search
main
0

“После 40 лет работы в журналистике разве можно точно обозначить границы “своего я”, понять, что же я – ретранслятор чужих идей, защитник чужой правды, организатор чужого успеха, индикатор чужой радости и боли? Чтобы взволновать читателей этим “чужим”, надо было его пережить как свое собственное. Прожить, прочувствовать вместе с героями своих заметок их жизни, освоить их внутреннюю Вселенную, свет, отблеск, структура которой невольно тобой, журналистом, наследуется, как наследуется социальное поведение.

Cчитаю, мне удивительно повезло: когда-то, в 1972 году, пришла я на собкоровскую работу в “Учительскую газету” за большей свободой и возможностью поездить по стране, а получила здесь школу профессионализма и человечности.

Пришла, не зная, чем отличаются пришкольный интернат от школьного интерната (это было первое редакционное задание – проверить готовность сельских школ к зиме), программы – от учебных планов (это было второе задание – защитить учителя от формализма и перегрузок), трудовое воспитание – от допрофессиональной подготовки (это было третье задание – рассказать об опыте Новокузнецкого УПК). Помнится одна из первых встреч с тогдашним главным редактором Надеждой Михайловной Парфеновой, у которой я просила… список литературы о педагогике и педагогах: на нашем факультете журналистики не было спецкурса по проблемам образования. Как искренне и тепло улыбнулась многоопытная Надежда Михайловна:

– Учись у своих героев, у своих авторов – сумей правильно выбрать учителей. Иди вслед за ними, вместе с ними, а другие потом пойдут вслед за тобой, и ты ответственна будешь за них…

Теперь, когда около тысячи материалов моих опубликовано в “УГ”, когда сотни тысяч верст “освоено” в командировках – Западная Сибирь, Приполярный Урал, Волга, Амур, Иртыш, Двина, Ужгород и Биробиджан, Севастополь и Камень-на-Оби, деревня Живодерки и Рига, шахтерский поселок Каз и София, еще сотни деревушек и городов, куда газета посылала меня за педагогическим открытием, за неизвестным опытом, за истинной картиной российского образования, теперь я могу оценить мудрый совет Надежды Михайловны.

Незабываемые, как любил говорить один из наших вождей – “судьбоносные”, встречи с яркими, неор-динарными, воспламеняющими людьми подарила мне “УГ”: с учителями Комаровой, Долговой, Вершининым, Шабашовой, Банновым, Богоявленской, Кирилиным и многими еще, которые впервые были “открыты” своей газетой, а потом создали свои педагогические школы и направления; с академиками Лаврентьевым, Марчуком, Ершовым, Александровым, Соболевым и другими, создавшими научные школы в Сибири и ставшими на страницах “УГ” наставниками российских учителей. Встреча ради интервью с замечательным психиатром Цезарем Короленко обернулась нашим сотрудничеством: наши с ним книжки “Вселенная внутри тебя” и “Чудо воображения” я не раз видела в библиотечках ученых, психологов, педагогов в России и за рубежом. Академик Андрей Ершов, невероятно талантливый и обаятельный человек, щедро подарил мне идеи и материалы для других научно-популярных книг – “Зачем Кате ЭВМ?” и “Педагогические возможности ЭВМ”, которые помогли учителям информатики. Пять научно-популярных и документальных фильмов, снятых по моим сценариям, также родились из заметок в “УГ”.

Яркие, одаренные журналисты газеты – публицисты и аналитики тех лет учили меня искать главную тему, главного героя, главного читателя через призму гуманизма, социальной ответственности, совместного творчества. И, конечно, через собственную интуицию и опыт: я лучшие мгновения жизни (и одновременно – строгие уроки) получила от общения с учителями и детьми (в том числе – своими дочерьми и внуками), от одновременной с журналистикой преподавательской работы читала лекции о проблемах образования в прежней партийной школе, где меня не раз провожали щедрыми аплодисментами, три года – в очень тяжкое для моей семьи время – вела занятия в колонии с несовершеннолетними насильниками и убийцами, с которыми потом долго переписывалась, собирая материал для новой книги – о детских страданиях. Последние три года в качестве профессора читаю лекции по основам журналистики в НГУ, где подготовила оригинальный семинар “Педагогическая публицистика”.

И редакция – что невероятно для других газет! – никогда не “мешала” мне писать книги и преподавать: ведь это освоение темы “изнутри”. Не только не запрещали, а еще и награждали: грамоты Минобра, знак “Отличник просвещения”, звание заслуженного работника культуры, премия Матвеева… Но самая большая награда – возможность общения с близкими по духу, теперь уж – родными читателями, чьи звонки и письма дают мне темы, идеи, новые чувства.

Да, я счастлива, что когда-то открыла дверь “Учительской газеты”: здесь другом моим стала солнечная женщина – Надежда Кузьминична Кочергина, просто гениальная стенографистка и организатор, которую не знают читатели, но любят все поколения журналистов; здесь нашла я творческую семью – источник достоинства, мужества и способности любить школу, Ребенка и жизнь так самозабвенно, как может лишь верное сердце.

Галина ФРОЛОВА

От редакции

Коллектив “Учительской газеты” поздравляет Галину Васильевну с юбилеем и желает ей новых творческих успехов, радости и здоровья!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте