Недавно Президент России Владимир Путин поддержал инициативу ряда кадетских общественных организаций, нацеленную на возрождение системы попечительства над кадетскими учреждениями. По российской традиции общее руководство таким попечительством возлагалось на одно из высших должностных лиц государства. Эту благородную миссию с согласия Президента РФ взял на себя председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ. Он рассказал об организации этой деятельности.
– Сергей Михайлович, как сегодня обстоят дела с кадетским образованием в России? Почему вы решили заняться этим направлением деятельности и решили возглавить Попечительский совет над кадетскими учреждениями?
– В настоящее время идет процесс возрождения кадетского образования и института попечительства над кадетскими учреждениями, чему способствуют общественные кадетские объединения. Президент России поддержал инициативу, выдвинутую от имени ряда кадетских общественных организаций Международной ассоциацией суворовских, нахимовских и кадетских объединений и Фондом содействия кадетским корпусам им. А.Б. Йордана, по возрождению системы попечительства над кадетскими учреждениями. Работа уже начата и в ближайшее время под моим руководством будет сформирован федеральный Попечительский совет.
Реальное положение дел во многом определяется отсутствием законодательной базы для кадетских корпусов. В Федеральном законе «Об образовании» нет норм, определяющих, что такое кадетское образование, каковы его задачи и особенности.
70 кадетских корпусов находятся в ведении Министерства образования, 19 учебных кадетских заведений – ведомственные, созданные по инициативе силовых структур – Минобороны, МВД, МЧС, Минюста и Погранслужбы, а закона, регламентирующего условия и требования к кадетскому образованию, еще нет, хотя о его необходимости давно говорят на самых разных уровнях.
– Но существуют кадетские корпуса вполне легально, дают хорошее образование и свидетельства об образовании государственного образца. Кадетские учебные заведения очень популярны у детей и их родителей, в них большие конкурсы при поступлении. Чем мешает делу отсутствие закона?
– Конечно, кадетское образование – это марка, это качественные знания, дисциплина, физическое и духовное здоровье. Ведь создавались сегодняшние кадетские корпуса энтузиастами патриотического воспитания подрастающего поколения и качественного образования, соответствующего лучшим российским и мировым стандартам. Но общей нормативной базы их деятельности нет, а значит, нет системности, единообразия требований и критериев кадетского образования. Вот и открываются кадетские учреждения под разной «юрисдикцией», на основе различных нормативов – на усмотрение местных властей.
Подразумевается (таково общее мнение), что кадетский корпус – это пансионат закрытого типа с особым режимом обучения, со своими программами, которые кроме среднего дают начальное военное образование. При этом никто не скажет, например, что такое «начальное военное образование», такого звена вообще нет в системе военного образования. Так что кадетские корпуса, если называть вещи своими именами, существуют в России де-факто, но до сих пор, увы, не де-юре.
– Каково, с вашей точки зрения, будущее кадетского образования?
– Кадетское движение должно развиваться и расширяться, так как это позитивная и очень необходимая для России система образования и воспитания. В наше непростое время, когда наркомания и преступность, экстремистские группировки среди подростков приняли угрожающий характер, именно кадетские корпуса могли бы переломить ситуацию.
Не просто спасти детские души и жизни, но и дать России настоящих патриотов, людей, всецело и искренне преданных своему Отечеству. Уверен, что именно кадетским корпусам удастся возродить и сохранить лучшие традиции русского офицерства, высокую духовность и ответственность. Государство должно уделять особое внимание институту кадетского образования. Поэтому я дал согласие возглавить Попечительский совет над кадетскими учреждениями, получив поддержку главы государства в этом вопросе.
– Чем займется Попечительский совет?
– В числе первоочередных задач будут подготовка законодательной базы по кадетскому образованию, а также вопросы финансирования кадетских образовательных учреждений. Нужны общие правила открытия и регистрации кадетского корпуса, его финансирования и функционирования. Не исключено, что на начальном этапе будет нужна специальная федеральная программа, которая в том числе будет включать подготовку образовательных стандартов и повышение квалификации преподавателей кадетских образовательных учреждений. Уже становится очевидной необходимость специализированной подготовки преподавательских кадров, которые смогут работать по программам суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов. Ведь есть определенная специфика обучения, которую везде трактуют по-своему и которая должна наконец-то обрести форму единого федерального стандарта кадетского образования.
Ну и, конечно, Попечительский совет будет заниматься проблемами каждого кадетского корпуса, суворовского и Нахимовского училища, которые обратятся к нам за помощью. Будем изыскивать возможности оказать конкретную помощь по каждому обращению.
Вопросы поддержки и организации кадетского образования – не второстепенные и не могут «подождать». У нас в стране большие проблемы не только с рождаемостью, но и с гражданским воспитанием подростков. Нам нужна молодежь, которая сможет изменить лицо государства, сделав его более ответственным, социально ориентированным, культурным и патриотичным. Чтобы не шальные заработки и «красивая» жизнь были ориентирами для молодежи, а достойный труд и служение на благо своей Отчизны. Чтобы материальное благополучие и уважение к самому себе, своей стране были в общественном сознании равноценны. И начинаться патриотическое воспитание должно тогда, когда ребенок делает первые шаги во взрослом мире. Например, когда впервые примеряет форму кадета российского кадетского корпуса.
Комментарии