Первый – седьмой. Седьмой – первый. Лифт на Тверской, 11, так и летал – с этажа на этаж. К девяти утра пунктуальные министры заполнили мягкие кресла актового зала Минобрнауки России. Здесь 30 мая состоялось совещание, объединившее ключевые фигуры образовательных властей – федеральных и региональных.
Открывать совещание должен был руководитель аппарата Правительства РФ Вячеслав Володин. Но в силу обстоятельств не сложилось. И роль ведущего по праву осталась у Андрея Фурсенко, федерального министра, которому в итоге и держать отчет перед высшим руководством страны о реализации в регионах инициативы Владимира Путина.
Собственно, совещание было частью двухдневного съезда, который проводился в Москве Всероссийским педагогическим собранием. Для обсуждения на съездовских дискуссионных площадках был запланирован внушительный список проблем. Министрам же предстояло сосредоточиться на двух вопросах – ходе исполнения поручения Председателя Правительства РФ по модернизации региональных систем общего образования с повышением зарплаты учителей и 3-й версии проекта федерального закона «Об образовании в РФ».
Сверим часы
Успешное выполнение любого поручения зависит по крайней мере от ряда важных условий: наличия ресурсов, ответственной команды исполнителей, четкого графика работ, грамотного нормативно-правового сопровождения, слаженной координации на всех этапах проекта. Подробно всех звеньев этой цепи коснулся в своем выступлении Сергей Кравцов, директор Департамента регионального развития Минобрнауки России.
Начал он с того, что сделано. В каждом субъекте созданы рабочие группы, утверждены планы работы, губернаторами определены ответственные за реализацию проекта координаторы, идет выбор региональных операторов.
1 июня – старт реализации второго этапа проекта. Его результатом должны стать заключение к 1 августа соглашений со всеми субъектами РФ и детальное согласование всех комплексов мер (собственно модернизации образования). После первого августа – на третьем этапе реализации проекта – Федерация направит необходимые средства в субъекты РФ, чтобы с сентября началось повышение зарплаты учителям.
Первый транш Федерации составит 20 миллиардов рублей. Второй транш планируется осуществить до 15 февраля следующего года, причем объем субсидий будет учитывать эффективность выполнения проекта субъектами за 2011-й год. Для четкости выполнения финансовой стороны дела на федеральном уровне в третьем чтении уже принят закон о бюджете с поправками.
Основные ожидаемые результаты реализации комплекса мер (модернизации образования) в регионах:
– повышение средней зарплаты учителей;
– улучшение условий обучения школьников;
– повышение качества школьного образования;
– привлечение и закрепление молодых педагогов в школах.
Ключевым показателем результативности проекта станет соотношение средней по экономике региона зарплаты (по данным Росстата за 1 квартал 2011 года) к средней по региону зарплате учителей – за 4 квартал 2011 года. В случае если это труднодостижимо, субъект РФ должен увеличить в этом году средний уровень зарплаты учителей минимум на 30 процентов.
Размер субсидий для субъектов РФ рассчитывается с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ – по данным Минфина на 2011 год – и численности учеников в школах – по данным за 2010 год.
В зависимости от объема федеральной субсидии и уровня бюджетной обеспеченности в соответствии с формулой Минфина субъект РФ должен выделить дополнительные средства. Объем дополнительных региональных средств равен в общей сложности порядка 20 процентов по отношению к федеральным средствам и составляет 4 миллиарда рублей в 2011 году.
Федеральный мониторинг проекта начнется 1 июля. Минобрнауки России будет отслеживать реализацию соглашений в рамках комплексных мер, движение средств, нормативную базу. Отдельным направлением в мониторинге станет оценка уровня повышения зарплаты учителям. В соглашении между субъектом РФ и Федерацией должны быть представлены сведения о наличии в регионе системы нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Если таких систем не имеется, то придется представить план-график их введения. В завершение проекта необходимо будет довести среднюю зарплату учителей до средней зарплаты по экономике в регионе.
В соответствии с постановлением правительства, подчеркнул Сергей Кравцов, комплекс мер должен быть опубликован. И конечно, модернизации образования в регионах должна сопутствовать серьезная информационная работа в СМИ – с учителями, общественными организациями. Важно понимать, что уровень повышения средней зарплаты окажется разным. Дифференциация попадет в зависимость от уровня общего повышения фонда оплаты труда учителей на 30 процентов или доведения ее до средней по экономике субъекта РФ, а также от качества работы конкретного педагога.
Ближайшее расписание реализации проекта:
– еженедельные совещания на федеральном и региональном уровнях;
– 10-11 июня совещание по показателям результативности проекта;
– 2-4 июля в Улан-Уде состоится 3-й Байкальский образовательный форум, где также было предложено обсудить ход реализации исполнения поручения Председателя Правительства РФ.
– заключение соглашений и согласование комплекса мер с регионами до 1 августа.
– сентябрь – повышение зарплаты учителей.
Свободный микрофон
Вслед за Сергеем Кравцовым к микрофону выходили руководители региональных систем образования, которых заранее попросили подготовить выступления, – Наталья Астафьева (Тамбовская область), Алдар Дамдинов (Республика Бурятия), Алла Золотухина (Ставропольский край). Министры слушали коллег и временами озабоченно перешептывались.
«Смотрю в зал, у всех лица такие, будто бы деньги хотят не дать, а отнять, – определил настроение присутствующих Андрей Фурсенко. – Если это такое тяжелое решение, можно от них отказаться». Отказываться никто не стал. А об опыте выступающих коллег стали слушать со всем вниманием.
«Учитывая, что проект носит стратегический характер, необходимо исключить все факторы коррупционности, особенно в финансовом плане, – подчеркнула Наталья Георгиевна Астафьева, начальник образования и науки Тамбовской области. – В полной мере должна быть обеспечена открытость. Важно правильно организовать мониторинг реализации проекта, мы фактически запустили его уже с 1 мая. Мы также сделали расчеты, и они показывают: объем средств, выделяемый федеральным бюджетом Тамбовской области на выполнение поручения, практически совпадает с объемом средств, который область должна направить на повышение зарплаты для поэтапного (планируется за два года) доведения ее до средней по экономике. У нас она составит 16-17 тысяч рублей, а из всех работников отрасли половина будет получать зарплату более 20 тысяч. Для нашей территории это очень существенный результат. Средства, которые обеспечивают повышение зарплаты, мы решили направить в стимулирующую часть фонда оплаты труда с тем, чтобы прослеживалась связь зарплаты и качества, результативности работы учителя».
Когда запланированные выступления завершились, Андрей Фурсенко дал возможность высказаться всем, кто этого захотел.
Александр Адамский, директор института образовательной политики «Эврика», предложил воспользоваться реализацией проекта и выйти на единую систему оплаты труда. «У нас сейчас их 3 или 4», – подсчитал он.
Александр Асмолов, директор ФИРО, обратил внимание министров на то, что проект – уникальный шанс привести в соответствие федеральную политику и региональные программы развития образования. В частности, увязать новый стандарт начальной школы с повышением квалификации учителей.
Очереди к микрофону не наблюдалось. А потому федеральный министр взял слово сам, чтобы прокомментировать и подытожить важные моменты в обсуждении первого вопроса заседания:
«Этот проект, как и любой другой, может дать мощный позитив, а может обернуться проблемой. Мы все это проходили, когда начинался нацпроект. Помните, говорили, что премии лучшим перессорят педагогов? Что их получат любимчики? Но гранты получили действительно лучшие учителя, и это стало стимулом для других. Вся система была открытой. То же – с лучшими школами. Я не хочу сказать, что обошлось без накладок. Но в целом был позитив. И все только за расширение этой практики. Но, чтобы добиться положительного результата, необходима разъяснительная работа, причем, разговаривая с людьми, нужно зачастую говорить не самые популярные и приятные вещи».
«Важно соблюдать график. Он жесткий. Но всем придется поработать в таком режиме, – сказал Андрей Фурсенко, возвращаясь к вопросу реализации поручения Путина. – Дыр в образовании много. Но все проблемы одномоментно решить нельзя. В данном случае исполнение поручения Председателя Правительства России будет касаться учреждений, в которых есть классное руководство. Добьемся результата здесь, двинемся дальше. Но мы должны показать, что можем эффективно израсходовать деньги на те цели, на которые они были выделены.
Еще важно понять: мы не всем одинаково увеличиваем зарплату – автоматически на треть. Потому что есть те, кому надо повышать вдвое, а есть те, кому вообще не нужно повышать. Есть лидеры и аутсайдеры в своей профессии.
Здесь предлагалось сделать единой систему оплаты труда. Я думаю, говорить надо о единстве подходов к зарплате.
Были вопросы – куда закладывать субсидию – в базовую или стимулирующую часть фонда оплаты труда? Думаю, должен быть баланс, конечно, с учетом особенностей регионов.
Хочу коснуться и вопроса пенсионного обеспечения учителей и обновления учительского корпуса. У нас на всю Россию сегодня меньше 10 тысяч учительских вакансий. У меня есть обращение выпускников педвузов, которые просят помочь устроиться в школу. Мы понимаем, что необходимо создать условия, которые бы позволяли пожилым людям уходить на пенсию и при этом оставаться обеспеченными людьми.
Это не просто. Но вместе с профсоюзом и регионами мы будем продолжать работать над улучшением пенсионного обеспечения учителей. Только так можно гарантировать приход молодых учителей и создать мотивацию для пожилых освободить свое место».
Версия 3.0
Завершилось совещание на законодательной ноте. «В середине июля, – сообщил статс-секретарь-зам. министра образования и науки Игорь Реморенко, – появится третья версия федерального законопроекта «Об образовании в РФ». До августовских совещаний она будет обсуждаться в сети. Причем целью Интернет-дискуссий станет консультация с обществом – не просто переписывание текста, но комментирование всеми заинтересованными и неравнодушными людьми основных смыслов, идей, концепции закона. Провести обсуждение в таком ключе попросил президент Медведев, который, как ожидается, лично примет участие в одном из региональных августовских совещаний.
А еще был брифинг
Под занавес совещания задать вопросы Андрею Фурсенко удалось и журналистам.
Отменят ли ЕГЭ?
Андрей Фурсенко: Считал и считаю, что ЕГЭ – это шаг вперед. И то, что сегодня он достаточно серьезно дорабатывается – не слабость этого инструмента, а его сила. Это инструмент с потенциалом развития, в отличие от многих других технологий, которые, к сожалению, достигли своего тупика. ЕГЭ – инструмент, который может развиваться и давать лучшие результаты.
Как все-таки повысится зарплата?
Андрей Фурсенко: Конечно, средняя зарплата учителей не должна быть в принципе ниже, чем средняя по экономике. Но это вовсе не означает, что каждый учитель должен иметь зарплату не ниже, чем средняя по экономике. В экономике есть свои лидеры и аутсайдеры. Та же ситуация и в сфере образования. Высокую зарплату должны иметь те, кто действительно лучше всех учит детей, кто наиболее востребован, кто обеспечивает воспитательный процесс, у кого в классе психологически комфортная атмосфера, есть ученики с выдающимися результатами… А те, кто не дает таких результатов, должны иметь зарплату ниже. Вопрос в том, что возможности для повышения своей квалификации должны иметь абсолютно все педагоги.
Сейчас Вы самый непопулярный министр, в СМИ много информации о том, что Вас отправят в отставку, выразят недоверие… Может Вы сами хотите уйти? Или остались незавершенные дела?
Андрей Фурсенко: Вообще любой чиновник к отставке должен быть готов с момента назначения. Мы назначены для того, чтобы решить какие-то задачи. Если принято решение о том, что он не выполняет возложенные функции, то в любой момент он может быть отставлен.
Я взялся за решение определенной задачи, частично она решена, частично – нет. В связи с этим я по собственной инициативе проситься в отставку не планирую.
Будут ли сняты со своих постов министры, которые не смогут поднять зарплату?
Андрей Фурсенко: Министров образования назначаю не я. Но я выходил с представлением о снятии министров, когда узнавал, что в регионе не достаточно четко проведен ЕГЭ, и в результате моего преставления министров снимали. Я думаю, что выполнение решения премьер-министра по поводу увеличения зарплаты – это императив. И мы будем жестко контролировать выполнение данного поручения. В тех случаях, когда оно не будет выполняться, я также буду выходить с предложением о том, что люди, из-за которых решение не было реализовано, должны будут нести соответствующее наказание. Из-за кого это произошло – из-за министра образования, финансов или губернатора? Это, конечно, нужно будет рассматривать… Но сейчас задача поставлена, решение принято, и оно должно быть выполнено.
Внимание! Полный отчет со всех дискуссионных площадок VI съезда ВПС читайте в \”Учительской газете\” № 23 от 7 июня 2011 года
Фото Ольги Максимович
Комментарии