– Не знаю, что делать с Пашей. Совсем учиться не хочет. Уроки делаем вдвоем – со скандалом и истерикой. Плачет, говорит: устал, голова болит, лежит после школы, с дивана не поднимешь. Наказывать боюсь, он и так у меня всегда бледный, слабый, а может, и правда болит… – жалуется мама учительнице своего сына второклассника. Учительница посоветовала обратиться к школьному психологу, а тот в свою очередь – к хорошему психотерапевту. Врача нашли, мальчика обследовали, поставили диагноз «астенический невроз» и стали лечить. Паше лечение помогло – он действительно не притворялся, когда жаловался на утомляемость и головную боль.
Другая мама, узнав про чудесного врача, тоже отправилась к нему со своим сыном.
– Это наша последняя надежда. Сашенька очень нервный, возбудимый, чуть что – в слезы, истерика, крик… Я всегда говорила мужу, что это никакие не капризы и Саше нужен хороший врач… – горячо доказывала она.
Прошло около недели.
– Ну что вам врач сказал? – беспокоилась учительница.
Сашина мама покраснела:
– Муж оказался прав. Врач сказал – порите сына и побольше, иначе совсем на голову сядет…
Снова и снова подтверждается общеизвестная истина: что помогло одному, для другого может оказаться бесполезным, если не вредным.
Меня всегда это интересовало – где проходит грань между нормой и патологией, особенно в поведении детей? Где заканчиваются капризы и начинается болезнь? Как вовремя выявить ее или лучше всего избежать этого болезненного состояния?
Эти вопросы обсуждались на конференции, посвященной психическому здоровью детей и подростков, проходившей в Москве в Научном центре здоровья детей РАМН.
Участники конференции отметили рост различной психической патологии у детей и подростков. Проявляется эта «ненормальность», по словам специалистов, различными типами отклоняющегося поведения – криминального, аутоагрессивного (т.е. когда агрессия ребенка направлена на самого себя). Наблюдается резкое снижение корригирующего влияния психологов и педагогов на формирование личности ученика – наравне с ростом таких подростковых реакций, как эмансипация, группирование со сверстниками (обусловленное, как правило, формирующимся половым влечением). Сочетание подобных тенденций приводит к увеличению роли так называемой автономной морали – иными словами, лозунга «Что хочу, то и ворочу, я всегда прав», – доминирующей в подростковых неформальных микрогруппах и имеющей, как правило, асоциальный характер.
Огромное влияние на психику подростка оказывают макросоциальные явления: СМИ, пропагандирующие криминальные ценности и насилие, а также расслоение нашего общества по материальному признаку и бездействие общественных организаций, осуществлявших педагогические функции.
– Наша конференция собрала помимо медиков значительное количество психологов и педагогов – представителей педагогических институтов и сотрудников Академии образования, – отметил Владимир Чубаровский, ведущий научный сотрудник, профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. – Столь выраженный интерес к рассматриваемым проблемам представителей различных профессий обусловлен тем, что вне зависимости от специальности объектом исследований является ребенок, состояние его психического, физического и социального здоровья, особенности формирования личности. В решении проблем, связанных с особенностями психической адаптации молодежи, включены также сотрудники МВД, социальные работники, представители духовенства.
Несмотря на отмечаемый в последние десятилетия резкий рост различных форм психической патологии, нарушений поведения – криминального, саморазрушающего (самоубийства, алкоголизм, наркомания), беспризорности и безнадзорности, сведения о реальной распространенности этих явлений у детей и подростков крайне противоречивы. Такое положение связано с существенными различиями в методах исследования, теоретическими взглядами отдельных школ и специалистов, а также неразработанностью современных критериев возрастной психической нормы и патологии. В каждом конкретном случае те или иные проявления психической дезадаптации требуют комплексной оценки и учета большого количества факторов. В частности, индивидуальных характерологических особенностей. То, что для одного ребенка, – нормальное состояние, для другого может быть признаком выраженной депрессии.
У педагогов свой подход к ребенку. Они не имеют медицинского образования и основываются на своем опыте, на контакте с учеником. При этом зачастую болезненные проявления трактуются как признаки распущенности, требующие преимущественно психолого-педагогической коррекции и имеющие весьма ограниченный эффект. Или же, наоборот, неоправданно используются психиатрические термины или даже диагнозы. Дать оценку расстройства психической деятельности может только опытный клиницист. То есть с ребенком должен пообщаться специалист – ведь не всякое расстройство поведения является проявлением психического заболевания. Сделать это на практике довольно сложно в связи с ограниченным количеством таких специалистов и ликвидацией в 90-х годах врачебной специальности «детская и подростковая психиатрия».
К сожалению, резкий рост дидактогений (это расстройство поведения ученика, обусловленное поведением учителя) говорит о том, что в системе образования все далеко не гладко. Для этого есть объективное объяснение: 15-20 лет того печального положения, в котором пребывает система образования страны (низкая зарплата преподавателей, резкое увеличение нагрузки), привело к старению учительского состава и феминизации школы. Не менее важный аспект – нарушение состояния здоровья преподавателей. Я, например, читаю лекцию по поведению детей и подростков, а все педагоги задают мне один и тот же вопрос: «Какие симптомы сопровождают гипертонический криз и инсульт?» Почему именно этот вопрос? Да потому что на их глазах в течение последнего года несколько преподавателей теряли сознание по причине этого заболевания.
Так называемые пилотные исследования указывают на резкий рост неврозов и психосоматических нарушений у учителей. Не будем забывать, что школа – педагоги и ученики – это единый организм. Поэтому надо внимательно следить за состоянием здоровья преподавателей и создавать условия для его укрепления. Это является одним из непременных условий психопрофилактики у детей и подростков. Принципиальное значение имеет социальный аспект проблемы. Состояние некоторых педагогов на сегодняшний день можно определить как «состояние педагогической растерянности». Какие нравственно-этические ценности доминируют в современном обществе? На каких примерах воспитывать? Что давать читать современному ребенку? «Алые паруса», «Тимур и его команда» или Пелевина? Что обеспечит успешную социальную адаптацию подростка в зрелом возрасте? Сегодня, например, «общественный долг» в системе ценностей подавляющего числа московских подростков находится на одном из последних мест. А на первом – внешность. Это проблема социальная и отчасти педагогическая. Неблагополучие, сформировавшееся на уровне системы ценностей, – это огромная проблема, тесно связанная с критическим ростом проявлений агрессии.
У значительной части современных подростков смещаются понятия добра и зла, формируется криминальное сознание – посмотрите, что они видят по телевизору и какие фильмы предпочитают. А ведь в подростковом и юношеском возрасте складываются основные системы ценностей, и по его завершении изменить их крайне сложно. Поэтому меры по психопрофилактике не могут переноситься в ожидание экономического процветания общества.
Комментарии