Дмитрий ПОНОСОВ, учитель истории, обществознания и права средней школы №2 Перми, лауреат конкурса «Учитель года России-2009», член жюри конкурса «История 90-х».
1990-е годы для России – время очень непростое и противоречивое. Истоки большинства современных политических событий лежат именно в 1990-х. Наверное, пришла пора осознать, что с нами происходило. Как изучать 1990-е в школе? Хотелось бы обратить внимание на то, что школьное образование должно быть вне политики. Учитель должен сделать все, чтобы осветить процесс, но не пропагандировать односторонние взгляды на политические, культурные, социальные события того времени. Главная задача уроков и внеклассных мероприятий, посвященных тому яркому десятилетию, не дать оценку «лихим 90-м», а организовать дискуссию о том, что было. Наверное, мы прошли определенную точку невозврата к прошлому, и теперь у подрастающего поколения необходимо сформировать не разорванную, цельную картину российской истории. Когда я проверял работы, присланные на конкурс, заметил, что уроки учителям писать было легче. В них можно обходить острые углы: просто давать информацию, не раскрывая заложенные в ней проблемы. Рассказ о 1990-х получается ярким: прекрасные презентации, великолепные воспоминания лидеров страны и простых жителей – участников событий. Но в большинстве своем мы старательно избегаем дискуссий. Если же дискуссии начинаются, то очень часто учитель в них выступает проводником. Кажется, что он знает правильный ответ и подводит к нему учеников. Особенно интересно было рассматривать разработки воспитательных мероприятий. Они, как правило, направлены на формирование патриотических ценностей, что само по себе очень хорошо. Если война в Чечне, то героическая, если укрепление суверенитета национальных республик, то «возрастающая любовь к малой родине», разговор о «Программе-2020», перспективах и т. д. Все воспитательные мероприятия направлены на то, чтобы сформировать у школьников активную позицию. Однако патриотизм и активность опасны без критического мышления. Только некоторые воспитательные мероприятия были направлены на диалог культур взрослых и детей, 1990-х и 2000-х годов. Интересен опыт целой серии из девяти классных часов по проблемам 1990-х: прекрасная разработка, которая может тиражироваться и использоваться учителями. Каждое занятие – завершенный сценарий, его можно провести отдельно, при этом все вместе они составляют целостную картину. Очень здорово, что в основном педагоги выбрали активные методы обучения, они способствуют включению школьников в процесс познания и формируют их отношение к истории.Если все эти разработки были проведены в образовательных учреждениях России, то попытка диалога 2000-х и 1990-х годов состоялась. Очень бы хотелось, чтобы в этом диалоге были услышаны и те, кто делал реформы, и те, кто их продолжает, и подрастающее поколение, которым со всем этим жить. Может быть, тогда все станут более ответственно относиться к делу, которому служат.
Комментарии