Шум, разногласия, разночтения, полярные позиции и огромное количество статей, передач вокруг реформы образования в России случились по двум причинам – полной неясности и старинной подражательности.
Реформу разрабатывали ученые мужи. Честь им и хвала! Но они, как и прежде, рассматривали “клетку”, а не “птичку” в ней. Сделайте клетку платиновой, она и останется клеткой. А нужно “клетку” образования убрать и позволить “птице” жить и летать по законам природы. Первое и самое главное. Нужно на всех уровнях прекратить лгать – себе и своему народу. И точно выяснить:
сколько школ в стране, а сколько нужно;
сколько педагогов, а сколько нужно;
сколько детей вообще не училось и не учится;
можно ли жить на зарплату, чтобы есть, одеваться, покупать много-много книг, путешествовать в отпуск (хотя бы неделю), содержать семью, строить библиотеки, храмы, музеи (да, да) и писать научные труды, педагогические поэмы, рассказы и методические открытия?
Мне кажется, что до выяснения этих вопросов не стоит трогать сроки обучения, ибо они совершенно нормальны для нашего народа. А сроки призыва в армию следует срочно отодвинуть к 20 годам, можно даже к 22 (по медицинским показателям).
А теперь поговорим о “птичке”, о самом содержании образования, о том, чему мы учим наших детей и чему учить нужно.
Что есть школа? Школа есть учреждение, где учителя учат детей тому, что передали прежние и нынешние старшие поколения в познании мира, природы, мышления, а также воспитывают в детях правила поведения среди людей. Для чего? Чтобы, выйдя из школы, юноши и девушки шли по жизни легко и спокойно, понимая все (или основное), что их окружает в мире. Ведь не секрет, что формула обучения – развития ребенка:
ум (разум) речь поступок эмоци
Но эта схема останется схемой, если мы не поймем, что учитель еще несет детям и свой интеллект. Интеллект – это умение, способность, потребность проникать, искать, самодоказывать суть, сущность, истину явления, предмета, умозаключения. И потому я называю наше образование “бегущим по волнам”.
Так что же нужно менять в образовании?
Во-первых, школа должна давать детям интеллектуальное образование. Во-вторых, программы школ должны быть общими для всех и лишь факультативные и кружковые программы могут и должны идти в глубинные сферы наук.
В-третьих, школа не может быть московской, новосибирской или новостроевской. Она должна быть школой, из которой ребенок может идти учиться дальше (беспрепятственно!) в любое среднее специальное, высшее и академическое учреждение или идти трудиться туда, куда его влечет больше всего. В-четвертых, содержание учебников не должно меняться в зависимости от авторства, а меняться оно должно только путем добавления научных изысканий и открытий, а не перечеркиванием тех поступательных эволюций, которые происходили с человеческим умом за всю историю его существования.
В-пятых, ребенка мы обязаны учить добру, а не злу. Иначе получим бумеранг. О прошлом же следует говорить или хорошо, или никак.
В-шестых, дорогие мои коллеги, начнем свою новую жизнь, начнем реформу в своих головах, планах уроков, предметах, науках. Подумаем, что завтра мы идем к детям и они возьмут от нас – “звезд” все: и дурное, и хорошее, и слабое, и сильное, и совершенное, и пагубное. Так давайте не будем ждать указаний из министерств, а начнем реформу сущности образования с фундаментальной реформы нашего педагогического сознания. Наша профессия слишком ответственная и наиважнейшая в будущей истории Отечества Российского.
Наталия КОВАЛЕНКО,
директор средней школы им. А.В.Суворова
пос. Новостройка,
район им. Сергея Лазо,
Хабаровский край
Комментарии