На восьмой год в лагере «Большое Приключение» родился афоризм: «Нет плохих детей, есть плохие инструктора». Так ли это – не берусь судить, но точно: «Большое Приключение» работает качественно только в том случае, если в нем трудятся достойные сотрудники, в первую очередь это относится к инструкторам. Для них мы написали пособие, два года проводим теоретические и практические школы-семинары и вот в прошлом году изобрели записную книжку. Заполняет ее инструктор ежедневно: размышляет о себе и о детях, грамотно излагает свои мысли, анализирует успехи и ошибки. Записная книжка отличается от личного дневника своей обязательностью и публичностью. Она не единственная эпистолярная обязанность инструктора, еще есть журнал группы, служебные анкеты, регулярные SMS-послания с маршрута в лагерь, маршрутная книжка. Все это позволяет руководству лагеря контролировать инструктора. Но не поймите неправильно: записная книжка существует не для контроля. Мы-то хотим, чтобы она стала помощником инструктора. Вот фрагменты из записных книжек.
ГУГНИНА Ольга, Липецк
Группа москвичей из школы-интерната №43 – четыре мальчика и шесть девочек – приехала впервые, из-за отсутствия информации ни дети, ни сопровождающий совершенно не представляли, куда они едут. Но настрой группы положительный, все хотят учиться и пойти в поход, только боятся.
С каждым днем убеждаюсь, что мне крупно повезло – замечательные дети: совестливые, уважительные, трудолюбивые. Но учить их приходится с нуля, показывать тысячу мелочей, попутно объясняя, почему надо делать так, а не иначе. Тент вешаем четвертый раз, и возникают все новые нюансы. Бывают курьезные случаи: Нина дежурит. Сижу поодаль и контролирую процесс. Вспоминаем вместе: на 3 кружки крупы – 6 кружек воды. Нина быстро собирает в руки 6 кружек!
Эта девочка появилась в лагере в босоножках на шпильках и декольтированной кофточке. Зато она же быстро подружилась со слабослышащими ребятами и научилась разговаривать жестами.
Артемка – трудолюбивый, любознательный, но физически очень слаб: перешел в 7-й класс, а по виду скажешь, что третьеклассник. Рома – самый высокий, видный и старший – не оправдал моих надежд: инфантилен, выбирает то, что полегче, или вообще отлынивает от дел. Если я делаю ему замечания, то он начинает кивать на других, не понимая, что именно он задает общий тон среди мальчиков.
Владимир НИЗРЮХИН, Луганск
1-й день. Конфликты сглажены усталостью.
2-й день. На тихой воде отвлекаю ребят от монотонной работы обещаниями мощных порогов и рыбалки.
3-й день. Пороги сплачивают «врагов». Цель общая, еда тоже. Учатся делить поровну.
4-й день. Постоянное давление с моей стороны гасит мелкие конфликты.
5-й день. Вытащил и козырную карту – магазин. Спекулирую на этом нещадно. Остальное по плану.
6-й день. Первая баня + день рождения + пирожное «ежики» = все хорошо.
7-й день. Конфликт такой: Дима – лидер, постарше других, с развитым чувством юмора, но – юный скептик. Ваня – был во Франции, еще где-то на Востоке, слегка неуклюж, но очень независим. Дима + Артем – на одном катамаране, Ваня – на другом. Постоянные приколы и смех, грести некогда. Решение: пересаживаю Диму на катамаран к Ване. Результат превзошел ожидания.
9-й день. Пристать к берегу сложно. Торчит топляк, и сухие деревца стоят часто. Психологическое состояние нормальное.
12-й день. Дневка. Последняя капля в кружку хороших взаимоотношений. Много сна, хорошая еда, баня. Появилась терпимость.
13-й день. ГЭС. Все расслабились. Иногда появляется раздражение. По-моему мнению, из-за близости окончания похода, ведь уезжать не хочется.
15-й день. Все настроены добродушно. Видны результаты моей психологической работы.
Петр ПЛОНИН, Иваново
Группа из Москвы: девять детей от 12 до 17 лет, три девочки и шесть мальчиков. Сопровождающая – студентка Сусанна, 18 лет. Первый раз в лагере, большинство никогда не ходили в походы, но настрой положительный, кроме Веры и Светланы, которые хотят домой. Вера отказалась проходить упражнения 2-го веревочного курса…
Илья – молчун, исполнительный, скромный, курит. Александр Первый – «рыжий» и «поперечник» (любит делать поперек), но тут же может попросить прощения, ругается матом, курит, реакция замедленная. Андрей – рассудительный, добрый, отзывчивый, самый сильный в группе, но этим никак не пользуется. Александр Второй – «кадет», скромный, исполнительный, в группе – источник шуток, младший из мальчиков. Арсений – «педагог», знает, как надо вести себя и учит постоянно сопровождающую. В общении использует жаргон: «замутить», «нестабильно» и т.п. Его брат Константин – внешне совсем другой, лидер, сдержан, осторожен, с друзьями общается только на матерщине, со взрослыми адекватен, будущий милиционер, много курит. Сусанна – хорошо подходит на роль сопровождающего, исполнительна, легко отзывается на просьбы, заботится о детях (почти ровесниках), курит.
У многих ребят была мечта – походить на каяке в лагере, эта мечта сбылась – все довольны.
…Четвертый день. Наращиваю нагрузку. Делаем остановки для отдыха все реже – только в красивых местах. Например, в урочище Чирка-Кемь, где установлен поклонный крест, надпись на котором гласит, что на этом месте стояла церковь, которую сожгли шведы в 1611 году. К порогам уже привыкли, и их так много, что от них устали. Порог Рок первый катамаран прошел без проблем. На втором – при выходе из порога, где надо уходить влево, Андрей, сидя слева на корме, по команде «Табань!» стал усиленно грести – катамаран снесло на камни. Столкнули самостоятельно. Устали все так, что обошлись без вечерних посиделок.
Александр ЛАВРЕЦКИЙ, Минск, Белоруссия
Вначале было очень тяжело. Группа вроде бы и хорошая, но надо постоянно подгонять: делай то, делай это, греби и т.д. И большие проблемы с погодой – встречный, очень сильный ветер. Думаю, это и давало толчок к мысли: «Мне тяжело!!!». Но сквозь зубы продолжаешь делать свою работу – хочу этого или нет.
Дарья ЛЕВКОЕВА, Москва
Все мирно и спокойно. Очень хорошие детки: исполнительные, ответственные, помогают друг другу. Есть пара «лентяев», но и они достаточно делают, особенно если входят в какую-либо должностную группу.
Саша (не рокер) – ответственный, любознательный, в самостоятельном походе – командир, коллектив прислушивается к его слову. Саша (Малинка) – жизнерадостная, активная в некоторых ситуациях, но не все согласна делать, быстро устает. Аня (лесная девочка) может все время провести в лесу, любит одиночество, ребята с ней не очень общаются. Герман – флегматичный, рассудительный, к его словам прислушиваются, исполнительный, заботится о слабом поле. Женя – ворчун, грубоватый, но выполняет все свои обязанности. Ваня – любознательный, проявляет инициативу без всяких просьб, энергичный. Сопровождающая Юля – активна, имеет влияние на группу, хорошо мне помогает. Мы сработались. В целом, группа очень хорошая, если не сказать отличная.
Светлана ЩЕРБОНОС, Липецк
Группа из Москвы, в группе 6 девочек и 4 мальчика. Не курят только трое. Вытянуть ребят из курилки сложно. У половины группы нет ложек, чашек, мисок, необходимой обуви. Все приехали по социальным путевкам.
Первый день похода. На первом же пороге попали в «шкуродерку». Хорошо проявил себя Саша, совершенно пассивный в лагере. Все симпатии девочек на его стороне. Кристина гиперактивна! Ее даже тормозить приходится, чтобы немного успокоилась. Наташа постоянно нудит и жалуется. А вот Юля (!) считает, что все «прикольно». Девочки гребут неплохо. Хорошо проявляет себя Лена, которая настроена очень позитивно. Это хорошо, ведь ребята за ней тянутся, ищут ее одобрения.
Второй день. Юля уже и забыла, что просилась домой.
Третий день. Наконец-то солнце! Ребятам веселей стало. Даже «нытики» решили, что не все так плохо.
Четвертый день. Юля совсем затосковала. Она пытается спровоцировать на конфликт Лену, но та все обращает в шутку, и всем смешно. Ребята устали, завтра устроим дневку. Девочки разделились и в лагере. Катя ни к кому не примкнула. Она ведет себя просто как Маугли. Похоже, что дома ею никто не занимается. Она из многодетной семьи, где, кажется, она никому не нужна.
Шестой день. К вечеру погода испортилась, пошел дождь, ветер сильный. Ночью была гроза. Все скисли…
Ольга ГУГНИНА, Липецк
Группа из школы-интерната № 30 г. Москвы (слабослышащие дети). Семеро из десяти уже были в лагере. Группа сплоченная, у всех ребят есть желание участвовать в подготовке к походу. Сопровождающий (Екатерина Павловна) знает ребят с начальных классов, ответственность и забота о ребятах – ее основные качества.
1-й день похода. Дружно собирали катамараны, девочки готовили обед. Предложение выбрать дежурных на последующие дни группа не поддержала, решили: готовить будут девочки, мальчики отвечают за костер, воду. Оказалось, что Катя органически не переносит Димона, безобидного, добродушного парня. Причем до такой степени, что не желает сидеть рядом с ним на катамаране.
2-й день. С некоторыми детьми установился контакт, другие держатся на дистанции. Заметила, что настороженно присматривается ко мне Саша Александров (Алекс), видимо, испытывая сопернические чувства (он в группе лидер). Но сегодня сделан первый шаг – началось общение на грибную тему.
3-й день. Лучше узнаю ребят. Пришла к мысли, что, когда инструктору попадаются группы, уже побывавшие прежде в лагере, помимо явных преимуществ есть и скрытые трудности, которые обнаруживаются, как правило, на маршруте: трудно удержать роль лидера. «Знаем, плавали» – такова позиция бывалых. Если чему-то научились раньше, но неправильно выполняют приемы, трудно переучить или убедить применить другой вариант; идет постоянное сравнение походов.
Записные книжки читала Екатерина КОЛЕСНИКОВА
Спонсоры «Большого Приключения»: «Никомед» – генеральный спонсор; «Макдоналдс», «Юнилевер», «Каргилл», агропромышленный холдинг ОВА, «Быстров», ООО «Тав», МПК «Крекер», «Эрконпродукт», «Богучарово-маркет», ООО «Товарное хозяйство», Biomill (корм для собак).
Дмитрий ШПАРО
Комментарии