Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Порядок создает свободу, беспорядок – рабство

Учительская газета, №27 от 5 июля 2005. Читать номер
Автор:

Узнать, как народ мыслит, – значит узнать, что он думает о себе, как живет и каким идеалам служит. Потому что в пословицах, поговорках, присловьях всякого народа отражается и его душа, и его дума, и сила его слова. Несомненно, ни крупицы, ни целые тома чужой мудрости ни в какой степени не заменяют естественной. Несомненно, еще в большей степени и то, что познания, почерпнутые из опыта прошлого, помогают творить будущее.

В мире мудрых мыслей

Михаил БАХТИН говорил: «Ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди».

На своих уроках по праву я часто даю учащимся задание для каждого размышления, сочинения, реферата, тематического исследования, творческой работы, а иногда и к уроку приходится подбирать высказывания мыслителей прошлого, философов, писателей. Что это дает? Нас интересует то, что нас окружает, то, что мы видим постоянно, то есть общество, некий социальный вакуум. Мы придумали интересную игру в «социальную жизнь» и играем в нее каждый день: когда идем в школу, едем в транспорте, идем в магазин, на работу, в театр и т.д. Чтобы выиграть (лучше, ярче прожить свою жизнь), нужно придерживаться определенных норм – правил. Мы придумали огромный мир, который называли «общественная жизнь», и разделили его на сферы. Мы творим и создаем, участвуя во всех сферах общественной жизни, реализуя свои права и обязанности. Мне хочется на примерах прошлого, вникая в смысл настоящего, показать учащимся: что значит быть правым, что есть закон, познать свободу мысли, слова, общения, передвижения, собственности и так далее. Мне кажется, на сегодняшний день система правил и понятий настолько разрослась, что стало необходимостью создание наук для их изучения и передачи будущему поколению.

В каждой мысли, в каждом высказывании заложен глубокий смысл нашей жизни, истории народа и своего «я», познание прошлого и будущего. На пути жизни важно уметь добавить к собственной сущности что-то новое. Мы слышали о многих великих людях в истории мира и страны. В их жизни было много приключений. Чем больше приходилось преодолевать препятствий, тем более великими людьми они становились. Если человеку довелось больше испытать в жизни, значит, его личность стала богаче, и он сам перерос человека с меньшим опытом. В жизни каждого человека есть различие между детством, юностью, зрелостью и старостью. Но так происходит не только в нашей жизни, но и в природе.

Мы видим четыре времени года, сменяющих друг друга. В этом постоянно изменяющемся мире надо научиться идти по жизненному пути так, чтобы в каждом событии видеть хорошее, благодаря этому мы можем постоянно расти духовно. Вот и в работах своих ребят я вижу круг вопросов, волнующих молодых людей, делающих в общественной жизни первые самостоятельные шаги. Этот круг вопросов удивляет, радует, настораживает. Удивляет разнообразием. Настораживает тем, что обнажает те взрослые проблемы, которые пока трудно решить и человеку, и государству. Радует глубиною и основательностью подхода к осмыслению процессов, происходящих в нашем обществе, радует оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне. В своих работах многие пишут: «Я хочу жить в правовом государстве». «Я верю в правду и справедливость и буду отстаивать их. Надеюсь, что люди моей страны будут счастливы».

Мы собрали с ребятами около восьмисот всевозможных мудрых мыслей, работаем с ними на уроках, создаем своеобразный словарь, о чем писали мудрые и просто люди нашей планеты, и предлагаем тоже использовать при написании сочинений-эссе, творческих работ, исследований, проектов, во время работы с понятиями как задание или темы для дискуссий, дебатов и просто для себя поразмышлять на досуге о том, какой смысл заложен в том или ином высказывании. Место на уроках: эпиграф в начале урока, мотивации (для введения в тему или предварительного обсуждения), проблемное задание – на любом этапе урока. Чаще всего можно ставить следующие вопросы: можно ли судить по данному высказыванию об отношении автора к проблеме? Согласны ли вы с данным высказыванием? Обоснуйте свое мнение. Какие ценности отражены в данном высказывании? Сравнить несколько высказываний с одним и тем же понятием, найти общее и различия. Сравнить позиции разных авторов по одному и тому же понятию и так далее.

Предлагаем вашему вниманию наиболее волнующие нас основные понятия: право, закон, свобода, общество, государство.

ПРАВО:

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством (Советский энциклопедический словарь).

Право – совокупность установленных или санкционированных государством обязательных для всех норм поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия (Философский словарь).

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы (Словарь Ожегова).

Таким образом, термин «право» в русском языке, а также в ряде других языков имеет двоякое значение: во-первых, употребляемое только в единственном числе, это слово означает совокупность или систему правил поведения, норм, существующих объективно, независимо от того или иного человека, субъекта.

Слово «право» имеет общий корень с такими словами, как «правило», «правда», «справедливость».

А первый русский сборник законов назывался «Русская правда», стало быть, можно сказать, что право – это нечто правдивое, правильное, справедливое.

Таким образом, наша современная наука дает определение:

Право есть мера свободы. А что по этому поводу говорят в мире мудрых мыслей:

«Цель права – обеспечение мира, средство к его достижению – борьба». Ирвинг.

«Право сильного – это самое большое бесправие». Эбнер-Эшенбах.

«Право повелевать дает только повиновение». Эмирсон.

«Право – правда, преломленная в социальной обыденности». Н.Бердяев.

«Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете». Мандзони.

«То право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства». Гай.

«Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». И.Тургенев.

«Кто стерпел одну обиду, тому не миновать и другой». Теренций.

«Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным». Фукидид.

«Следует помнить, что на свете есть много людей лучше тебя. Когда осознаешь это, становится светлей». И.Бродский.

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право». В.Гюго.

«Как только людей начинают различать по крови в том, что касается прав, – это начало бесчеловечности». З.Чалидзе.

«Наша жизнь определяет нашу судьбу; человек волен идти по жизни потому, что он хочет, но он волен и не хотеть». В.Гроссман.

«Когда мы боимся будущего или не можем разобраться с прошлым, мы избегаем осознавать настоящее, пытаемся стать бесчувственными, боясь боли, мы теряем вкус к жизни». О.Казанский.

«Священные права человечества написаны лучом солнца, рукой господа на всех людях и никогда не будут стерты или искажены никакой земной властью». А.Гамильтон.

«Отказ в преимуществе не есть ущемление в правах». Купер.

«Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия». Гете.

«Кто не попадает в первую пуговичную петлю, тому уже не застегнуться». Гете.

«Над важным думать – никогда нелишне». Гете.

«Каждый должен обладать мужеством отстаивать свои убеждения». А.Гумбольдт.

«Книги, сто раз прочитанные другими, всегда полезно прочитать; ибо хотя объект остается одним и тем же, субъект меняется». Лихтенберг.

«Морю не надо воды добавлять». Овидий.

«Если держишься пробитой колеи – тебя не занесет». Кин Хаббард.

«Полную чашу надо нести осторожно». Томас Фуллер.

«Защищай правду всюду, где она подвергается нападкам». Эмерсон

«Истинно щедр тот, кто дает из того, что принадлежит ему». Сенека Младший.

«Права человека невозможно защитить одними лишь правовыми документами, они нуждаются в защите и поддержке каждого человека, включая молодых людей…»

«Свобода возможна лишь в той стране, где право господствует над страстями». Ж.Лакодер

ПРИМЕР (из сочинений учащихся):

…Всю историю правовых государств можно разделить на два периода:

первый период – до 1948 года, второй – после 1948 года. Стоит задуматься, почему человечество, прожив на земле такой грандиозный промежуток времени, только лишь в XX веке создало международный правовой акт. В чем причины того, что людям потребовалось столько времени для осознания истин, которые понятны и неоспоримы сегодня даже для ребенка. Будет ошибочно считать, что правовые нормы в их современном представлении – это полностью продукт XX века. Основы Всеобщей декларации прав человека, а также смежные с ней документы были заложены еще такими мыслителями, как Сократ, Платон, Фома Аквинский, Макиавелли. На протяжении многих лет в центре мировой политики находится Ирак. Это государство полностью пренебрегает всеми международными правовыми актами, оно существует не по принципу «государство ради человека, а человек ради государства».

Но насколько правомерны действия США в отношении этого государства? Возможны ли установления прав и свобод личности силовыми методами, стоит ли он этого? Вряд ли иракский народ сможет достойным образом оценить желание Америки «облагодетельствовать» его. Формирование демократического государства с помощью силы оружия противоречит его главным принципам…

«Действовать без правил – самое трудное и утомительное занятие на этом свете». Мандзони.

Права человека в России являются высшей ценностью, во всяком случае так написано в Конституции РФ. Этому посвящена вторая глава. Но насколько эти положения соответствуют реальной жизни, я предлагаю разобраться.

Ну и теперь самое главное – право на жизнь. Самое дорогое право, потеря жизни необратима. И сразу же встает вопрос о смертной казни. Вопрос спорный, поэтому буду рассматривать сразу две точки зрения. Сторонники смертной казни говорят: «Почему люди, которые перешагнули через все моральные нормы, должны жить? Какое они имеют на это право? – и тут же добавляют: «А вот если бы убили вашу мать, жену, детей, как бы вы поступили?» Противники отвечают: «А что бы вы почувствовали, если бы расстреляли по ложному обвинению ваших родных?» И тут спор обычно заходит в тупик. Я являюсь противником смертной казни. Во-первых. С моральной точки зрения: человек не может забрать жизнь у другого человека. Даже если мы считаем убийцу преступником, можем ли мы поступать так же, убивать? Думаю, нет. Во-вторых, исправительные учреждения потому так и называются, что призваны исправлять людей. Правда, в реальной жизни все происходит с точностью до наоборот… Но должно же это когда-нибудь измениться! В-третьих, ни в одной стране, где существует смертная казнь, не снизился уровень преступности…

СВОБОДА:

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (Советский энциклопедический словарь).

Свобода – возможность проявления субъектом своей воли на основе сознания законов развития природы и общества (Философский словарь).

Свобода – независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов (Политический словарь).

Свобода – отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-нибудь; состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (Словарь Ожегова).

Свобода – отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни, всего общества или его членов (Комплексный словарь русского языка).

Таким образом, рассматривая данный термин в различных словарях, мы видим, что в русском языке слово «свобода» является также синонимом слову «воля». «Душно! Без счастья и воли ночь бесконечно длинна» – писал Н.Некрасов. И слово «воля» употреблено здесь в случае «свободы», то есть отсутствия внешних препятствий для выбора цели и ее достижения.

Свободный человек отвечает за себя сам – и никто иной. Поэтому свобода неотделима от ответственности. Свобода без ответственности – это произвол, не имеющий оправдания. Свобода одного не должна вредить свободе и интересам других людей. Вот как об этом сказано в Декларации прав человека и гражданина, принятой в начале Великой Французской революции в 1789 году: «Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим. Поэтому пользование естественными правами каждого человека не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом. Иными словами, свобода не является абсолютной и неограниченной. Ее границы, то есть порядок пользования ее, определяются законом.

Исходя из этого далее приводятся мысли и высказывания великих и мудрых людей прошлого и настоящего, и каждое из этих высказываний дает пищу для ума, размышления и действия. Любое из этих высказываний можно брать и использовать при написании (сочинений – эссе, творческих работ, исследовательских работ, размышлений и т.д.).

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». М.Клаудис

«Свобода – это не праздность, а возможность располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать». Ж.Ламбрюйер.

«Лишь глупцы называют своеволие свободою». Тацит.

«Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих». Гете.

«Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости от закона». В.Вольф.

«Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». Карл Ботта.

«В конечном счете порядок и только порядок, создает свободу, беспорядок создает рабство». Пегги.

«Свобода – это право делать все, что не запрещено законом». Монтескье.

«Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянным правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем». Дж.Локк.

«Свобода означает ответственность, вот почему многие боятся ее». Б.Шоу.

«Не может быть дружбы, там где нет свободы». Томас Фуллер.

«Если хочешь освободить меня – будь свободен сам». Эмерсон.

«Лишь глупцы называют своеволие свободой». Тацит.

«Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если вы не даете ее сами». Уайт.

«Овца и волк по-разному понимают слово «свобода»; в этом сущность разногласий господствующих в человеческом обществе». Линкольн.

«Чтобы свободой можно было обладать, ее тоже надо ограничивать». Э.Бёрк.

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов». Вольтер.

«Когда восходит солнце – утро настает для всех». Сервантес.

«Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться». Ганди.

«Не ждите указаний начальства, действуйте самостоятельно, двигаясь от одного человека к другому». Мать Тереза.

«Чем больше свободы вы даете, тем больше получаете ее сами». Ингерсолл.

«Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду». Пубилий Сир.

«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, а несправедливый только для себя». Берне.

«Свобода – это новая религия, религия современности». Гейне.

«Цена свободы – вечная бдительность». Джефферсон.

«Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости». Зейме.

«Отнюдь не все свободны те, кто над оковами своими насмехаться может». Лессинг.

«Свобода выше собственности, человек выше доллара». Линкольн.

«О свободе надо судить по степени свободы самых низших». Неру.

«Даже за все золото мира нельзя продавать свою волю». Сервантес.

«Слишком старой собаке трудно свыкнуться с цепью». Пубилий Сир.

«Узник больше думает о побеге, чем тюремщик о затворах». Стендаль.

«Соловей не может петь в клетке». Томас Фуллер.

«Те, кто готов отдать свою свободу, чтобы приобрести недолговечную защиту от опасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности». Франклин.

«Только той свободой стоит обладать, которая дает простор энергии, разуму и добрым качествам народа». Чэннинг.

«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Фридрих Энгельс.

«…заговор никогда не приводил к завоеванию свободы. Где воля и силы большинства народа созрели для свободы, там заговор не нужен; где этого нет – он не поможет». Берне.

«Свободным создан человек.

Свободен он, хотя б в оковах он родился». Шиллер.

«Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой». Альберт Канно.

«Свобода позволяет нам бороться за право быть теми, кем мы хотим быть, она обеспечивает нас пространством для внедрения непознанного и непредсказуемого в нашу жизнь и позволяет корректировать нам жизненные планы; она прививает нам чувство ответственности, равно как и риска…»

«Волька до невольки доведет». Русская пословица.

Пример (некоторые выдержки из сочинений-эссе на тему «Свобода»):

Л.Толстой в своем романе «Воскресение» писал: «Он спрашивал очень простую вещь; он спрашивал: зачем и по какому праву одни люди заперли, мучают, ссылают, секут и убивают других людей, тогда как они сами точно такие же, как и те, которых они мучают, секут, убивают? А ему отвечали рассуждениями о том, есть ли у человека свобода воли или нет».

Проблема свободы и несвободы, проблема произвола и дисциплины стояла и в XIX веке, но она не была такой острой, ужасающе катастрофической, как в XX веке. Тоталитаризм XX века перечеркнул достоинство во всех его проявлениях во имя конечной цели, которой могла быть чистота расы или социальная утопия. Принудительный труд уничтожил это достоинство, произвольные аресты погрузили людей не только в страдания – как ужасающе физические, так и духовные, – но и в унизительное беспомощное ощущение полного бесправия.

«Нет более горькой зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе…» – писал русский философ Н.Бердяев. Ему, как никому другому, была близка эта истина, слова эти были выстраданы и вымучены и не из-за его трагической судьбы, не из-за изгнания из страны, а прежде всего потому, что он являлся не просто философом, а философом русским…

Следующая выдержка из сочинения на тему «Как вы понимаете, что есть «свобода»?».

…Все хотят быть свободными. Хотели и будут хотеть. Свобода – нет более величественного идеала счастья. Свобода от судьбы, от сил природы, от власти, от людей, от самого себя. И сладость золотого плена нам даже горечи свободы не заменит.

Итак, ради чего же сотни тысяч человеческих подвигов, реки крови и озера слез? Что есть свобода?

Свобода – это то пространство, которое мы занимаем с рождения и до конца наших дней, которое необходимо нам для поддержания нормальной жизнедеятельности, потому что именно в этом пространстве находятся наши права и обязанности. Это широкое поле, над которым парят наши мечты. Поле, залитое светом добра и разума. Где-то здесь прячется смысл жизни, который мы обязательно найдем. Это пространство, как небольшая галактика среди сотен и тысяч миллионов других галактик, объединенных в одну великую бесконечную Вселенную. Это мы – люди – бесконечно разные, но все равно единые, потому что носим одно гордое имя – Человечество.

И наша личная свобода ограничена свободами других. О, нам не следует давить друг на друга, хотя нас больше шести миллиардов. Мы должны жить в мире и согласии, чтобы пространство свободы каждого стало милым и уютным домом и всегда с радостью и заботой принимало гостей…

«Свобода есть право делать все, что дозволено законом», – писал Монтескье.

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». Клаудис.

Что же это свобода не делает человека свободным?

«Лишь глупцы называют своеволье свободой», – говорит Тацит.

«Если первый шаг к свободе не свободен, то не будет свободы и в конце пути…» – писал Дж.Кришнамурти.

Но свободным нужно быть не от правовых ограничений, а от искажений понятия «свобода». Мы должны быть свободными, дабы творить добро. Но порой граница между добром и злом весьма относительна. Много чего уже написано о правах и свободах человека, а я хочу поделиться своими мыслями по поводу свободы слова и необходимости ее ограничения.

Во Всеобщей декларации прав человека свобода слова трактуется как «свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (статья 19). Однако мы знаем, что Декларация в отличие от Конвенции имеет лишь рекомендательный характер. Поэтому свобода слова реализована не во всех странах мира. В России она, слава Богу, закреплена в Основном Законе страны (глава 2). Насколько же действенно это положение Конституции в жизни государства?..

Выдержки из творческой работы ученика 9-го класса Быстрова Ю.

«Лишь глупцы называют своеволье свободой». Тацит

…Мы все зависим от людей, с которыми живем. Вместе с тем мы обладаем свободой воли и свободой действий. Определяется ли наше поведение сознательным выбором или окружающей средой и обстоятельствами? Что мы делаем: только реагируем на происходящие с нами события или управляем своей жизнью? Позволяем ли мы другим выводить нас из равновесия, провоцировать, действовать нам не нервы? Мы не свободны, если мы не можем контролировать себя, и часто злимся, если мы не можем управлять своими физическими желаниями.

Например, свободен ли человек, пристрастившийся к наркотикам, алкоголю, курению? Обладает ли он свободой бросить пить, курить, не принимать наркотики? С одной стороны, да, потому что никто не заставляет его это делать, но с другой стороны – он раб своей страсти. Таким образом, если мы не можем управлять своими страстями, значит, наша воля не свободна. Свобода воли и свобода действий неразрывно связаны. Свобода человека определяется обеими этими составляющими. Свобода воли без свободы действий может быть, например, сопоставлена с опытом А.Солженицына, писавшего о том, как, находясь в заключении, он преодолевал тяжелые обстоятельства, чувствуя себя внутренне свободным. Хотя опыт таких людей свидетельствует о том, что внутренняя свобода, свобода воли, очень важна и в некоторых ситуациях даже помогает человеку выжить, все-таки ее недостаточно для того, чтобы человек чувствовал себя по-настоящему свободным.

С другой стороны, свобода действий, не ограниченная никакими нравственными рамками, может привести к развалу общества и анархии. Это происходит вследствие того, что люди, не управляющие своими желаниями, злоупотребляют свободой, стремясь только к удовлетворению своих эгоистических устремлений. Если у нас есть свобода, но нет цели в жизни, мы теряем себя, свою личность. С понятием свободы очень тесно связана ответственность человека. Становясь старше, по мере того как возрастает наша свобода принимать решения, мы приобретаем большую ответственность. Быть свободным означает не только действовать в соответствии со своими желаниями, но также отвечать за последствия своих поступков.

ЗАКОН

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе;

Закон – (юридич.) нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (Советский энциклопедический словарь).

Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями (Философский словарь).

Закон – есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей (Философский словарь).

Закон – каждое решение органов, уполномоченных на законодательство, изданное согласно предписаний законодательной процедуре, оформленное надлежащим порядком и провозглашенное (Политологический словарь).

Закон – этический или моральный принцип, который должен быть обязателен для всех людей;

Закон – обязательное правило, которое установлено государственной властью (Конституция, устав), (Комплексный словарь русского языка под ред.Тихонова).

Закон – общеобязательное правило, что признается обязательным (Словарь Ожегова).

Таким образом: закон – это то, что регулирует жизнь каждого жителя планеты. Существует такое выражение «правовое государство», и в нем на первом месте стоит право, то есть закон, на втором – государство. Это означает, что закон господствует во всех сферах жизни общества, и то, что власть подчиняется закону, а не закон власти. Закон должен быть гуманным, справедливым, закреплять права каждого человека. Не надо думать, что права дарует гражданину государство, человек получает их от природы. Уже в глубокой древности государства имели законы. Они были не равными для разного населения, но поддерживали в государстве порядок. У древних была пословица: «Суров закон, но это закон». Смысл ее в том, что отсутствие законов хуже, нежели их жесткость, быть может, даже жестокость. Закон – могучий инструмент регулирования поступков и действий людей.

«Закон – есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он мерило права и бесправия. Будем при обосновании исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Цицерон.

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить». Гарфилд.

«Если бы законы могли говорить, они обвинили бы прежде всего юристов». Галифакс.

«Закон одинаков, что утром, что вечером». Герберт.

«Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла». Джефферсон.

«Сколько лордов, столько и законов». Дрейкс.

«Нет закона, который был бы всем по душе». Катон Старший.

«Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средства защищать его». Маколей.

«Законам нет конца, равно как нет начала их соблюдению». Марк Твен.

«Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы». Менандр.

«Закон человеческой истории – не пятиться назад». Паркер.

«Где кончаются законы, там начинается тирания». Питт.

«Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и несведущие люди». Сенека Младший.

«Хорошие законы порождены дурными нравами». Тацит.

«Законам слишком мягким редко повинуются; законы же слишком суровые редко приводятся в исполнение». Франклин.

«Закон управляет людьми – разум законом». Томас Фуллер.

«Когда бряцает оружие, законы безмолвствуют». Цицерон.

«Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества». С.Джонсон.

«Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Сенека Младший.

«Закон – есть сила природы, он – ум и сознание мудрого человека, он мерило права и бесправия. Будем при обосновании исходить из того Высшего закона, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Цицерон.

«Не быть подчиненным никакому закону – значит, быть лишенным самой спасительной защиты, ибо закон должен нас защитить не только от других, но и от самих себя». Г.Гейне.

«За закон народ должен биться, как за городскую стену». Гераклит.

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принуждать». Гарфилд.

«Легче составлять законы, чем исполнять их». Наполеон.

«Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным». Лао-цзы.

«Как хороши и справедливы ни были бы законы, все они имеют один недостаток: их нельзя распространить на все без исключения случаи». М.Лютер.

«Народ без законов подобен человеку без принципов». Захария.

Пример: Хочу привести выдержку из сочинения – эссе ученика 11-го класса Мальченкова Дениса, написанного на Республиканском форуме по избирательному праву.

Темой данного сочинения являлось высказывание китайского философа Хань Фэя «Соблюдение закона и наличие власти приводят к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводят к беспорядку».

Соблюдение закона и наличие власти приводят к порядку…

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла. Джефферсон.

Я долго размышлял над мудрым изречением прогрессивного мыслителя прошлого Хань Фэя (288-233 гг. до н.э.), над актуальностью его научных идей в современном мире. Прежде чем разобраться во всем, я решил познакомиться с сочинениями Хань Фэя и провести аналогию с сегодняшней жизнью.

Хань Фэй утверждал: «Законы – уложения и указы – создаются в государственных учреждениях, а страх перед наказаниями и штрафами должен обязательно храниться в сердцах народа, награды – выдаваться тем, кто придерживается закона, а наказывать надо тех, кто нарушает указы, – это руководство для подданных» (Хань Фэй-цзы, гл.17). Закон – это письменные уложения, которые устанавливаются и публикуются государством и осуществляются чиновниками.

Главное содержание закона – «награды и наказания», которые Хань Фэй называл «двумя рычагами в руках правителя, использующего их для поддержания власти». Хань Фэй заявлял, что если предоставить свободу человеколюбию и милости, система законов разрушится, то есть если руководствоваться человеколюбием и чувством долга, это нанесет сокрушительный удар по управлению на основе закона, а «поэтому надо применять жестокие законы и отбрасывать жалость, за которые ратуют человеколюбивые» (Хань Фэй, гл.18).

Вникнете в суть сказанного. По мнению Хань Фэя, искусство управления отличается от закона, закон открыт для всех, искусство управления скрывается и применяется при возникновении каких-либо событий, а также для того, чтобы держать в руках подданных. Главное назначение искусства управления – разделять преданных и лукавых чиновников, проверять их способности, контролировать их успехи и проступки с целью укрепления управления, основанного на законе.

Вот бы сегодня каждый, кто стремится к власти, знал это.

Я, конечно, не совсем согласен с тем, что «искусство управления – средство подчинения масс» (Хань Фэй-цзы, гл.18), но не могу не утверждать, что в сегодняшней России без искусства управления, которое должно принадлежать исключительно правителю, не будет порядка.

Хань Фэй отмечал: «Соблюдение закона и наличие власти приводят к порядку, нарушение закона и отказ от власти приводят к беспорядку» (Хань Фэй-цзы, гл.17). Он создал целостную теорию управления на основе закона, власти и искусства управления. Это была теория, основываясь на которой класс землевладельцев проводил открытую политику насилия с помощью грубой силы в отношении трудового народа, защищал свою власть, и ей присущ откровенно антинародный характер. Однако если подходить с исторической точки зрения, то в условиях смены диктатуры рабовладельцев диктатурой землевладельцев она имела прогрессивное историческое оправдание и известное значение.

Сегодня же эти взгляды настолько актуальны, что можно их сделать наказом как для народных избранников, так и девизом для избирателей, чтобы и те и другие помнили: первые – о том, что нужно служить Отечеству, вторые – о том, что нужно подчиняться законам, а всем вместе – трудиться для блага страны. Действительно, всякое человеческое общество нуждается в четкой организации деятельности людей. Люди очень давно поняли преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. На судьбах людей тяжело сказываются раздоры, ссоры, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, природа. Соблюдение закона является основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Закон главенствует в первую очередь над государством с его мощным аппаратом воздействия на личность и над самой личностью в равной мере. Государство не использует право как кнут или меч, а само подчиняется этому праву. Власть связана правом, и именно эта связанность делает государство здоровым, сильным, свободным от жестокости и злоупотреблений.

Главенство закона означает, что закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди. Закон как бы определяет «пространство», на котором можно (или нельзя) делать то-то и то-то, а ради чего это будет делаться (или не делаться), для закона несущественно.

Главенство закона означает также то, что с его точки зрения не делается различий между людьми. Закон рассматривает цели людей как их частное дело, он не карает за намерения. Он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие) людей противоречат его «духу» и главным образом «букве».

Не могу не отметить, что отношение к власти у всех народов разное. Кто-то ее отрицает, кто-то абсолютизирует, преувеличивает ее роль в жизни общества, кто-то противопоставляет интересы государства и личности. Думаю, эти позиции нельзя признавать правильными.

В реальной жизни роль власти и законности велика, особенно в трудные периоды кризисов и реформ. Об этом говорит история человечества. Давайте возьмем за правило необходимость соблюдения закона и уважения власти, и тогда сбудутся мечты человечества об идеальном государстве. Мне так хочется, чтобы моя мечта стала реальностью.

Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель права, Саранск

Окончание следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту