Каковы перспективы развития системы профессионального образования в ближайшие 2-3 года? Как должна измениться деятельность первичных профсоюзных организаций вузов? Доклад на эту тему, подготовленный отделом профессионального образования и научных учреждений ЦК, обсуждался на очередном заседании президиума Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов (КСП).
В ближайшие 2-3 года в профессиональном образовании России будет развиваться ряд тенденций, и первичные профсоюзные организации вузов должны их учитывать, соответствующим образом подстраивать под них свою работу.
Первая из этих тенденций определяется тем, что в ближайшие 2-3 года из-за демографической ситуации, а также в связи с некоторым оживлением экономики в ряде отраслей и ростом потребности в квалифицированных кадрах с начальной и средней профессиональной подготовкой произойдет достаточно резкое, примерно на 30%, сокращение госзаказа на подготовку специалистов с высшим образованием на бюджетной основе. Одновременно будет продолжаться сокращение и бюджетного приема в аспирантуру. Падение бюджетного контингента не будет возмещаться ростом коммерческого приема. Как показывает официальная статистика, при некотором росте средних показателей доходов населения бедная его часть, составляющая существенное большинство, становится беднее, то есть не сможет пополнить ряды коммерческого приема, да и в сфере модных платных специальностей (экономистов, юристов, социологов и т.д.) уже ощущается значительное перепроизводство.
Эта тенденция ставит вузы перед выбором: либо пропорционально сократить количество работающих, что грозит массовыми увольнениями, либо находить другие решения для сохранения основных направлений подготовки и специальностей. А для этого есть только один путь – значительное расширение дополнительного профессионального образования, состоящего из двух составляющих: системы повышения квалификации самих преподавателей (ФПКП) и расширения работ по линии профессиональной переподготовки специалистов (ФПС). Оба этих направления требуют, в отличие от простого расширения студенческого контингента, существенного роста квалификации всех работников вуза: и профессорско-преподавательского состава, и учебно-вспомогательного персонала, и административно-управленческого персонала. Причем работа по линии ФПКП и ФПС требует не только повышения педагогической квалификации. Она требует от всех работников вуза еще и активного включения в научный и инновационный процессы. Надо вновь наращивать научный потенциал работников вузов. Задача повышения квалификации становится не просто ответом на требования президента и правительства по повышению качества образования, не просто средством приспособления к Болонскому процессу, а условием сохранения вуза в изменяющихся обстоятельствах. Эти изменения требуют переориентации деятельности и первичных профсоюзных организаций вузов. Придется более жестко расставаться с теми, кто не хочет или не может серьезно работать над повышением квалификации. Несмотря на то, что в бюджете 2007 года расходы на дополнительное профессиональное образование (ДПО) по сравнению с прошедшим 2006 годом увеличены почти на 30%, их явно недостаточно для обеспечения необходимого роста системы ФПКП, слишком мало их выделялось в последние 10-15 лет. А значит, придется заставлять администрацию через коллективный договор переориентировать и внебюджетные потоки внутри вуза, менять психологию самого преподавателя, отвыкшего за последние годы от того, что повышение квалификации с отрывом от текущего учебного процесса есть неотъемлемая составляющая работы в вузе. Будут, конечно, трудности и с поиском правильных форм работы с нашим «постаревшим» составом, но надо находить выход.
Вторая тенденция, с которой придется столкнуться первичным профсоюзным организациям, – это существенные изменения, происходящие в ректорском корпусе. В связи с возрастными ограничениями к концу 2007 года он обновится на 40%. Причем речь идет не просто о смене фамилий, приходят новые руководители с другим менталитетом. Уходящие ректоры во многом были воспитанниками общественных организаций вузов. Для них, в прошлом – активных комсомольских и партийных вузовских работников, понятие общественного коллектива вуза было вполне естественным и близким.
Приходящие им на смену «молодые» ректоры в начале 90-х только заканчивали аспирантуру. А за последние 15 лет они прошли путь от аспирантов до докторов наук, профессоров. Сделать это в трудные для высшей школы годы смогли только те, кто быстро освоился в новых рыночных условиях. Такой путь вырабатывает деловую хватку, предприимчивость, хорошую агрессивность, умение сформировать некоторую группу, команду помощников. С такими качествами хорошо руководить кафедрой, научной лабораторией.
Но попытка сохранить этот стиль при переходе к руководству целым вузом, достаточно сложным, многосвязным, подчас консервативным организмом, в ряде случаев приводит к излишнему администрированию, желанию всё сразу и быстро изменить, тем более с помощью такого мощного экономического рычага, каким является внебюджетный фонд вуза, находящийся в распоряжении ректора. А коллектив вуза нельзя «ломать», с ним надо находить взаимопонимание, уметь «договариваться».
Наличие президента в вузе не всегда позволяет разрешить конфликт, а вот умное и грамотное поведение руководства первичной профсоюзной организации может помочь и новому ректору, и коллективу. Но для этого председателю профкома необходимо не только понимать, что надо идти по пути развития корпоративной культуры, но и самому освоить и применять на практике формы и методы современной корпоративной работы в вузе. Корпоративная работа – это неотъемлемая составляющая социального партнерства, и освоение положительного опыта в этой сфере должно стать одной из основных задач КСП.
Третья тенденция, с которой сталкиваются вузы, заключается в том, что, несмотря на разграничение полномочий между уровнями государственной власти, руководители ряда регионов начали в последнее время активную деятельность по слиянию федеральных вузов.
Это происходит в Ярославской, Тверской областях, Республике Удмуртия и ряде других субъектов РФ. И хотя это прямо противоречит ныне существующему законодательству, ни от Министерства образования и науки РФ, ни от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки не следует никакой реакции. Мы понимаем, что администрация вузов часто зависима от региональных властей, но хотелось бы, чтобы первичные и территориальные профсоюзные организации ставили нас в известность о подобных намерениях еще на стадии их обсуждения, а не тогда, когда они уже приобретают вид почти завершенных решений. Ведь вузы – это федеральная собственность, и решения все равно будут приниматься на федеральном уровне, а вот коллективы подобные инициативы региональных властей только нервируют и отвлекают от основной деятельности. Например, в Пензе история с объединением учебных заведений продолжается уже в течение года, активной позиции областного комитета профсоюза мы не чувствуем, а коллективам двух вузов уже во всяком случае не до повышения качества обучения.
Эта тенденция административных изменений коснулась не только высшей школы. Она особенно сильно проявляется в системах начального и среднего профессионального образования и является прямым следствием мероприятий по реструктуризации системы образования, инициированной Министерством экономического развития и торговли и поддерживаемой Минобрнауки. И от позиции, действий профсоюза во многом зависит, пойдут ли эти преобразования на пользу системе профессионального образования или принесут ей вред.
Теперь уже очевидно, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) – это не одномоментная акция, а процесс, который продолжится в ближайшие 2-3 года. В наступившем году он будет частично распространен на НПО и СПО, почти в два раза увеличен объем средств, выделяемых инновационным вузам. А значит, первичным профсоюзным организациям надо с учетом опыта тех вузов, которые уже включились в нацпроект, мобилизовать свои коллективы на участие в ПНПО. По сути, средством такой работы опять же является деятельность по формированию корпоративной культуры. Только сильный коллектив сможет победить в борьбе за выделяемые гранты. А большая доля дополнительных средств, которые могут прийти в учебные заведения, будет поступать в ближайшие годы именно по линии национального проекта.
Первичные профсоюзные организации учреждений профессионального образования ожидает также серьезное давление, направленное на смену организационно-правовой формы, переход вузов в «автономные учреждения». Но это тема отдельного разговора.
Комментарии