Команда союзников
Как заинтересовать детей? Вечная учительская забота. Я часто использую нестандартные формы урока. Например, в пятых-шестых классах провожу компьютерный урок по истории. Знания учеников оценивает не учитель, что для них привычно и обыденно, а компьютер. Я разрабатываю содержательную часть программы, готовлю вопросы, а учитель информатики вводит все это в машину.
Еще одна форма – совместные уроки, когда присутствуют не только дети, но и их родители. Такой урок я провожу раз в год, последний был в декабре. Тема – история Древнего Востока. Все организовано в виде игры: команда родителей и две команды детей. И те, и другие отвечают на вопросы, выполняют задания. Кто выигрывает? Последний раз победила детская команда. Родители очень старались, но проиграли.
В ходе подобных уроков все три стороны – ученики, родители, учитель – приобретают очень много. Детям всегда приятно показать мамам и папам, что они знают и умеют. То есть присутствуют и элемент самоутверждения, и одновременно обычный детский интерес: “А на что способен мой папа, если мы находимся в равных условиях?” Родители, со своей стороны, видят детей в работе и могут наглядно убедиться, соответствует ли уровень знаний ребенка оценке, которую тот получает. Что же касается учителя, после подобных уроков родители, как правило, становятся моими союзниками и помощниками.
Валерий СТОЛЯРОВ,
учитель истории и обществоведения языковой гимназии им. А.Кольцова, зам.директора по учебной работе
Воронеж
Картам – место
На уроках химии мы играем в карты. Этот прием я начала использовать случайно. При изучении темы “Знаки химических элементов” принято давать домашнее задание: изготовить карточки с изображением химических знаков. Ребята предложили использовать эти карточки как карты и с помощью их проверять полученные знания.
Игру мы назвали “Умник”. Заключается она в следующем. Ученики образуют группы по 5-6 человек. Каждая группа получает по 6 карт. Задача: прочитать знак на карте, полученной от соседа справа. Если ответ верен – карта бита и идет в отбой. Если нет, то ученик забирает карту и пропускает ход. Проигрывает тот, у кого в конце игры остаются карты.
При изучении последующих тем мы изготавливаем другие карты – с формулами простых и сложных веществ. В игре задача ставится учителем в зависимости от темы урока и дидактической цели. Например, изучая тему “Простые и сложные вещества”, ученики должны назвать формулу вещества, определить простое оно или сложное.
К концу года эти же карты можно использовать, проверяя знания классов соединений, названий сложных веществ, умения определять степени окисления и многое другое.
Л.БОРОДИНА, учитель биологии и химии Бубновской основной школы
Бубново,
Корочанский район,
Белгородская область
Комментарии