search
main
0

Пошел на повышение

Учитель из Кургана находит баланс ради значимой цели

Флегматик и интроверт, он мечтает о собственном доме с сакурами и креслом-качалкой. Как учитель вынужден ежедневно преодолевать себя, публично выступая перед классом. Ему лучше многих известно, что для равновесия нужно достигнуть баланса во всех сферах. Видимо, став педагогом, Юрий ДОЛГИХ уравновешивает свою жизнь.

 

В конкурсном движении учитель экономики, истории и обществознания из Кургана участвует с 2017 года, когда он стал победителем в номинации «Педагогический дебют». Любой конкурс – это возможность дальнейшего развития для человека, который интересуется вообще всем – от истории и философии до астрономии и программирования.

В сфере профессиональных интересов педагога теория игр, хорошо знакомая математикам, экономистам и программистам. Она сводится к тому, чтобы понять, почему в ситуации выбора люди, фирмы и государства принимают те или иные решения и как на эти решения влияет выбор других участников процесса. Теория игр позволяет понять и объяснить, почему рациональные действия людей приводят к таким явлениям, как гонка вооружений, возникновение «мыльных пузырей» на фондовой бирже, рецидив преступлений и др.

Поскольку в основе теории игр лежит математическое моделирование конкретных ситуаций – оценка рисков, вероятность тех или иных исходов, решений, – метод помогает развивать у учеников стратегическое мышление, а значит, позволяет сформировать новый взгляд на систему взаимодействий между людьми и социальными или финансовыми институтами.

«Через теорию игр можно объяснить систему страхования, – приводит пример учитель истории. – На уроках экономики я объяснял детям, что в ее основе лежит распределение рисков. Благодаря теории игр учащиеся поняли, как, не меняя ничего существенного, уменьшить риски для бизнеса в страховой сфере в два раза».

Еще на уроках экономики и естествознания Юрий Сергеевич часто применяет дизайн механизмов, то есть проектирование какого-либо общественного института.

«Я предлагаю детям базовые условия существования социальной или финансовой структуры, и мы решаем, какой хотим видеть результат, чтобы были удовлетворены и государство, и граждане. Задача урока – создать правила, по которым будет жить структура, чтобы этот результат возник, – подчеркивает Долгих. – На одном из уроков мы размышляли об имеющейся в России банковской системе. Дизайн механизмов позволяет понять, почему сложилась именно такая конструкция: Центральный банк и множество коммерческих. Я не даю готовых ответов, дети сами выстраивают финансовую модель со всеми ее функциями и ограничениями. Натыкаются на проблемы, делают поправки и приходят к той банковской системе, которую мы видим сейчас. Им становится понятно, почему так сложилось и почему иначе никак нельзя».

Из педагогов в семье Юрия Долгих была только прабабушка, работавшая учителем русского языка и литературы. Мальчику из Юргамышского района Курганской области всегда была интересна история: зарубежная и отечественная, история философии и история техники, так что после окончания школы Юрий с удовольствием учился на историческом факультете Курганского гос­университета, не связывая свою будущую карьеру с педагогикой. Студента Долгих больше интересовала тема возникновения и развития ордена иезуитов, чем будущая профессия. Он активно публиковался, посещал научные конференции, посвященные деятельности духовного ордена Римско-католической церкви, и был вознагражден назначением повышенной стипендии, на которую в годы его обучения вполне можно было прожить.

А спустя полгода после выпуска директор гимназии №19 Елена Геннадьевна Смирнова предложила свежеиспеченному историку поработать в школе. Юрий Сергеевич попробовал и втянулся. Семь лет преподавал экономику, историю и обществознание в 10-х и 11-х классах. 19-я гимназия Кургана, рожденная в 1990-х, – достаточно молодое учреждение, но здесь сложился очень профессиональный и дружный коллектив. «В гимназии хорошо развита система наставничества. Когда я только пришел работать, мне дали наставника, и многие сложные для новичка вопросы сразу отпали. А вообще коллектив помогает всегда и во всем: и в конкурсах, и просто по работе. Любые вопросы можно решить, любые советы получить хоть от коллег, хоть от администрации», – тепло вспоминает учитель свою, теперь уже бывшую, работу.

Дело в том, что буквально на следующий день после его возвращения из Тюмени Юрия Сергеевича пригласила на разговор глава Кургана Елена Ситникова и предложила стать директором другого образовательного учреждения. Теперь в должности директора школы №42 Юрий Долгих вникает в дела. Гимназию №19 он не бросил: оставил за собой несколько часов экономики и истории в неделю.

У школы №42 почтенный возраст. Она берет свое начало в далеком 1899 году, когда в Кургане было основано 2-е женское приходское училище. На сегодняшний день это одно из немногих учебных заведений города, где есть кадетские классы профиля МЧС. Школа участвует во Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом движении «Юнармия», взаимодействует с Курганским пограничным институтом ФСБ России, является членом Ассоциации кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области.

«Направления работы уже просматриваются, – рассказывает Юрий Долгих. – Будем усиливать кадетскую компоненту. Многие родители стремятся привести сюда детей именно из-за кадетских классов, и вовсе не обязательно для перспектив военной карьеры или работы в МЧС. Кадетские классы – это воспитание дисциплины, гордости за Родину». Ученикам сорок второй школы полученные навыки могут пригодиться и в повседневной жизни. Ребята могут оказать первую медицинскую помощь, знают, как себя вести в нештатной ситуации.

Став лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года», Юрий Долгих не только пошел на административную работу, но и примерит на себя роль внештатного советника Министерства образования. Повышение в регионе зарплаты учителям станет его первой рекомендацией. Второй вопрос, который хотелось бы поднять в беседе с чиновниками, касается собственно педагогического образования. «Сразу в нескольких регионах, насколько мне известно, в программе вузов мало психологии как таковой, особенно практических занятий. А этот предмет педагогу просто необходим, ведь работать приходится с очень разными детьми. Учителям остро не хватает знаний об основах прикладной психологии. Да и в целом очень мало практики в вузах», – считает Долгих.

Сам учитель до многого дошел самостоятельно, читая профильную литературу. Немало полезного почерпнул из советской педагогики, особенно его впечатлила обуча­ющая система Василия Сухомлинского. Юрий Сергеевич старается использовать в своей работе эти проверенные временем, но новые для него идеи.

Много ярких впечатлений принесли конкурсные дни в Тюмени. «Все было организовано идеально», – делится Юрий Долгих. Сам город был с большим вкусом украшен приветственными флажками и баннерами, выглядело это стильно. Огромная работа была проведена начальником тюменского Департамента образования, который во всем помогал и везде сопровождал конкурсантов. Порадовали и комфортабельные отели, и оснащенные по последнему слову техники залы, отведенные под различные мероприятия. В свободное время желающие могли съездить на один из курортов с термальными источниками, а также на экскурсию в Тобольск. Юрий Сергеевич признается, что давно хотел побывать в этом старейшем сибирском городе, побродить по знаковым для истории страны местам – Тобольскому кремлю и Тюремному замку.

Очень понравилась учителю истории современная, по максимуму оснащенная гимназия №16, где проходили конкурсные испытания. Администрация принимающей стороны по одному звонку доставала все, что только ни попросишь. Юрий Сергеевич, правда, ничего особенного не просил, потому что просто разговаривал со старшеклассниками на уроке экономики о макроэкономическом равновесии. Использовал в качестве приемов эвристическую беседу, составление платежной матрицы, решение экономических задач и анализ графиков. «Я рад, что взял эту тему, – признается Долгих. – Она связана с актуальными для нашей страны экономическими процессами, а потому позволяет организовать живой предметный разговор с детьми. Ребята учатся обсуждать государственные экономические задачи и продолжают овладевать навыками адаптации в мире финансовых отношений».

Несмотря на сухость формулировок (а мы помним, что Юрий Сергеевич интроверт), у него со старшеклассниками получилась хорошая, увлекательная беседа о том, что делают профильные министерства и ведомства страны в современных условиях, чтобы достичь баланса во всех отраслях экономики, о том, почему нужно стремиться к макроэкономическому равновесию и что этому мешает. По-взрослому поговорили и о том, чем грозят экономике кадровый голод, технологические проблемы, зависимость от импорта. Спокойная и вдумчивая беседа понравилась и членам жюри. По итогам конкурса Юрий Сергеевич Долгих вошел в «пятнашку» лучших из лучших учителей России.

Как отметила глава города Кургана, заслуги учителя на всероссийском уровне – это первый большой успех всей системы образования региона. Не потому ли этот успех пришел, что Юрий Долгих одной из целей своей работы считает осознание учащимися себя как части российского общества? Высокая цель требует серьезных усилий, преодоления самого себя.

Галина СЕРГЕЕВА, Курганская область

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте