности и препятствия на пути достижения ценностно значимого результата. Противоречие может быть между существующим положением дел и ожидаемым результатом, между внешними требованиями и внутренними возможностями, желанием прогресса и реальным состоянием дел, целями действий и полученными результатами и т. п. С точки зрения проектного решения важно понять и кратко описать свою цель, к которой необходимо стремиться, и сформулировать проблему; определять ее, исходя из оценки ситуации, связанной с недовольством существующей ситуацией, выделив причины этого недовольства, а не на основе констатации отдельных фактов. Проект начинается не сразу с проблемы, а с предварительного исследования ситуации. Можно говорить о комплексной связке между целью, оценкой ситуации и проблемой. Проблема – это противоречие между желаемым и действительным. Цель – это желаемое, то, что мы хотим достичь. Оценка ситуации предполагает анализ действительного, того, что существует в образовательной организации. Иногда оценка ситуации требует проведения исследования, изучения того, что не удовлетворяет нас в образовательном процессе. Мы концентрируем внимание на недостатках, для того чтобы выявить проблему. Грамотная формулировка проблемы создает потенциал ее решения, и желаемые изменения становятся реальными, а не выдуманными.

Заметим, что элементы проектной деятельности можно проанализировать на примерах художественной литературы и, в частности, сказок. Приведем пример, когда описанные в сказке действия могли бы стать проектными, но реализовывались не так, как ожидалось, и привели к нежелаемому результату. В «Сказке о рыбаке и рыбке», казалось бы, присутствуют все элементы проекта: есть сложная экономическая и социальная ситуация старика и старухи, налицо проблема – противоречие между условиями жизни и желанием жить лучше, появляется необходимый ресурс в лице золотой рыбки, а череда изменений в конце концов приводит к тому, что герои остаются у своего разбитого корыта. Если условно перевести сюжет в проектную плоскость, то можно увидеть отсутствие определенной совместной цели. Было общее желание жить лучше, которое у старухи проявлялось в стремлении к богатству и власти, у старика – в душевном спокойствии и комфорте, но при этом в ходе продвижения к заветной цели всякий раз достигнутый результат не удовлетворял старуху, оказываясь лишь промежуточным шагом, соответственно, и жизнь старика не становилась спокойнее. Появился случайным и счастливым образом ресурс (золотая рыбка), и старуха сразу же взялась за реализацию плана, появляющегося на ходу. В итоге ресурс был бездарно потрачен, жизнь не улучшилась, проблема не была решена.

Попробуем предложить нашим читателям некоторые советы по формулировке проблемы проекта.

Начав подготовку к определению проблемы с анализа ситуации, мы сначала выявляем то, что нас не устраивает в школе, например обращаем внимание на недостаточно высокое качество обучения, низкий уровень мотивации учителей, недостаточно комфортный психологический климат или что-либо другое. Перечислив недостатки, мы обобщаем их в виде описания-оценки. Они могут быть, например, следующими:

– в образовательной организации много конфликтов (замечательно, если этот факт будет подтвержден результатами анкетирования или каким-то иным образом);
– учителя часто повышают голос на детей (важны не голословные утверждения, а ссылка на отзывы детей и родителей, например);
– учащиеся нарушают дисциплину, пропускают занятия из-за боязни неудачи (также важно сослаться на факты и статистику);
– происходит снижение успеваемости (здесь не обойтись без результатов внутришкольного контроля).

Из всего этого можно сделать вывод, что в школе сложился неблагоприятный психологический климат. В развернутом описании проекта можно не просто перечислить, но и описать более детально отдельные недостатки, которые вызывают больше всего беспокойства.

При этом если в качестве цели определено повышение качества образования в школе, то в свернутом виде проблему можно сформулировать следующим образом: для участников образовательных отношений важно, чтобы все дети имели возможность получить качественное образование в школе, но здесь сложился неблагоприятный психологический климат, что препятствует достижению учащимися удовлетворяющих их и их родителей образовательных результатов.

Самая краткая формулировка проблемы может выглядеть следующим образом: неблагоприятный психологический климат препятствует повышению качества образования в школе.
Для формулировки проблемы можно использовать такие слова, как что-то (оценка ситуации) препятствует, мешает, не способствует чему-то (цель).

Для уверенности в том, что проблема сформулирована точно и может быть решена в рамках проекта, предлагаем использовать проверочные вопросы: «В чем противоречие между желаемым и действительным?», «От чего мы хотим уйти и куда прийти?».

В том случае если проектная команда выделила несколько проблем, важно также договориться, какие из них настолько критичны, что требуют немедленного вмешательства и изменения ситуации. Для этого можно воспользоваться, например, техникой «Карта проблем».

Техника «Карта проблем»

На листе ватмана записываются выявленные проблемы. Каждый участник выбирает наиболее значимую для него проблему.
Затем участники объединяются в пары и выбирают в парах значимую проблему.

Пары объединяются в группы и выбирают наиболее значимую для всех участников группы проблему, после обсуждения каждой группе предоставляется возможность обосновать свой выбор.

После выбора проблемы можно определиться с вариантами ее решения.

Каждая проблема может иметь несколько вариантов решения. Выбор участниками проекта варианта решения будет более обоснован в том случае, если в проекте грамотно сформулирована и описана ключевая проблема, а также способ решения соотнесен с условиями, факторами и ресурсами. Для того чтобы выбор способа решения проблемы не был спонтанным, стоит первоначально увидеть поле вариантов решения. Существует множество техник, которые помогают это сделать. Вспомним одну из них.

Техника «Цветок лотоса»

Данная техника предполагает поиск решения проблемы по восьми направлениям. Даже если все восемь не удается предложить сразу, необходимо поискать варианты, чтобы создать поле выбора решений. Это упражнение может быть полезно проектной команде, так как расширяет поле выбора способов решения проблемы. Кроме того, оно позволяет аргументированно представить тот вариант, который выбирает для своего проекта, поясняя, чем он лучше других способов решения.

Известный отечественный психолог Д.А.Леонтьев констатирует: «Самое главное в решении любой проблемы – правильно ее поставить». Предлагаем в данном контексте использовать формулу ПРО: проблема + ресурсы = ответ. В данном случае ответом является выбор лучшего варианта решения проблемы, а в ресурсную базу проекта входят как имеющиеся, так и потенциальные возможности (материальные, технические, кадровые, временные, организационные, инструментальные и др.). Точная постановка проблемы уже сама по себе становится ресурсом для понимания путей ее решения, на что указывал Ричард Бах, говоря, что «не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя».

Как понять, что проблема сформулирована качественно? Анализ выбранной для решения проблемы можно провести по нескольким универсальным критериям. На данном этапе критерии помогают убедиться, что формулировка проблемы содержит в себе потенциал для ее решения. На схеме представлены четыре универсальных критерия.

Актуальность не только связана с общими тенденциями общественного развития, но и обращает внимание на значимость проблемы для конкретного образовательного сообщества. Нет актуальных для всех и на все времена проблем, поэтому важно аргументировать выбор проблемы с позиции ее остроты, важности и заинтересованности окружающих в ее решении. Реалистичность обращена прежде всего к ресурсной базе и позволяет определить возможность частичного или полного решения проблемы. Соответственно, важен и результат – конкретный, сочетающий продуктивность и желаемые эффекты, наблюдаемый и проверяемый. Наконец, компетентность и информированность скорее показывают важность опыта участников проектной команды. Не стоит изобретать велосипед, если есть эффективные решения, которые можно адаптировать и применить в конкретных условиях. Конечно, в образовательной организации также важны заинтересованность и мотивация (это связано с актуальностью), понятность решаемой проблемы (касается компетентности). Эти разнообразные характеристики представлены в приведенной схеме.

В завершение размышлений об определении проблемы в проектной деятельности хочется предложить читателям полушутливую таблицу с полезными и вредными советами по поводу определения и формулировки проблем. Надеемся, это поможет в работе и даст возможность создать новые проекты эффективных изменений для успешной школы.

Способ решения Способ решения Способ решения
Способ решения Проблема Способ решения
Способ решения Способ решения Способ решения
Полезные советы Вредные советы
Проверьте наличие противоречия между желаемым и существующим положением Пишите как можно больше проблем, пусть все увидят, как сложно вам жить и работать!
Не повторяйте в формулировке проблемы одно и то же (например, «отсутствие коммуникации мешает развитию коммуникации») Ставьте риторические вопросы, будет непонятно, но очень красиво!
При выборе проблемы нужно понимать ресурсы для ее решения и соотносить с возможностями ОО Выберите самую глобальную проблему, пусть все видят, что вы не занимаетесь мелочами!

Людмила БЫЧКОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ, кандидат исторических наук

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук;

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте