search
main
0

Поручик Киже √ вне правового поля Бесправие школы – следствие самоуправства муниципальных чиновников

Проблеме, как школе стать юридическим лицом, уже около десяти лет. Именно такой срок прошел с того момента, как законодателями было установлено, что образовательное учреждение должно быть юридическим лицом. За это время сменились 5 министров образования, каждый из которых так или иначе пытался решать эту проблему. За эти годы были разработаны несколько концепций, программ реформирования образования, утверждена Федеральная программа развития образования, разработана национальная доктрина, приняты Закон РФ “Об образовании” и поправки к нему. А самое главное – что юридически есть школа, каков ее статус – остается до сих пор не реальностью, а в основном декларацией для большинства российских школ.

Мне могут возразить: это не так важно, не так принципиально и при той инертности, присущей системе образования, вряд ли можно было надеяться на быстрые результаты.
Но, во-первых, это очень важно. Чуть позже я скажу почему. А во-вторых, можно привести пример, когда решение законодателей, также касающееся статуса школы, было реализовано очень быстро, почти мгновенно. Я имею в виду решение о фактическом разгосударствлении системы общего образования, передаче его под муниципальную ответственность. Более того, я уверен, что реакция на эти два решения взаимно обусловлена. Именно поэтому одни и те же руководители саботируют одно решение и мгновенно реализуют второе.
Под каждым из этих решений, как подводная часть айсберга, лежат имущественные интересы, связанные с собственностью системы образования, ее финансовыми ресурсами: кто будет распоряжаться собственностью и насколько бесконтрольно, кто и каким образом будет распределять финансовые ресурсы? Вот поистине “гамлетовский вопрос”, на который сегодня некоторые руководители муниципалитетов во главе с исполнительным директором Союза российских городов г-жой Ворониной и при поддержке зам. министра по делам Федерации г-на Воронина отвечают: “Мы и только мы!”
Что же такое юридический статус школы, в чем его такое принципиальное значение, что реализация этой нормы Закона “Об образовании” вызывает такое сопротивление?
Что такое школа, когда она не юридическое лицо? Она не имеет зарегистрированного устава, она не имеет права на самостоятельный расчетный счет, смету и собственный баланс. А это значит, что она не имеет имущественных прав ни на здание, ни на земельный участок, ни на какое другое имущество, ни на какие финансовые ресурсы. Всем владеет муниципалитет. Он может отобрать здание или иное имущество, может уменьшить объем финансирования. Защищать свои права школа, если она не юридическое лицо, не может нигде. Жаловаться в государственные органы бесполезно, т.к. школа отдана в ведение муниципалитета и исполнительные органы государственной власти не вправе вмешиваться. Обратиться в суд школа также не может, если она не является юридическим лицом, никто от нее заявление в суд не примет. Она никто, “поручик Киже”, пока она не юридическое лицо.
Остается только добавить, что если школа не юридическое лицо, то она не имеет права на образовательную деятельность, поскольку не имеет права ни на лицензию, ни тем более на государственную аккредитацию. Она не имеет права на самостоятельный найм сотрудников, вообще ни на какие договорные хозяйственные отношения. А сотрудники такой школы не имеют права на пенсию по выслуге лет и другие льготы, установленные для работников учреждений общего образования.
Я предвижу, как читатель удивится и не поверит, как же такое беззаконие может столько времени существовать? Где прокуратура, налоговая полиция и все прочие, кто призван следить за соблюдением законодательства? И потом, кто же тогда разрешает школе вести образовательную деятельность, нанимать персонал и т.д. и т.п.? Ответ ясен – муниципальная власть, потому что ее это устраивает. И даже больше чем устраивает: преподавание в школе ведется, а все, что можно у нее отнять или не дать, отнимается и не дается. И чтобы, не дай Бог, в это дело не вмешалось государство!
Закон, состояние образования, интересы учащихся, их родителей и работников учреждений требуют немедленных мер по приданию учреждениям образования статуса юридического лица и полномочий самостоятельно хозяйствующего субъекта.
Именно с этой целью в органы управления образованием субъектов Российской Федерации Министерством образования РФ направлено письмо N 22-06-687 от 14.06.2000 г. “О государственной регистрации образовательных учреждений как юридических лиц”.
Я не очень надеюсь на эффект от этого письма, поскольку письмо адресовано в органы государственной власти субъектов Федерации, а школы находятся в ведении муниципальных органов власти, которые в соответствии с действующим законодательством самостоятельны в этих вопросах.
Это просто очередное письмо министерства по данному вопросу.
Но отступать уже некуда. Учреждения образования, не имеющие статуса юридических лиц, с 1 января 2001 г. лишат своих педагогов права на пенсию по выслуге лет. Пенсионный фонд РФ согласился на эту отсрочку только под нажимом вице-премьера В.И.Матвиенко. В противном случае педагоги эту пенсию уже бы не получали.
Я уж не говорю о том, что образовательные учреждения также лишатся права на лицензию.
Поэтому главы администраций, когда поймут весь спектр последствий, наверное, все же примут необходимые меры. Но скорее всего эти меры ограничатся регистрацией устава учреждения с получением соответствующего свидетельства. Тем самым школы формально приобретут статус юридического лица.
Вы спросите, а что же еще? А еще возможность реализации школой полномочий самостоятельно хозяйствующего субъекта, без чего она не сможет воспользоваться всеми правами юридического лица. А это подразумевает оформленное соответствующим образом право владения на землю, недвижимость и иное имущество, расчетный счет, смету, норматив или иные финансовые гарантии учредителя по объему финансирования. Только реализовав эти полномочия, школа действительно становится дееспособной как юридическое лицо.
Чтобы понять, насколько это важно, можно воспользоваться таким примером. Рассмотрим экономические взаимоотношения взрослого человека и ребенка. Назовем это взрослой и детской экономикой.
Взрослая экономика – это когда у тебя есть зависящие от тебя источники дохода, ты планируешь свой бюджет и допустимые для тебя расходы.
Детская экономика – это когда ты не зарабатываешь, а выпрашиваешь деньги на те или иные забавы, все необходимое (по своему разумению) тебе и так выделяют взрослые. И ты понимаешь, что, чем громче ты будешь просить и чем почтительнее ты будешь по отношению к взрослым, тем больше тебе дадут.
Вы, наверное, уже поняли: экономика школы – детская, она полностью зависит от родительской любви. А практика показывает, что родители у нее часто такие, что их надо лишать родительских прав.
Школа не из прихоти, не из каприза, а по закону должна иметь гарантированное финансирование и механизм построения собственной экономической политики. Только в этом случае мы можем говорить о содержательном развитии школы, поскольку из ничего ничего не бывает. Тогда школа получает право голоса в гражданском обществе. Сегодня она фантом, “поручик Киже”.
Сегодня, мне кажется, необходимо, чтобы все педагогическое сообщество попыталось наконец понять всю актуальность этой проблемы. Пока не решен вопрос со статусом школы, пока она полностью дискриминирована в правовом и экономическом отношении, смешно слушать все рассуждения о реформировании или модернизации системы образования. Это одно и то же, что покупать лыжи безногому.
Без решения базовых правовых вопросов смешно рассуждать о модернизации экономических механизмов. Сегодня больше половины школ России находится вне правового поля, и все они, как церковь, отделены от государства. И это на настоящий момент главное, что нужно понять и исправить.
Да, мы понимаем, что это далеко не простой путь. В этом направлении еще необходимо разрешить целый ряд методологических, технологических и иных проблем, вплоть до кадровых, но все они имеют свое решение. Дорогу осилит идущий.

Владимир ЛИВШИЦ,
секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте