В современных социально-экономических условиях пребывание ученика в прекрасной, оранжерейно-домашней атмосфере «школьных годов чудесных» оказывается в некотором роде анахронизмом. Да, школа по-прежнему оплот заботы, сопровождения, наставничества и «внутреннего мониторинга», но она не может не – и даже должна! – быть максимально открыта большой жизни с ее объективными законами. В частности, законами внешней оценки, экспертизы. И в еще большей частности – внешней оценки успешности в предмете. Такие формы сегодня, безусловно, представлены все палитрой итоговой аттестации: ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, а также итоговыми сочинением и собеседованием. Однако без точечного промежуточного контроля эта система, наверное, была бы неполной. Потому несколько лет назад в образовательную практику вошли так называемые всероссийские проверочные работы, или ВПР.
Цель таких видов учебной аттестации – демонстрация уровня успешности в той или иной дисциплине. Календарно-тематическое амплуа – срез, итоги которого в большей мере информация к размышлению, но и все-таки оценка. А потому, с одной стороны, специальной подготовки может и не быть. С другой стороны, сами ВПР оказываются тренинговой процедурой, а варианты ВПР – регулярной самопроверкой, не имитирующей, а создающей условия для внешнего (= объективного) контроля. Гарантия качества такой аттестации налицо: федерального уровня оценка по предмету.
И на фоне такого пассионарного заявления хочется спросить лишь о том, всякая ли тренинговая (см. «авторская») ВПР отвечает тем требованиям, которые обеспечивают ее государственный аттестационный потенциал. Ответ очевиден, но должен быть нюансирован: если мы читаем, что «приказом №699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях», то можем быть уверены в истинности такой оценки. И в этой связи готовы обратить внимание на очередную, но и вдохновленную опытом предшествующих аналогичных изданий книгу – «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 7 класс: 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС / Л.Ю.Комиссарова, А.Ю.Кузнецов» (Издательство «Экзамен»).
Каждый семиклассник, каждый педагог и родитель сможет в этом сборнике обнаружить то, что позволит направить работу по русскому языку в верном русле.
Сборник состоит из двух частей; первая имеет акцент на предметной, то есть языковой и языковедческой, составляющей, а вторая – на метапредметной, а именно текстоведческой и лингвостилистической.
Открывается каждый вариант так называемым слепым текстом, который требует от семиклассника: а) вставить пропущенные буквы; б) расставить недостающие знаки препинания; в) раскрыть скобки, показывая слитное, полуслитное (дефисное) или раздельное написание; г) выбрать орфографический вариант из двух возможных. Казалось бы, классика, но именно опора на незыблемое в изучении русского языка – основа собственно предметной результативности. Для данной ступени образования векторами проверки оказывается аттестация по таким магистральным (и непростым!) орфографическим правилам, как «Н и НН в разных частях речи», «НЕ с разными частями речи», «НЕ и НИ в практической грамматике», «Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний» и некоторым другим. Помимо этого, замечательные, заботливо подобранные авторами тексты И.С.Тургенева или П.П.Семенова-Тян-Шанского пунктуационно адекватны уровню семиклассников: базовые для них правила об однородных или некоторых обособленных членах, о сложном предложении, а иное (работа с вводными конструкциями или обстоятельствами, выраженными сравнительным оборотом) визуализировано, именно потому не проверяется, но демонстрируется (что тоже важно для перспективы).
Работа с текстом ведется не только в направлении тренинга данных правил, но и в русле комплексной письменной работы с исходным материалом, ведь школьник должен записать весь текст, таким образом дополнительно оттачивая: а) внимательность; б) аналитичность; в) навык проверки собственного текста. Последнее особенно важно: традиционно во время сдачи итоговой аттестации именно этот этап наименее осмыслен и подготовлен абитуриентами, поэтому начинать формирование данного умения нужно (!) уже сейчас, еще во время работы с «чужим» материалом. В этой связи стереоформат «слепой текст – записанный текст» позволяет это сделать более конструктивным образом.
По завершении первого задания семиклассник должен провести лингвистический анализ, или, по-школьному, разбор некоторых слов или предложений. Нумерация, привычная для учащихся благодаря учебникам, в виде верхних индексов завершает необходимую текстовую единицу. Из всего спектра подобных заданий ВПР в 7‑м классе актуализирует три: морфемно-словообразовательный разбор, морфологический разбор и синтаксический разбор. Данное аналитическое грамматическое трио адекватно образовательной ступени: завершение изучения морфологии и морфологического конструирования, а также выход на функциональный, синтаксический аспект языка.
Следующие два задания опираются на асимметрию морфологического и синтаксического значения, а также непосредственно на грамматическую омонимию. Семикласснику необходимо определить, где в предложенных микроконтекстах употреблен предлог (задание 3) / союз (задание 4), а где – близкое по звучанию и / или написанию слово иной части речи. Данная работа продуктивна не только в свете обобщения знаний и умений в области морфологии, но и в связи с орфографической дифференциацией, ведь известно, что правописание предлогов и предложных сочетаний / союзов и союзных сочетаний – одно из самых непростых правил русского языка.
Переключение внимания школьников – одно из важнейших направлений современной методики преподавания, потому что таким образом формируется многозадачное сознание, актуальное в современном профессиональном сообществе. Потому и ВПР по русскому языку по завершении морфологических штудий требует выполнения следующего задания, направленного на знание орфоэпии. В частности, семиклассник должен продемонстрировать искушенность в вопросах современной отечественной акцентологии, расставив ударение в четырех предложенных лексемах. Л.Ю.Комиссарова и А.Ю.Кузнецов подбирают среди прочих и случаи с традиционно непростой «судьбой» (например, различные представители словообразовательного гнезда «баловáть»), и с диспозитивной орфоэпией (в частности, сочетание с проклитикой и энклитикой «пó двóе»).
Задания, связанные с нормативным аспектом изучения языка, продолжаются в виде упражнения, посвященного соблюдению грамматических норм. Очень важное умение для тех, кто, завершая изучение классической морфологии, начинает осваивать функционирование словоформ в потоке речи. Во-первых, это целесообразно в русле формирования навыков написания полноценных сочинений (в частности, сочинений-рассуждений). Во-вторых, это подготовка к выполнению одного из традиционно непростых заданий ЕГЭ (речь идет о задании 8). В-третьих, это залог будущей, послеобразовательной грамотности.
Завершают первую часть заданий упражнения на знаковые для семиклассника пунктуационные правила. В отличие от текстовой представленности этих нормативных позиций в данном случае предлагается выполнение аспектного анализа пунктограмм: определения, выраженные причастными оборотами, обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастными оборотами, однородные члены предложения, сложное предложение. Задание важно и как формирование навыка проверки написанного, и как отработка умения вести пунктуационный анализ, особенно в связи с наличием упражнения подобной направленности в ЕГЭ по русскому языку.
Вторая часть представляет собой текстоведческий и лингвостилистический практикум, позволяющий демонстрировать метапредметный арсенал ученика, ведь работа с текстом, в частности смысловое чтение, – универсальный способ деятельности в образовании. И в этой связи понятно, почему первое задание (№9 по порядку следования) – это определение основной мысли.
Традиционно непростой оказывается дифференциация понятий темы, проблемы, идеи, замысла, основной мысли, а потому вынесение последней категории на аттестацию в формате ВПР чрезвычайно перспективно. Выполняя задания по текстам В.П.Крапивина, Ю.Я.Яковлева, Л.А.Чарской и других, семиклассники начинают лучше понимать специфику авторской точки зрения, которая и становится основной мыслью данного текста.
Закономерно продолжает работу задание, связанное с определением типа речи, ведь именно он показывает путь, который проходит сознание писателя. Кроме того, актуализация школьной триады описания, повествования и рассуждения в неменьшей мере продуктивно для дальнейшего речетворческого вектора языковедческого образования. Помимо этого, определение типа речи конкретного фрагмента – это аналитика, в основе которой осмысленное представление о тексте как о сложно организованном единстве. В перспективе это поможет школьникам в создании собственного текста сочинения.
Последние четыре задания оказываются работой со средствами, формирующими текст, и, следовательно, средствами передачи авторской мысли. Так, задание 11 – это понимание фактуальной информации, то есть осознание истинности наблюдений над непосредственным содержанием. Это по-настоящему значимо для учащихся, так как в современной демоверсии ЕГЭ, создавая сочинение, абитуриент должен написать текстуальный комментарий, представляющий собой объяснение роли информационных блоков («примеров-иллюстраций») в исходном тексте. На базе посильных и доступных произведений семиклассники могут успешно тренировать умение находить такие компоненты и видеть их аутентичную природу.
Формирование навыка внимательного отношения к авторскому слову осуществляется при выполнении заданий 12 и 13. В первом необходимо осмысление контекстуально актуального значения и смысла слова, что позволяет семикласснику быть внимательным при любом словоупотреблении. Во втором требуется провести работу с коннотативными (стилистическими, идиостилистическими, прагматическими) обертонами слова, а это непосредственно влияет на формирование языкового чутья при выборе как слова из синонимического ряда, так и, например, авторского деривата для собственного употребления.
Наконец, завершает вариант замечательное задание на лингвокоммуникативное толкование пословиц или поговорок. Это еще одно движение в сторону форм итоговой аттестации, где в ОГЭ необходимо продемонстрировать навык лингвистической интерпретации, а в ЕГЭ – интерпретационного обоснования. Семиклассник, выполняя такое упражнение, закладывает основы успешной сдачи будущих судьбоносных экзаменов.
Комментарии