search
main
Топ 10
Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Вниманию абитуриентов: в 2023 году количество специальностей для поступления в вузы сокращается в два раза «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно Нормативы ГТО в 2023 году – что поменялось в новой редакции Год педагога и наставника стартовал в Москве Приоритетные задачи Года педагога и наставника назвали в Минпросвещения России Министр просвещения рассказал о поддержке учителей В России стартовал новый сезон проекта «Флагманы образования» О ключевой роли образования в предотвращении геноцида В Москве огласили имена победителей Всероссийской олимпиады школьников по экономике В Салоне образования в Москве участвовали более 10 тысяч экспертов Все российские школьники завоевали медали на олимпиаде по физике в Бухаресте В школах Сочи ждут земских учителей Новый порядок распределения бюджетных мест разработало Минобрнауки В России появится закон о наставничестве Минпросвещения: учебник по обществознанию разрабатывается под руководством председателя РВИО Тренажеры по чистописанию в начальной школе – основа грамотной письменной речи Для тех, кто не доучился в вузе, могут ввести «базовый специалитет» Систему школьных олимпиад ожидает кризис доверия из-за использования диалоговых интеллектуальных систем
0

Попытка диалога. Мнения

​Дмитрий ПОНОСОВ, учитель истории, обществознания и права средней школы №2 Перми, лауреат конкурса «Учитель года России-2009», член жюри конкурса «История 90-х».

1990-е годы для России – время очень непростое и противоречивое. Истоки большинства современных политических событий лежат именно в 1990-х. Наверное, пришла пора осознать, что с нами происходило. Как изучать 1990-е в школе? Хотелось бы обратить внимание на то, что школьное образование должно быть вне политики. Учитель должен сделать все, чтобы осветить процесс, но не пропагандировать односторонние взгляды на политические, культурные, социальные события того времени. Главная задача уроков и внеклассных мероприятий, посвященных тому яркому десятилетию, не дать оценку «лихим 90-м», а организовать дискуссию о том, что было. Наверное, мы прошли определенную точку невозврата к прошлому, и теперь у подрастающего поколения необходимо сформировать не разорванную, цельную картину российской истории. Когда я проверял работы, присланные на конкурс, заметил, что уроки учителям писать было легче. В них можно обходить острые углы: просто давать информацию, не раскрывая заложенные в ней проблемы. Рассказ о 1990-х получается ярким: прекрасные презентации, великолепные воспоминания лидеров страны и простых жителей – участников событий. Но в большинстве своем мы старательно избегаем дискуссий. Если же дискуссии начинаются, то очень часто учитель в них выступает проводником. Кажется, что он знает правильный ответ и подводит к нему учеников. Особенно интересно было рассматривать разработки воспитательных мероприятий. Они, как правило, направлены на формирование патриотических ценностей, что само по себе очень хорошо. Если война в Чечне, то героическая, если укрепление суверенитета национальных республик, то «возрастающая любовь к малой родине», разговор о «Программе-2020», перспективах и т. д. Все воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы сформировать у школьников активную позицию. Однако патриотизм и активность опасны без критического мышления. Только некоторые воспитательные мероприятия были направлены на диалог культур взрослых и детей, 1990-х и 2000-х годов. Интересен опыт целой серии из девяти классных часов по проблемам 1990-х: прекрасная разработка, которая может тиражироваться и использоваться учителями. Каждое занятие – завершенный сценарий, его можно провести отдельно, при этом все вместе они составляют целостную картину. Очень здорово, что в основном педагоги выбрали активные методы обучения, они способствуют включению школьников в процесс познания и формируют их отношение к истории.Если все эти разработки были проведены в образовательных учреждениях России, то попытка диалога 2000-х и 1990-х годов состоялась. Очень бы хотелось, чтобы в этом диалоге были услышаны и те, кто делал реформы, и те, кто их продолжает, и подрастающее поколение, которым со всем этим жить. Может быть, тогда все станут более ответственно относиться к делу, которому служат.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте