Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«После трех уже поздно»

Учительская газета, №48 от 1 декабря 2009. Читать номер
Автор:

Два месяца назад читал статью Президента РФ Дмитрия Медведева «Россия, вперед!», в которой он обнародовал принципы новой политической стратегии.

Полностью согласен с мыслью послания, что престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Вместе с тем в достижениях советского прошлого, о которых говорит президент, конечно же, есть огромный вклад и сегодняшних поколений российского народа!

Поскольку президент прямо сказал, что «вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей», хотел бы обратить внимание на некоторые аспекты послания, касающиеся близкой мне сферы – образования.

Не вызывает сомнения посыл, что всесторонняя модернизация страны невозможна без изменения нас самих. Но почему-то самое начало «воспитания новой личности» связывается сразу со школой.

Помню, как много лет назад меня поразила книга «После трех уже поздно» Масару Ибука, президента всемирно известной фирмы «Сони» и создателя организации «Японская ассоциация раннего развития». Я это к тому, что все начала воспитания – в дошкольных образовательных учреждениях. И о них нужно говорить в первую очередь! Самостоятельно семья, даже с очень высоким воспитательным потенциалом, не может решить проблемы раннего развития детей. А без этого вряд ли можно добиться значительного успеха и по линии инициативы «Наша новая школа», и в формировании инновационной культуры будущих поколений. Просто потому, что «после трех уже поздно»!

Очень настораживает прозвучавшее в послании в канун Года учителя в России утверждение об ожидаемой серьезной модернизации системы педагогического образования, точнее, расшифровка этого бесспорного посыла. Президент прямо указывает, что педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей (в статусе федеральных университетов?), либо в факультеты классических университетов.

Настораживает потому, что педагогическое образование в России прошло трехсотлетний сложнейший путь становления и реформ. Игнорирование уроков прошлого чревато негативными последствиями для всех наших амбициозных планов на будущее. И это не сгущение красок.

Педагогический вуз – не просто высшее учебное заведение. Здесь должны реализоваться инновационные процессы подготовки Учителя из того реального «человеческого материала», который мы получаем на первом курсе. Учителя с большой буквы в условиях массовой подготовки! Педвузы в непростой ситуации создают предпосылки для воспитания учителя, его всесторонней предметной, психолого-педагогической и методической подготовки. И отношение к ним государства должно быть адекватным.

Мы все видим, как бережно относится власть к Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам. И это совершенно правильно. Они гордость России! Но не их выпускники, а питомцы педвузов трудятся в десятках тысяч сельских и городских школ, успешно участвуют в реализации национального проекта «Образование». И чтобы «наша новая школа» не осталась без одного из главных действующих лиц – учителя, необходимо не наломать дров в такой тонкой и чувствительной области, как педагогическое образование.

Ефим ШАИН, профессор Тульского государственного педуниверситета, Тула

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту