Исключения с приключением
Рифмованные правила легко заучивать. Но как быть со словами-исключениями, которые относятся ко второму спряжению? Четыре глагола на -ать и семь глаголов на -еть. Срифмовать их несложно, но можно ли поручиться, что ученика не захлестнет инерция глагольной рифмы и вместо, скажем, “дышать” или “держать” коварно не втиснется в строфу слово “мешать” или “шагать”? Да мало ли слов на -ать!
Любое запоминание менее обременительно и более долговечно, если использовать ассоциативную связь между нужными словами. Итак, сочиняем рассказ, попутно записывая на доске ключевые слова, которые необходимо запомнить.
“Держи вора!
…Тихий вечер. Дружелюбно светится оконце маленького домика. Его хозяин умиротворенно пьет чай с вишневым вареньем. У хозяина-гномика есть собственный сад. Роскошный, благоухающий, таинственный.
Но что это? Хозяин-гномик насторожился и прильнул к окну. Он слышит шорох! Фруктовый воришка! Сейчас ты узнаешь, как красть чужой урожай! Миг – и раздаются хруст, топот. Погоня! Злодея гонит неугомонный гном! Вот оба свернули на полевую тропинку – кросс продолжается! Оба тяжело дышат, но не сходят с дистанции! Ах, этот южный черный вечер – хоть глаз выколи! За кем гонится гном – и сам не знает. Вдруг выплыла луна – теперь рачительный садовод видит злоумышленника! Им оказался…заяц. Судьба косого полностью зависит от настигающего его разъяренного хозяина. Ах, как же он ненавидит эти вишни, пропади они пропадом! Но поздно сокрушаться о содеянном – цепко держит ушастого запыхавшийся гномик, вертит настигнутую добычу во все стороны так яростно, словно желает душу из него вытрясти! И смотрит с укором, провозглашая: “Эх, сосед лесной! Обидел ты меня своим вероломством! Терпеть не могу воришек! И твоих пакостей не потерплю! Беги прочь со всех ног – так, чтоб я догнать не смог!”
Концовку предлагаю дописать детям самостоятельно. Увлеченные сюжетом, они азартно принимаются за сочинительство. Тем временем подчеркнутые глаголы записываются в той же последовательности, но в инфинитиве. Получается следующее:
Слышать, гнать, дышать и видеть.
А зависеть – ненавидеть.
Так держать, вертеть, смотреть!
И обидеть, и терпеть.
Теперь это не бессмысленно срифмованные глаголы – за каждым словом стоит образ. Строфа – цепочка образов.
…Мои первые ученики, окончившие школу семь лет назад, помнят глаголы-исключения до сих пор, как помнят рассказ о ночном воришке и храбром гномике.
Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН,
заслуженный учитель Карелии,
финалист конкурса “Учитель года России”
Комментарии