Посмотрев 68 из 69 серий «Школы», я ощутил, что в главном мое отношение к фильму, как к кривому зеркалу, не изменилось.
Многие серии оставили тягостное впечатление и – отравленные табачным дымом и регулярным приемом алкоголя, заполненные грубостью и откровенным хамством подростков по отношению к взрослым и друг к другу – казались простым повторением увиденного ранее. Это впечатление усиливалось просмотром в начале каждой серии одних и тех же кадров прихода детей в учебное заведение, что выглядело символически. Школа как будто застыла, и из этого оцепенения ее вырвала трагическая развязка, последовавшая в самом конце.
Серия фильма, запечатлевшая короткое пребывание в кризисном центре Ани Носовой, – пожалуй, единственная производящая сильное впечатление. Именно в эти минуты девушка, не нашедшая себя и успевшая сделать так много гадостей, в том числе и близким людям, вызывает чувство участия, сопереживания, желание предостеречь, удержать от ужасного шага.
Запомнилось также, как притихшие ребята, уже знающие о смерти одноклассницы, внимательно, без ерничества и привычных насмешек, слушали присевшую вдруг за последнюю парту учительницу английского языка, поделившуюся самым сокровенным: она, узнавшая, что ждет ребенка, вдруг ощутила: впереди – страх, наряду с безграничной любовью – вечный страх за жизнь, которую предстоит тебе дать! Казалось, вот он, эпизод, способный породить свет в конце туннеля, открыть ту истину, что темнота в ребячьих душах не беспросветна…
Но для меня эта надежда рухнула не после неуместных реплик некоторых девятиклассников в связи со смертью Ани и даже не тогда, когда в учительской было заявлено, что настоящий кошмар не известие о смерти ученицы, он начнется тогда, когда об этом узнают в Департаменте образования (это утверждение хотя бы вызвало возражения…). Свет надежды потух от состоявшегося вскоре после похорон задушевного разговора за вином и с неотъемлемым атрибутом – сигаретами классного руководителя класса, где только что произошла трагедия, и ее задушевной подружки – 15-летней ученицы: поступило заманчивое предложение перейти в гимназию, открылись новые радужные перспективы…
Разумеется, 69 серий фильма позволили создать более цельные образы тех учителей, которым можно симпатизировать. Среди них неравнодушный к детям учитель химии Арсений Иванович и учитель русского языка и литературы, а впоследствии и директор школы Валентина Харитоновна, которую убедительно сыграла Елена Папанова. Став руководителем школы, ее героиня не утратила желание, пусть и в меру своих возможностей, защищать ее, не делая при этом пакостей ребятам. И все же перед нами по-прежнему преимущественно уставшие, испуганные учителя, неспособные вдохновить и увлечь своих питомцев. Жаль, что создатели фильма не увидели в современной школе других педагогов, возможно, дело заключается в ограниченности их собственного опыта, а возможно, в определенном заказе, формирующемся на основе спроса и предложения…
Впрочем, учителей школы Гай Германики можно понять. Как известно, ученик не тот, кого учат, а тот, кто учится. Юные герои «Школы» делают все, что угодно, только не учатся… Не беспокоятся они даже о приближающейся государственной итоговой аттестации, что весьма странно для девятиклассников (самое удивительное то, что, кажется, не беспокоятся и учителя…).
Николай Гоголь как-то заявил: «Русского человека надо уважать хотя бы за его намерения». Стремления юных героев фильма весьма примитивны и находятся немногим выше уровня плинтуса. Язык, на котором они говорят, просто ужасен, но складывается впечатление, что освободи создателей фильма от внешней цензуры, этот язык еще более наглядно отразил бы «правду жизни»…
Неужели именно таких молодых людей мы должны воспринимать как «героев нашего времени»?
Проблема «отцов и детей» – вечная проблема. Претензии к подрастающему поколению известны со времен папирусов. Но посмотрите повнимательнее – неужели вы не увидите рядом семей, где родители и дети любят, уважают, понимают и доверяют друг другу? В «элитном» девятом классе «Школы» мы практически не видим таких семей…
Еще в глубокой древности римский император Марк Аврелий сказал: «Наша жизнь – это то, во что ее превращают наши мысли». Действительно, можно обратить внимание на грязь под ногами, а можно увидеть звезды в небе!
Если руководство Первого канала и хотело, открывая Год учителя, показать «великий правдивый фильм» о школе, эта попытка обернулась неудачей. Прежде всего потому, что фильм – это все-таки произведение искусства, а вот искусства-то мы и не увидели, в отличие от окончившегося не менее трагически произведения, к постановке которого на школьной сцене готовились члены театрального кружка…
Когда-то Андре Моруа заметил: «Искусство – это попытка рядом с реальным миром создать более человечный мир». Создатели фильма «Школа» показали нам лишь грязное и запущенное зеркало, которое предстоит хорошо отмыть!
Мне же представляется, что «разумное, доброе, вечное» призваны нести в мир не только учителя, но и все те, кто взял на себя смелость обращаться к человеческим душам.
Очень хочется, чтобы все мы услышали и ощутили сердцем призыв Виктора Крючкова:
Свет очищающий робок и скуден,
Лишь занимается, и оттого
Не угасите в смятении буден
Самое главное – веру в него!
Григорий ПЛОТКИН, учитель истории ГОУ СОШ №888, заслуженный учитель школы РФ
Комментарии