Школа №1411 с углубленным изучением иностранного языка работает по программе Проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО с 2001 года. Она постоянный участник Программы учебных сессий по правам человека при поддержке ООН и МИД России, спортивно-образовательной игры «Модель миротворчества ООН» и Московского молодежного Евроклуба. Сотрудничает с Московским молодежным клубом ЮНЕСКО «Единство», работает по программе Life Link молодежных акций мира, заботы и сопричастности в школах третьего тысячелетия. Школа № 1411- участник телемоста «Россия – ООН», посвященного началу третьего тысячелетия. Деятельность преподавателей и учеников отмечена Московским региональным координационным Центром проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», Информационным центром ООН в Москве, Федерацией клубов ЮНЕСКО России, Международным детским центром «Артек». Кроме того, учебное заведение – дипломант смотра-конкурса образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре мира», конкурса по международному гуманитарному праву, дважды награждена Кубком командующего ЧФ. И при всем этом здесь большое внимание уделяется здоровью ребят.
«Такой школы нет даже в Германии!» – сказала директору школы Нине Овчинниковой одна из выпускниц, ныне гражданка ФРГ. Девушка привела сюда сынишку, чтобы показать, где она училась.
– Ребенок, – вспоминает Нина Николаевна, заслуженный учитель школы РФ, учитель химии, отличник народного просвещения, – уселся на коврик, и от конструктора его было не оторвать…
Два года назад мы изменили внешний вид классов начальной школы. Решили – детям во время перемены лучше не носиться по коридорам. Нет, они, конечно, могут пошуметь, но как только появилась возможность, стали проводить перемены по-другому.
– Появился ковер для отдыха. Теперь малыши могут на нем посидеть, – подключается к разговору классный руководитель 3-го «А», Елена Алешина. Есть у нас головоломки, конструкторы, настольные игры. Они помогают отдохнуть, развивают моторику. Возьмем пирамиду. Ее можно построить, только используя правила вычитания.
– Нина Николаевна, а когда вы начали задумываться о том, что здоровье ваших подопечных нужно поддерживать и сохранять?
– Рекомендации и предписания из вышестоящих инстанций приходили и в советское время. Уже тогда было ясно, что пятиминуткой здоровья на уроке дело не поправишь. Школе 27 лет, и система, которую мы в прошлом году оформили в особую программу «Здоровье», складывалась годами. Сегодня мы стараемся идти в ногу со временем – применяем новые технологии. Но не забываем и о том, что существовало раньше – секции волейбола, баскетбола, аэробики, настольного тенниса, физподготовки. Работает школьный спортивный клуб «Олимпик». Спортивный зал открыт каждый день до 22 часов. Часто сюда приходят тренироваться выпускники. Ежегодно с пятого класса дети выезжают в летние и зимние лагеря.
– Как вам удается организовать отдых на каникулах?
– Прежде всего благодаря поддержке родителей, выпускников, префектуры Северо-Восточного округа и педагогического коллектива. Долгое время мы не могли решить проблему с физкультурой. В школе учатся 700 детей. У каждого из 27 классов она проходит два раза в неделю. Получалось, что спортивный зал должен был работать шесть дней в неделю до девятого урока. Вышли из создавшегося положения так: максимальное количество уроков проводим на улице. Не секрет, что в школе с углубленным изучением иностранного языка дети большую часть своего времени проводят в помещении, гулять им некогда. Мы же даем возможность подольше находиться на улице и, заметьте, под присмотром. Иногда я вижу, как родители встречают своих чад. Но они их не домой ведут, а на другие занятия: в музыкальную школу, например. Многие наши ученики живут в других районах Москвы. Каждый раз тащить с собой в метро лыжи и рюкзак тяжело. Поэтому мы решили организовать зимний отдых ребят и лыжную практику. Для школы этот выезд превращается в увлекательное приключение.
– А летом чем вы занимаетесь?
– В Севастополе у нас есть знакомая школа, к ним-то в гости мы и приезжаем. Условий для поездки несколько: ребенок должен быть не из младших классов и уметь плавать. Однажды мы с родителями и учителями физкультуры провели эксперимент. Детишки начальных классов вместо уроков в спортивном зале ходили в бассейн. Став старше, они по сравнению со сверстниками меньше болели. Поэтому мы пришли к выводу, что бассейн – это оптимальный вариант для закаливания детей, поддержки их в тонусе и – желанный урок физкультуры. К сожалению, тот бассейн «Орбита» при Московском институте теплотехники уже давно превратили в модный спортивный центр. Но мы так просто не сдаемся! Часть нашего школьного двора позволяет построить спортивный комплекс. Его бы хватило для небольшого бассейна и еще одного спортивного зала. В Москве сейчас реализуется программа строительства плавательных бассейнов, но, к сожалению, наши действия пока безрезультатны.
– Как вы следите за состоянием здоровья учеников?
– В этом направлении сделано многое. Сначала школьники проходили медицинский осмотр, как обычно, в поликлинике. Я видела в этом много недостатков: ребят снимали с уроков, они контактировали с людьми, уже заболевшими, не все врачи-специалисты оказывались на местах. Из-за поточного метода осмотра получалось, что все дети здоровы. Поэтому я обратилась в Спортивный диспансер №17. Оттуда пришли врачи и работали в школе неделю. За это время они осмотрели всех школьников. У многих выявили нарушения, о которых родители даже не догадывались. Наша медсестра обзвонила семьи и организовала выдачу номерков к нужным специалистам. И, конечно же, все данные занесли в «Индивидуальную карточку здоровья учащегося». По итогам медицинского осмотра прошло совещание, на котором врачи из 110-й поликлиники сказали, что готовы ежегодно проводить диспансеризацию учащихся в таком же режиме. Теперь дважды в год проходят такие обследования, существует мониторинг здоровья учащихся. Мы консультируем родителей, даем рекомендации по профилактике заболеваний, создаем «Паспорта здоровья класса».
– Что вы можете сказать о здоровье первоклассников?
– В этом году из 90 пришедших только один ребенок полностью здоров. Лидируют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, зрения и желудочно-кишечного тракта. Несколько лет назад в первый класс пришел малыш с очень серьезными диагнозами. Мы, естественно, решили поговорить с мамой. Хотели объяснить, что лучше бы ему обучаться по щадящей программе. При усилиях со стороны родителей и к классу пятому, когда организм ребенка чуть-чуть окреп, мы бы взяли его обратно. После этого мама принесла новую карту со словами: «Это вас устроит?».
– Что еще особенного есть в школе?
– У нас работают три психолога. Организована своя психологическая служба, которой руководит Светлана Леонидовна Тимофеева, школьный психолог. Открыт клуб «Диалог» для тех, кто интересуется психологией. Вся эта деятельность направлена на создание здоровой и комфортной атмосферы в школе. Специалисты следят за психологической картиной класса. Тестируют ребят при переходе в среднюю школу, ведут уроки толерантности, учат красиво и правильно выходить из сложных жизненных ситуаций. Очень важно сегодня помочь ребенку хорошо относиться к людям, которые на нас не похожи. Так называемая «Почта Печкина» работает с учениками первых-третьих классов. Ребята в письмах делятся тем, что их волнует. Иногда послания не подписаны, но наши психологи стараются помочь каждому ребенку в индивидуальном порядке. Случается, Печкин (переодетый старшеклассник) приходит на урок к первоклашкам. Видели бы вы, в каком восторге дети! Он задает им вопросы, общается с ребятней.
– Нина Николаевна, в школе, наверное, как и везде, уделяется внимание изучению информатики. Как это соотносится со здоровьем школьников?
– Мне кажется, что главное в этом вопросе чувство меры. Безусловно, сегодня без знания ПК наши дети обойтись не могут. Я всегда иду в начале года в старшие классы и советуюсь с ребятами по поводу нагрузки. Как-то раз, речь, кстати, зашла об информатике, они сказали мне: «Перегрузка случается оттого, что человек занимается нелюбимым делом. От любимого перегрузки не бывает». Поскольку ученики нашей школы учатся с радостью, у них хорошее настроение, то и со здоровьем проблем не так много, как могло быть при таких нагрузках.
Наш разговор с директором школы №1411 подошел к концу. Наверное, одна из разгадок успеха школы заключается вот в чем. Самая любимая школьная забава – «Зимние олимпийские игры». Во время их проведения, школа превращается в одну большую семью. Старшеклассников намеренно перемешивают в команды со школьниками среднего и младшего звена… Получается не обычное соревнование за честь класса, а праздник. Его цель – познакомиться друг с другом поближе и хорошенько отдохнуть от школьных будней. Раз в месяц в школе проходят подобные спортивные праздники, постоянно работают секции и тренажерный зал, поэтому в школе так много улыбающихся румяных учеников, со здоровьем и настроением у которых все отлично.
Комментарии