search
main
0

После квалификации – аттестация

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

Эдуард Михайлович НИКИТИН

Ректор РИПКРО, профессор

г.Москва

ИУУ выжили. А дальше?

Пожалуй, главное достижение нынешнего времени – сохранение государственной поддержки учреждений повышения квалификации работников образования. Наш дикий рынок напрочь развалил эту государственную систему практически во всех отраслях хозяйства. В образовании же система методической поддержки учительства выжила. Конечно, произошли серьезные изменения в их структуре и содержании деятельности. Бывшие ИУУ преобразованы в различные нового типа учреждения: это и университет педагогического мастерства (Санкт-Петербург), и республиканские центры развития образования (Адыгея, Калмыкия), институты развития образования (Нижний Новгород, Рязань), региональные центры (Краснодарский край, Новгород) и т.д. Всего в России 92 таких учреждения с 17 филиалами. Кроме того, действуют 26 факультетов переподготовки и повышения квалификации организаторов образования, 5 факультетов повышения квалификации научно-педагогических работников, 3 факультета повышения квалификации работников педучилищ, 12 специальных факультетов переподготовки по остродефицитным специальностям: практический психолог, социальный педагог и др.

В последние годы родилась общественно-государственная форма управления системой повышения квалификации – создан Совет руководителей учебных заведений этой системы.

В результате начавшегося в стране радикального изменения государственной политики в образовании система переподготовки и повышения квалификации пережила и в некотором смысле продолжает испытывать острый кризис. Он проявляется в неэффективном решении новых задач.

В чем суть новых требований?

Во-первых, главное противоречие системы – в полном отсутствии связи и взаимозависимости между повышением квалификации и уровнем оплаты преподавательского труда, возможностями карьерного роста. Справедливости ради следует заметить, что осуществляемая в стране кампания по аттестации педагогических кадров в некоторых территориях успешно разрешает это противоречие. Примером тому могут быть Кемеровская, Свердловская, Самарская, Московская области, Москва. Во-вторых, некоторые учреждения до сего времени слабо ориентированы на гражданско-государственные образовательные потребности. Над институтами довлеют местные органы управления образованием с их жестким диктатом: чего льзя, чего нельзя. Так, например, в эйфорической погоне за так называемыми “региональными компонентами”, местными стандартами, органы управления на местах директивно насаждают учебные предметы “местного разлива” и в этой связи требуют соответствующего повышения квалификации педагогов. Так называемые Петербургские, Московские, Нижегородские и прочие доморощенные образовательные модели иногда девальвируют истинные фундаментальные ценности повышения квалификации. Учреждения нашей системы становятся этакими “ловцами момента”, находящимися в постоянной позе “Чего изволите?”

В-третьих, как ни грустно признавать, но институты до сих пор ориентируются на валовые показатели, на широту охвата, что неизбежно ведет к деградации самих методистов, ибо небольшой обьем материала может предьявляться различным группам слушателей практически неограниченное число раз. Отсюда и информационно-инструктивный, личностно-отчужденный характер взаимодействия со слушателями, отсутствие механизмов и способов работы с индивидуальными системами профессиональных моделей. В таких учреждениях, как правило, содержание обучения практически никак не связано с предыдущим этапом повышения квалификации, с конкретными проблемами учителей. Методические учреждения не до конца освободились от контрольных (инспекторских) функций, им до сих пор присущи идеологизированность, единообразие предлагаемого содержания, методов и форм образования.

В-четвертых, новая образовательная политика – децентрализация управления, гуманизация и демократизация обучения лишила систему привычных механизмов управления, впервые поставила перед учреждениями повышения квалификации задачу – перейти от инструктивно-информационного, личностно-отчужденного взаимодействия со слушателями к удовлетворению их образовательных запросов.

Сегодня уже мало поддерживать функционирование системы образования, необходимо работать на ее развитие, решать исследовательские и проектировочные задачи.

Управленцы, учителя, все практики требуют от методических служб образовательной, информационной, консультативной, исследовательской, проектировочной и экспертной функций.

А ведь большинство из этих функций – новые для системы повышения квалификации. У нее нет для этого достаточно квалифицированных кадров и соответствующих способов деятельности. Актуальной становится задача массовой переподготовки кадров самой системы повышения квалификации.

Наконец, в-пятых, положение осложняется еще и тем, что деятельность учреждений и методических служб по своим ценностям, целям, направлениям, содержанию и формам рассогласована, не образует единой системы, развивающейся во взаимодействии с другими социальными системами.

Нужна конкурсная аттестация

На наш взгляд, цель реформы системы переподготовки и повышения квалификации – превратить ее в единую гуманитарную образовательную систему, сориентированную на ценности новой образовательной политики. Для этого придется преодолеть ее закрытость, повернуть к потребителю, поставить в зависимость от него. Необходимо найти системообразующий механизм, обеспечивающий естественную ее самоорганизацию, структурно-функциональное упорядочение, согласование по ценностям, целям, содержанию, методам и формам деятельности. Реформирование немыслимо без подготовки кадров для самой системы повышения квалификации, без информационного обеспечения, без нормативно-правовой поддержки этих процессов.

Преодолеть закрытость и повернуться к потребителю институты и центры смогут тогда, когда от повышения квалификации будут зависеть оплата труда и право заниматься той или иной деятельностью в области образования. На практике это потребует одновременно нормативно-правового обеспечения, чтобы вести подготовку и переподготовку работников образования с выдачей соответствующего сертификата.

Механизмом переориентации и упорядочения системы повышения квалификации может стать периодическая конкурсная аттестация тех, что уже действуют, и вновь создаваемых учреждений и служб на право заниматься той или иной деятельностью в сфере подготовки и повышения квалификации работников образования.

Механизмами экономического влияния на систему со стороны потребителей и государства могут служить персональные и коллективные ваучеры на повышение квалификации, целевое конкурсное бюджетное финансирование конкретных программ. При этом надо будет обеспечить ряд условий, при которых преобразования станут эффективными. Каковы же эти условия?

Первое: любой работник образования имеет право по своему выбору периодически получать дополнительное профессиональное образование или профессиональную помощь в любом учебном заведении, учреждении, независимо от места их расположения и ведомственной подчиненности. Это право обеспечивает персональный ваучер на повышение квалификации. Кстати, с начала 1994 г. учителя Самарской области получили возможность повышать свою квалификацию на основе образовательных чеков. При поддержке управления образования, администрации области на базе Самарского ИПК проводится широкомасштабный эксперимент по ваучеризации образовательных услуг при повышении квалификации учителей. Второе: любое образовательное учреждение имеет право по своему выбору периодически повышать квалификацию персонала и получать профессиональную помощь в любом учебном заведении, учреждении или службе. Это право обеспечивает коллективный ваучер на повышение квалификации. Третье: аттестация учебных заведений, учреждений и служб должна проводиться с определенной, известной им периодичностью. Результаты ее доводятся до сведения педагогической общественности.

Аттестованные учебные заведения, учреждения и службы имеют право выдавать прошедшим курс государственные документы об образовании, дающие их владельцу право претендовать на повышение зарплаты или изменение профессионального статуса. И наконец, аттестованные учебные заведения, учреждения и службы обладают преимущественным правом получать целевое бюджетное финансирование по приоритетным образовательным программам в области переподготовки и повышения квалификации.

На первом этапе целесообразно провести конкурсную аттестацию действующих учебных заведений на право готовить специалистов и преподавателей для самой системы повышения квалификации и преподавателей педагогических учебных заведений.

Для этого необходимо создать экспертный или научно-методический совет по повышению квалификации на федеральном уровне. Его задачи – определить периодичность конкурсной аттестации учебных заведений, их минимально необходимое количество, вычленить приоритетные образовательные программы, разработать условия конкурса и критерии экспертизы. Ну и провести конкурс.

Аттестованные на этом этапе учебные заведения получат право выдавать дипломы о педагогическом образовании, получать целевое бюджетное финансирование аттестованных образовательных программ, вести переподготовку и повышение квалификации кадров для самой системы учреждений повышения квалификации. Им присваивается статус федеральных экспертных центров по отношению к другим учебным заведениям, учреждениям и службам. Думаю, что таких учреждений наберется на всю страну не более 10.

На втором этапе аттестованные учебные заведения ведут экспертизу и аттестацию образовательных и других программ региональных, территориальных, государственных и негосударственных институтов усовершенствования и повышения квалификации, а также курсов при пединститутах, университетах, педучилищах и т.д.

Аттестованные на этом этапе учебные заведения получают статус экспертных центров по конкретным направлениям деятельности муниципальных служб системы повышения квалификации и конкретным программам в этой области до следующей аттестации.

На что жить?

В условиях перехода к рынку проблема повышения квалификации и переподготовки кадров во многом зависит от финансирования. В мировой практике сложились несколько подходов к финансированию повышения профессиональной квалификации. Эффективность их в разных странах оценивается неоднозначно. Думаю, что в наших условиях следует предоставить финансирование на усмотрение работодателей и заказчиков – слушателей, которые самостоятельно решат вопрос о размере средств и разделят между собой эти расходы.

Работодатели должны нести свою долю расходов на переподготовку либо в виде специального налога (как, например, во Франции), либо в виде принудительной дотации (такая практика была в Великобритании). Нужны правительственные субсидии на переподготовку, дотации работодателям, лицам, проходящим обучение, и местным органам управления образованием. Закон об образовании и российский Закон о занятости позволяют практически использовать все эти источники.

Система повышения квалификации сохраняет стабильное бюджетное финансирование в связи с введением федерального государственного стандарта образования. Он подразумевает также кадровое и методическое обеспечение учебных дисциплин регионального и муниципального компонента учебного плана.

Таким образом, государственная монополия в сфере повышения квалификации педагогов сохраняется лишь в той степени, в какой способствует реализации государственного стандарта образования.

Все виды повышения квалификации по дополнительным курсам, специальным для различных типов школ, могут финансироваться на альтернативной основе. Если обучение в пределах государственного стандарта будет для педагогических кадров бесплатным (минимальный гарантированный уровень повышения квалификации), то для углубления курсов и специализации целесообразно все учебные заведения, оказывающие эти услуги, поставить в конкурентные условия.

В кадровой переподготовке система дополнительного педагогического образования может использовать и средства фонда занятости. Как известно, он создан за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка, средств местных бюджетов и добровольных взносов. Система повышения квалификации – один из значимых пользователей целевых финансовых ресурсов. Это позволяет решить две важные задачи: содействовать ликвидации дефицита педагогических кадров и повысить квалификацию преподавателей, имеющих дипломы технических вузов.

Далеко не все категории специалистов, которые захотят сменить профессию, смогут воспользоваться средствами Фонда занятости – они будут вынуждены учиться за свой счет. Поскольку для значительного числа людей это станет гарантированной социальной защитой, то станет действовать и этот источник финансирования. Это касается и пенсионеров, желающих заняться педагогической деятельностью. Здесь могут помочь целевое кредитование, благотворительность, спонсорские средства.

Учреждения повышения квалификации могут использовать также банковские кредиты, средства от сдачи в аренду основных фондов имущества, доходы от собственной деятельности и иной предпринимательской деятельности.

Перемены неизбежны

Итак, новые общественно-экономические отношения, складывающиеся в России, нестабильность финансирования требуют существенного реформирования системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Суть реформы, суммируя, сводится к следующему:

– Создать нормативно-правовые условия деятельности учреждений повышения квалификации педагогов. На законодательном и правительственном уровне нужен закон о дополнительном профессиональном образовании и правительственное постановление о порядке и условиях повышения квалификации работников образования. В пакет нормативно-правовых документов должны быть также включены типовые положения об учебных заведениях этой системы, положение о порядке аттестации, лицензирования и аккредитации учреждений повышения квалификации. Провести независимую аттестацию всех (как государственных, так и негосударственных) образовательных учреждений повышения квалификации работников образования. Результатом аттестации должен быть всем известный статус (федеральный, региональный, муниципальный) и рейтинг – категория учреждения.

– Определить организационно-педагогические меры, направленные на стимулирование роста профессиональной компетентности. Было бы уместно предусмотреть механизмы, обеспечивающие влияние профессионального уровня на служебное и материальное положение, квалификационные требования к различным профессиональным уровням педагогов.

– Разработать и осуществить комплекс мер, связанных с обеспечением учреждений и учебных заведений СПК кадрами: открыть дополнительные аспирантуры, ввести магистерскую подготовку преподавателей педагогики, психологии, методистов, определить порядок нормирования труда работников системы и отнести их к более высокому уровню оплаты в рамках единой тарифной сетки.

– Повышение квалификации невозможно без широкого информационного обеспечения. Поэтому нужно разработать на федерально-региональном уровне целевые программы информатизации учреждений повышения квалификации.

Эдуард НИКИТИН,

ректор РИПКРО, профессор

Москва

от ╡едакции.

Автор статьи Эдуард никитин не только подробно проанализировал состояние и современные возможности государственной системы повышения квалификации педагогов, но и поставил ряд вопросов, на которые, на наш взгляд, могут по-разному ответить работники образования всех уровней. Поэтому мы приглашаем читателей “УГ” продолжить разговор на эту тему, которая не может не интересовать и не волновать каждого из вас. Хотелось бы особо спросить директоров школ, руководителей образования: какой они видят систему повышения квалификации для себя, чего им недостает сейчас для более эффективного управления?

Ждем ваших писем, статей-откликов на эту публикацию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте