Центр образования №1884 с 2010 года работает как ресурсный центр по апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. 2011-2012 учебный год для нас второй год работы по ФГОС.
Из пяти вторых классов 2-й «В» обучается по образовательной системе «Школа 2100», которая составлена в соответствии с требованиями стандартов. Перед учителем стоит нелегкая, но очень интересная задача: формировать УУД на базе УМК на уроках любого предмета, а также во внеурочной деятельности. Чтобы быть готовой к работе по новым стандартам, необходимо было освоить содержание основных документов государственного стандарта, принять идеологию ФГОС, переосмыслить собственную деятельность в отношении использования форм и методов образовательной деятельности, способствующих развитию личности ребенка, постоянно работать над собой, повышая профессиональную компетентность.Начинать новое всегда страшно, но и интересно. В нашем Центре образования есть все условия для реализации поставленной задачи. В школе каждый учебный и административный кабинет, а также библиотека оборудованы АРМ, школа подключена к сети «Интернет», создан и развивается медиацентр; учителя и учащиеся пользуются возможностями Интернета как по отдельным предметам, так и в работе по обмену опытом с другими школами и организациями, имеющими сайты. Школа имеет собственный сайт в Интернете (www.school1884.ru); на сайте nachalka.seminfo.ru наш класс как пилотный имеет свою страницу в информационном образовательном пространстве, я как учитель работаю в нем совместно с учениками и родителями. Рабочее место учителя в нашей школе оснащено необходимой для продуктивной деятельности аудио- и видеотехникой, позволяющей разнообразно использовать информационные технологии. В комплексе я использую интерактивную доску, телевизор, музыкальный центр для подготовки к урокам. Принтер, сканер и ксерокс – незаменимые помощники в создании дидактического и раздаточного материала к урокам, для оформления творческих работ и выставок учащихся.Не устаю удивляться, как интерактивные технологии способствуют формированию устойчивой мотивации к учению, с одной стороны, а с другой – развивают потенциальные возможности и мои как педагога, так и моих учеников. Могу отметить, что очень сложно учителю совместить на уроке решение двух задач: создать условия усвоения содержания предметов и научить деятельности, тем более что эту проблему приходится решать в рамках одного урока.Из урока в урок необходимое условие эффективности познавательной коммуникации – активность сторон и взаимопонимание. Все чаще возникают вопросы: что я делаю, зачем я это делаю, что бы я улучшила в своем дальнейшем учении? То есть формируется рефлексия. Учащиеся усматривают смыслы в своих действиях, соотнося действия с результатом, осознают приобретенный опыт, а это есть залог осмысленного обращения к собственному опыту ребенка.Благодаря разнообразию программного обеспечения учащиеся и учитель могут конструировать и чертить прямо в компьютере, например, на уроках математики во время изучения темы «Периметр и площадь фигур». На уроках окружающего мира есть возможность подключения к компьютеру цифрового фотоаппарата и видеокамеры, а значит, можно просмотреть файлы, проанализировать отснятый материал, подготовить слайд-шоу или создать фотоальбом. Особое место в моей работе с учащимися занимает работа с компьютерами MacBook. Соглашусь с мнением директора Института новых технологий образования (ИНТ) Еленой Булин-Соколовой, которая считает, что компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную его часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.Работа на MacBookах в программе «ПервоЛого» позволяет осуществлять проектный подход как на уроках, так и на внеурочных занятиях по всем направлениям учебного плана, а также объединять на одном уроке различные школьные дисциплины. Интегрируя работу с текстами, графику, программирование, мультипликацию и звуки, программа «ПервоЛого» становится средой, позволяющей детям создавать собственные мультимедийные проекты «Живая открытка», «Моя семья», «Красная книга», «Мой пушистый друг», «Профессия моих родителей» или «Моя будущая профессия». Инструментом, помогающим организовать проектную деятельность детей, становится компьютер. От пассивной модели обучения (учитель делает что-то на глазах у детей, которые должны запомнить, записать и воспроизвести) ребенок попадает в условия активной деятельности, когда дети начинают действовать самостоятельно. Один из важнейших технических навыков, необходимых для уверенной работы с компьютером, навык клавиатурного письма, который они осваивают, работая с программой «Клавиатор». У учителя возникает возможность развивать коммуникативные способности ребенка не после развития психомоторных навыков письма, а параллельно с ними.Продолжением уроков становится внеурочная деятельность учащихся. В основе этой работы лежат систематические занятия конструированием с использованием наборов LEGO на уроках и во внеурочной деятельности, а также нового конструктора в линейке роботов LEGO «ПервоРобот», LEGO WeDo. Конструктор LEGO дает возможность знакомить детей с окружающим миром посредством игры и творчества. Знания о фараонах, о Древнем Египте ребята закрепляют, возводя лего-пирамиды. Играя в космонавтов и создавая космические корабли, они узнают о невесомости, спутниках, кометах. Изучая тему космоса, ребята могут пофантазировать и конструировать своих инопланетных жителей, а заодно и поделиться своими достижениями с другими детьми. В непринужденной игровой форме, подбирая нужную по размеру, форме и цвету деталь, ребята закрепляют эти понятия, учатся считать, сравнивать, анализировать. Такие занятия расширяют кругозор ребенка, развивают его речь. Например, на уроке окружающего мира по теме «Помоги птицам зимой» мы конструируем из LEGO различные макеты кормушек, а на занятии во внеурочной деятельности строим модель «Поющие птенцы» и составляем такую программу, чтобы птенцы пели и танцевали. Путешествуя по Африке, дети кормят голодного аллигатора, будят спящего льва, играют в ладошки с обезьяной. Благодаря использованию конструкторов LEGO у детей развиваются пространственное мышление, воображение, фантазия, эстетические представления, умение рассуждать и рассказывать. Практика показывает, что темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой деятельности, дети усваивают лучше.Критерий освоения материала учебных тем – успешное выполнение учениками задач по моделированию и итоговая защита проекта. А выставка работ после окончания каждой темы дает возможность оценить художественные и творческие способности детей. Дети нашего класса подготовили проекты «Обитатели подводного царства», «Путешествие в Африку», «Наши любимые сказки», «Спорт и его виды», «В царстве у Легоши». На защите проекта каждый ученик делает сообщение, в котором дает обоснование принятым им решениям для выполнения поставленной задачи. Все это формирует умение отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать каждый этап выполнения работы, необходимость учитывать не только свои возможности, но и мнение, навыки партнеров по команде. Ребята используют мультимедиапрезентации.Использование современного оборудования в учебной и во внеурочной деятельности стало инновационной стороной моей педагогической практики, что способствует многогранному раскрытию моих ребят. Ученик одновременно становится участником происходящих событий, участником живой коммуникации, определяющей условия речевого и интеллектуального развития, с одной стороны, и духовно-нравственной стороны – с другой. Важно выстроить партнерские взаимоотношения с родителями, которые сегодня мои единомышленники. Немаловажную роль играет атмосфера в работе коллектива Центра образования, основанная на сотрудничестве, поддержке и взаимопонимании.Л.КРЫЛОВА, учитель начальных классов ЦО №1884
Комментарии