search
main
0

Посчитали. Прослезились,. или Главная задача аттестации – экономия?

Про аттестацию сегодня не говорит разве что ленивый. При упоминании о ней педагоги закатывают глаза и качают головами: мол, не было печали… В ситуации поголовного педагогического подсчитывания баллов еще как-то держались руководители детских дошкольных учреждений: критерии оценки их работы у разработчиков буксовали. До недавнего времени. Однако пришел и их черед. После долгой и плодотворной работы городской Комитет по образованию утвердил Порядок аттестации руководителей государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, Комитета по здравоохранению и администраций районов Санкт-Петербурга. В соответствии с ним с 2013 года заведующие детскими садами включаются в балльную систему оценки профпригодности. Собственно, уже включились. По крайней мере страждущие, получив на руки комитетское распоряжение, а также перечень критериев и показателей, тут же бросились подсчитывать, подтвердится ли их действующая категория или нет. Увы, многим пришлось разочароваться. Как заметила одна из заведующих ДОУ, для того чтобы обладать высшей квалификационной категорией, необходимо быть доктором наук и работать в садике-новостройке.

Итак, каков нынешний порядок аттестации тех, в чьем ведении находится детское дошкольное учреждение? Если раньше было три категории как у педагогов, так и у руководящих работников, то теперь их осталось две – первая и высшая. Вторая категория, на которую мог подать педагог, успешно отработав первые два года, приказала долго жить. Квалификация педагогов-воспитателей играет не последнюю роль в оценке работы заведующих. Когда руководитель подтверждает свою категорию, смотрят его учреждение, работу педагогов, старшего воспитателя, финансово-хозяйственную деятельность и многое другое. К слову, все это было и ранее, но отныне кроме представленного портфолио и выхода экспертной комиссии руководитель ДОУ должен будет создать презентацию программы развития и пройти собеседование. В итоге сообразно критериям и показателям на первую категорию необходимо набрать не менее 600 баллов, на высшую категорию – от 950 баллов.Чтобы понять механизм подсчета баллов, возьмем рядовой детский сад, каковых в городе подавляющее большинство. Его заведующая – типичный руководитель с опытом работы более 20 лет, с высшим образованием, имеющая высшую квалификационную категорию. Итак, самые высокие баллы присуждаются в пунктах «Соответствие здания, оборудования, участка санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам» – 50, «Наличие победителей и призеров из числа воспитанников в конкурсах, соревнованиях» – 60 (международный уровень), «Участие руководителя в экспертных комиссиях, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах» – 40, «Организация и проведение на базе ОУ мероприятий» (международный уровень) – 40, «Наличие диссертации по педагогике, психологии, экономике, менеджменту», кандидат наук – 50, доктор наук – 100 (!). Понятно, что обычному дворовому детскому саду соответствовать подобным запросам сложно. Как, к примеру, набрать много баллов в пункте «Соответствие здания, оборудования…», если здания детских садов совершенно разные, есть детсады, которым 40 лет, есть, которым 20 лет, а есть совершенно новые здания со всей присущей им современной инфраструктурой. Как старому равняться с новым?30 баллов, а это довольно много, присуждается за наличие собственной бухгалтерии, но зачастую в детском саду ее нет. Большинство ДОУ работают с централизованной районной бухгалтерией. Те же 30 баллов можно набрать за организацию работы ДОУ за городом в летний период, но не все детские сады имеют возможность выехать на дачу. При этом летнее дежурство в городе оценивается всего в 10 баллов.В 30 баллов оценивается и «Укомплектованность ОУ кадрами», но, как признаются заведующие ДОУ, полный штат – это редкость. Во многих детсадах не хватает по 5-6 воспитателей, еще большая нужда в помощниках воспитателей. Люди не идут работать, поскольку эта должность малооплачиваемая.Один из самых высоких показателей (60 баллов – международный уровень) присуждается за «Наличие победителей и призеров из числа воспитанников в конкурсах, соревнованиях». Как поясняют в рядовом детском саду, просто так на этот уровень не выйти. Например, каждый год детвора участвует в различных конкурсах, но победителями и призерами не становится. Потому что не могут дети со всех детсадов города быть победителями. А участие в конкурсах и соревнованиях не засчитывается. Так же как не засчитываются условия, имеющиеся в ДОУ. Скажем, у кого-то есть шикарные изостудии и педагог по изо в штате, а у кого-то есть воспитатель, который и занимается дополнительно с детьми художественным творчеством. Как сравнивать центр развития и простой детсад? Кстати сказать, за статус идут дополнительные баллы (30 баллов за экспериментальную площадку федерального уровня), но опять же не все детсады могут быть экспериментальными площадками.Высокобалльно оценивается организация международного семинара на базе образовательного учреждения – 40 баллов. Но при этом не оговаривается, где размещать людей. Не в детсаду же. Как их кормить, на чем возить по городу? И главное – кто это должен финансировать? В приватных беседах люди признаются: чтобы получить заветные баллы, они оплачивают организацию семинаров из своего кармана. Кроме того, выход на тот или иной уровень требует не сиюминутной, а длительной подготовки, а это значит, что все остальное откладывается на потом. А когда «потом» наступает, это становится неизменным авралом, не приносящим пользы ни детям, ни взрослым.За 40 баллов руководителям ДОУ предлагается выкладывать презентации, участвовать во всероссийских конференциях, семинарах, жюри, конкурсах. Но опять же возникает резонный вопрос: если все руководители начнут участвовать в конкурсах и конференциях, то кто, простите, будет работать? Они и сейчас-то из-за компьютера не выходят, заполняя всевозможные статотчеты, итоговые отчеты и т. д., что уж говорить о кипе документов, которые требуются для участия в конкурсе.Кстати сказать, многие заведующие ДОУ пробовали подсчитать свои квалификационные баллы. Скажем, в нашем взятом как пример рядовом детском саду со всеми проведенными открытыми мероприятиями и полученными международными сертификатами насчитали всего… 700 баллов. Таким образом, свою имеющуюся высшую категорию заведующая детским садом не подтвердила.Понятно, что на всех критериями не угодишь, однако один показатель почти всем руководителям ДОУ кажется неуместным – это высокие дополнительные баллы за ученую степень (100 баллов за доктора наук). Как воскликнула одна из заведующих: «Какой доктор наук будет сидеть в детском саду?!» Работа над диссертацией в условиях все увеличивающейся бумажной отчетности многим кажется страшным сном.Кроме того, в детских садах не всегда есть возможность для проведения другой работы. Случается так, что люди заболевают, уходят повышать квалификацию, и воспитателям приходится работать без второго воспитателя и без помощника воспитателя. Педагог при этом должен вести всю документацию на группах, следить за детьми, соблюдать режим, а задача руководителя – помочь единственному оставшемуся работнику. Можно ли в таких условиях разрабатывать научную тему?Как признаются руководители ДОУ, в последнее время ужесточаются профессиональные критерии, требования. Поэтому ничего удивительного, если амбициозные управленцы будут давить на коллектив, лишь бы получить лишние высокие баллы. Таким образом, в погоне за баллами творческую работу легко превратить в работу формальную. При этом непонятно, что плохого было в прошлой процедуре аттестации? Эксперты выходили в детсад, смотрели портфолио, план работы и т. д. Зачем к этому добавлять презентацию и собеседование? Чтобы увеличить объем бумажной работы? Так и сейчас уже некогда выйти в группу, посмотреть, как работают воспитатели.В том детском саду, который мы взяли как пример, превысили предел заветной цифры в 600 баллов, однако если учреждение не набирает этого количества, то руководитель данного ДОУ остается без категории. Из этого следует, что наверняка к этому руководителю возникнут вопросы у учредителя, и скорее всего в ближайшем будущем такого управленца отстранят от занимаемой должности. Остальным заведующим детскими садами не остается ничего другого, как подавать документы на первую категорию, поскольку, по их же словам, высшую категорию, судя по критериям, мало кто потянет. Ведь шкала профпригодности не учитывает большой опыт, умение оперативно решать насущные проблемы. Не учитывает, какой ты педагог, зато учитывает количество собранных бумаг.И самое интересное: понижение профессионального уровня бьет не только по самооценке, но и отражается на зарплате. К примеру, слетев с высшей категории на первую, руководитель теряет порядка 5 тысяч рублей, а педагог-воспитатель – более 3 тысяч рублей. Если посчитать, сколько окажется таких не подтвердивших высшую категорию, то экономия в масштабах города получится еще та. И тогда сам по себе напрашивается крамольный вопрос: а случайно ли все это?Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте