search
main
0

Попечение – интеллектуальная поддержка вуза

23 января 2012 года в главном корпусе Московского городского педагогического университета под председательством министра образования Москвы Исаака Калины состоялось первое заседание попечительского совета МГПУ, в состав которого входят 19 представителей государственных, правительственных, общественных организаций и СМИ.

На этот раз не все могли приехать – дел у всех невпроворот, но те, кто приехал, не пожалели. Многие из членов попечительского совета знакомы друг с другом. У генерального директора центра «Преодоление» Любови Кезиной, депутата Госдумы РФ Александра Хинштейна, директора ЦО №548 Ефима Рачевского, директора ЦО №109 Евгения Ямбурга, председателя Комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы Виктора Круглякова, руководителя Московского бюро по правам человека Александра Брода, главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова, члена Совета Федерации Константина Титова, председателя совета директоров ОАО «Лечебный центр» Андрея Калмыкова и генерального директора ОАО «Лечебный центр» Владимира Шляпникова, главы городского округа Самары Дмитрия Азарова нашлось много общих тем для разговора перед заседанием, тем более что для начала их пригласили в университетский музей, и они могли воочию проследить путь становления этого учебного заведения. Само заседание проходило в зале ученого совета, где  членам попечительского совета предстояло познакомиться с проректорами и деканами МГПУ. Заседание открыл ректор  МГПУ профессор Виктор Рябов. Виктор Васильевич выступил перед членами попечительского совета с подробным докладом о деятельности и перспективах развития университета, так обозначив  главную задачу, стоящую перед университетом: дальнейшая модернизация педагогического образования в целях реализации программы «Столичное образование 2012-2016». Виктор Рябов напомнил участникам заседания о том, что этот городской вуз был создан в 1995 году: «Деятельность МГПУ изначально базировалась на идее классического университетского образования, сочетающего в органическом единстве две важнейшие функции – образовательную и научную. Сегодня подготовка кадров в университете идет по 162 основным образовательным программам, из них 51 программа бакалавриата, 50 – магистратуры, остальные – специалитет (в 2012 году будут открыты еще 9 программ бакалавриата и 25 магистратур). Это образование и педагогика, естественные и социальные науки, управление и экономика, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания. Более 30 профилей бакалавриата и программ магистратуры на территории Москвы реализует только МГПУ, где работают более 200 докторов наук, профессоров и более 600 кандидатов наук, действительные члены и члены-корреспонденты российских и международных академий наук, заслуженные деятели науки и заслуженные учителя РФ, лауреаты Государственных премий, премий Президента и Правительства РФ. Помимо образовательной и научной функций, с первых лет университет выполнял не менее важную – социальную, выступая социально ответственным партнером города, МГПУ всегда позиционировал себя как социально ответственную организацию с сознательно принятыми на себя обязательствами перед городом и горожанами.Для обеспечения московской системы образования кадрами университет начиная с 1995 года подготовил и выпустил более 28 тысяч специалистов, из них около 9 тысяч специалистов по классическим специальностям и более 19 тысяч – по педагогическим. Ежегодно более 70% выпускников педагогических специальностей идут на работу в образовательные учреждения. Наши выпускники успешны и востребованы, это неоднократно отмечали Евгений Ямбург, Ефим Рачевский, Марина Фирсова, Александр Бубман и другие директора образовательных учреждений – наши работодатели. Ежегодно среди призеров российского и городского конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют» – наши выпускники. Победитель конкурса «Учитель года Москвы-2011» наш выпускник Антон Молев.Весь коллектив университета нацелен на создание комфортной среды для учебы, бытовой устроенности, развития творчества, условий для социальной успешности, гражданской и профессиональной ответственности студентов. В настоящее время в университете обучаются 18 тысяч студентов. Ядро студенческого коллектива составляют молодые люди, связанные со школой семейными традициями, – дети учителей и работников образовательной сферы, а также выпускники педагогических колледжей, базовых университетских школ, гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов. Высокий уровень научной компетентности преподавателей и научных сотрудников университета неоднократно подтвержден реализованными проектами. Среди традиционных направлений научно-методического цикла – разработка новых концепций преподавания дисциплин и их методического сопровождения. Преподаватели и научные сотрудники МГПУ за последние годы подготовили учебники по математике и информатике, иностранным языкам, биологии, химии, географии, специальной педагогике и психологии, истории, экономике, педагогике. Многие из них входят в федеральные серии учебно-методических комплектов и отмечены различными наградами: серия учебников А.Мордковича, работы Е.Романовой удостоены Премии Президента РФ, Учебно-методический комплект, разработанный под руководством О.Афанасьевой, и  учебно-методический комплект Н.Конышевой отмечены премиями Правительства РФ.Особое место в сфере научных исследований преподавателей занимают вопросы прогнозирования потребностей системы образования в педагогических, управленческих, экономических кадрах, разработка нормативно-правовой базы образовательных учреждений, мониторинговые исследования образовательного процесса. Научно-исследовательские лаборатории изучают психологические и психофизиологические особенности различных категорий учащихся: одаренных детей, детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, детей-сирот. Сотрудники института реализуют специальную программу развития студенческой науки: при участии студентов и аспирантов идет разработка научно-исследовательских тем в лабораториях. Не случайно в числе лауреатов грантов Москвы студенты и аспиранты МГПУ, полноправные члены творческих коллективов. Студентам МГПУ регулярно вручают золотую медаль и дипломы ВВЦ за участие в выставке «Научно-техническое творчество молодежи». В научном комплексе университета важное место занимает Университетский научно-образовательный округ, в который сегодня входят дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, гимназии, центры образования, лицеи, педагогические и технологические колледжи, детская художественная школа.В Московском городском педагогическом университете идет подготовка аспирантов и докторантов по 36 научным специальностям. Большинство аспирантов и соискателей – преподаватели школ, вузов, колледжей, работники дошкольных образовательных учреждений, более 90% из них совмещают обучение с работой в общеобразовательных учреждениях. Для защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук в университете созданы 11 диссертационных советов. В практику обучения аспирантов МГПУ введены научные стажировки в ведущих отечественных и зарубежных университетах (Байройт, ФРГ). Аспиранты участвуют в исследованиях по государственным программам, в том числе в программах «Столичное образование», «Патриотическое воспитание молодежи», «Москва многонациональная», в проведении мониторинга столичного образования, социологических опросах, представляют результаты своих работ на выставках, научных конференциях, в периодической печати, научных изданиях. В 2001 году по решению Департамента образования как структурное подразделение университета был создан Городской информационный ресурсный центр (ГИРЦ), цель деятельности которого – обеспечение профессионального образования в области информационно-коммуникационных технологий и формирование современной информационной культуры педагога. В рамках национального проекта «Образование» преподаватели и научные сотрудники университета по рекомендации Фонда поддержки российского учительства и Совета ректоров Москвы и Московской области проводят экспертизу проектов, представленных на ежегодный конкурс «Лучший учитель» и «Лучшая школа». В отделе международных связей МГПУ идет работа по организации академической мобильности студентов; поддерживаются контакты с московскими представительствами зарубежных научных фондов и образовательных структур: с Институтом им. Гете, Германской службой академических обменов (DAAD), программой Фулбрайта (Fulbright), фондом «AlexandervonHumboldt», французским государственным агентством «EduFrance». Международная деятельность стала неотделимой частью образовательного процесса МГПУ. С 2008 года университет стал действительным членом Международной ассоциации университетов при ЮНЕСКО (International Association of Universities), что придало новый импульс установлению контактов с ведущими образовательными и научными учреждениями мира. Многие подразделения университета имеют устойчивые связи с коллегами из зарубежных научных и образовательных центров. У МГПУ есть договоры о сотрудничестве с зарубежными и российскими учебными заведениями Польши, США, Франции, Беларуси, Литвы, Казахстана, Китая, Германии, Украины, Азербайджана, Армении, Японии, Израиля, Великобритании, Швейцарии, Италии, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Татарстан. В связи с открытием в институте иностранных языков МГПУ кафедр по изучению восточных языков подписано соглашение о сотрудничестве с университетами Китая – Пекинским Столичным, Даляньским, Нанкинским, Сучжоуским и Шанхайским, а также с университетами Японии – Университетом Цукуба и Международным университетом Акита. Международная деятельность университета не ограничивается педагогической и научной работой, сотрудники университета организуют международные семинары и конференции, реализуют научно-практические и издательские проекты совместно с различными международными организациями. В университете есть спортивный клуб, основная задача которого – развитие и поддержка молодежного спорта. Из года в год увеличивается число секций и сборных команд, растут результаты выступлений на московских, российских и всемирных соревнованиях. Московский городской педагогический университет входит в число 12 лучших вузов города, принимающих участие в Московской студенческой универсиаде. Медалями универсиады были награждены сборные по легкой атлетике, волейболу и баскетболу. В ежегодно проводимых Московских студенческих играх МГПУ представляют почти семьдесят команд в разных видах спорта. В разные годы чемпионами и призерами Москвы среди вузов были сборные по тяжелой атлетике, легкой атлетике, спортивной гимнастике, аэробике, футболу, гандболу, стритболу, пляжному и классическому волейболу, регби, карате, дзюдо, самбо, скалолазанию, дартсу. Многие студенты МГПУ члены сборных команд Москвы и России. В университете учатся два заслуженных мастера спорта, 8 мастеров спорта международного класса, 100 мастеров спорта, 150 кандидатов в мастера спорта, 250 студентов имеют различные спортивные разряды, в вузе есть 31 секция по 28 видам спорта, а также группы оздоровительной направленности. Всего в спортивных секциях университета под руководством высококвалифицированных тренеров занимается около полутора тысяч студентов. В учебном центре «Истра» студенты различных факультетов не только отдыхают во время каникул и в выходные дни, здесь проходят летние пленэрные практики, тренинги и семинары. Это дает возможность студентам применить на практике накопленные во время теоретических занятий знания, провести обмен опытом в тесном общении со сверстниками и преподавателями. В течение учебного года в «Истре» проходят тренировочные сборы по разным видам спорта для подготовки наших студентов-спортсменов к соревнованиям различного уровня. По итогам рейтингов последних лет, проводимых Министерством образования и науки РФ, университет входит в число лучших педагогических университетов страны, награжден золотой медалью «Европейское качество» по линии общественного совета комитетов по образованию и науке Государственной Думы, Совета Федерации и Союза ректоров России, он лауреат Премии Правительства Москвы «За высокую эффективность взаимодействия с общеобразовательными учреждениями». После такого доклада члены попечительского совета немного растерялись: если так все хорошо в этом замечательном вузе, то что могут сделать для него они? К тому же Рябов уверенно сказал, что денег вузу тоже не надо: и финансирование хорошее, и зарабатывать вуз тоже научился. Правда, тут же выяснилось, что у этого педагогического, но очень спортивного вуза нет своей базы, и приходится арендовать многочисленные площадки, вот тут помощь была бы неоценимой. Насчет же  существенной помощи попечителей Виктор Васильевич был весьма конкретен в пожеланиях: нужны советы, поддержка, в том числе интеллектуальная. На что Дмитрий Муратов высказал готовность давать заказы на разработки, которые студенты могли бы выполнять в рамках курсового и дипломного проектирования, Евгений Ямбург и Ефим Рачевский – читать актовые лекции для студентов и преподавателей. Множество самых разных предложений тут же появилось и у других членов попечительского совета. Члены попечительского совета обсудили и утвердили Положение о попечительском совете МГПУ и регламенте его работы; возможности идеологической и морально-психологической поддержки начинаний университета со стороны правительственных и общественных организаций, представленных членами попечительского совета; концепция педагогической интернатуры и системы «бакалавриат – магистратура»; подготовка педагогических кадров для работы с инвалидами в социальной структуре города. Основные задачи совета были определены так: содействие в решении актуальных задач развития университета и формировании его как центра подготовки высококвалифицированных педагогических и научно-педагогических кадров, других специалистов для социальной сферы, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, готовых к ведению экспертной и консультативной деятельности, внедрению новейших информационных и педагогических технологий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте