search
main
0

Попасть в десятку: сможет ли Россия улучшить свои позиции в международном рейтинге?

На заседании Общественного совета при Министерстве просвещения РФ, состоявшемся 16 марта, обсуждался в том числе и вопрос о том, достижима ли цель вхождения России к 2024 году в Топ-10 стран по качеству общего образования. Место в рейтинге, как известно, определяется по средневзвешенному показателю по трем международным сравнительным исследованиям – PIRLS, TIMSS и PISA, которые проводятся по инициативе ряда иностранных организаций.

Возможно ли улучшение позиций России в рейтинге с учетом нынешней общественно-политической ситуации в мире? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Повышение качества образования в России и организация международных исследований – процессы разные. Складывающаяся ситуация не должна затормозить работу по развитию российской школы. Да, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прекратила переговоры о вступлении в нее России, ранее, в 2014 году, этот процесс был отложен. Именно ОЭСР проводит международное исследование PISA. Некоторые эксперты считают, что исследование, запланированное на весну 2022 года, под вопросом, хотя ранее выбранные школы продолжают подготовку. На мой взгляд, важно понимать, что результаты международных исследований – это только один из ориентиров. Это инструмент, позволяющий сравнить уровень российских школьников с их сверстниками в других странах. Но основная планка требований в России задается федеральным государственным образовательным стандартом, который в свою очередь ориентируется на стратегические задачи развития страны. И возможно, в нынешней ситуации стратегические государственные задачи потребуют создания иных инструментов оценки качества образования, в том числе международных.

Главная задача все-таки не сами исследования, а целенаправленные изменения по их результатам. Многие выводы, сделанные по результатам PISA, TIMSS и PIRLS, подтверждают все то, что мы фиксировали ранее. Нужно целенаправленно работать с отстающими учениками. Нужно целенаправленно работать с ребятами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, как правило, они не отличаются целеустремленностью, упорством, навыками планирования, и это неминуемо сказывается на качестве образования. Необходимо чаще создавать открытые ситуации в обучении, требующие не действия по алгоритму, а поиска способа решения. Все эти задачи отражены в стратегических документах. Но для их выполнения нужны изменения в условиях труда учителей: системная методическая поддержка, адресное повышение квалификации на основе независимой оценки квалификации, введение новых профессиональных позиций, увеличение фонда оплаты труда. Работа по всем этим направлениям продолжается, несмотря ни на что.

Александр АСМОЛОВ, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова:

– С моей точки зрения это маловероятно. Потому что очевидно будет снижаться качество программ, уже падает их вариативность, возникает унификация. Тем самым на первый план в школе все больше выходит репродуктивное мышление, а часть системы международных индикаторов нацелена на продуктивное и креативное мышление.

Что касается исполнения указа Президента России о вхождении в Топ-10 стран, то профильные ведомства оказываются заложниками этой цели. В связи с этим вряд ли они будут менять сегодняшние приоритеты.

На мой взгляд, мы будем иметь очень тяжелую ситуацию для качества образования, которая к тому же будет усугуб­ляться. Что касается временной перспективы этих процессов, то здесь вряд ли кто-то может сделать прогноз, потому что эта ситуация жестко ввязана в контекст политических и идеологических установок России на современном этапе.

Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН и РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики имени А.И.Берга РАН, председатель Комиссии РАН по школьному математическому образованию:

– Можно надеяться, но нельзя быть уверенным в том, что Россия будет принимать участие в этих исследованиях, хотя такое участие весьма желательно. Если не будет, то вопрос в такой прямолинейной постановке теряет смысл, но осмыслен в более общей постановке.

Исходный смысл ориентира состоит, во-первых, в определении объективного уровня наших детей по важным для современного мира показателям, во-вторых, в сравнении этого уровня с другими странами. Возможен подход, при котором Россия создаст и будет использовать свои показатели, базирующиеся на опыте проведения международных исследований в РФ, на развитии методологии этих исследований и свободные от некоторых известных их недостатков.

При указанном подходе точное сопоставление с рейтингом невозможно. Однако, как постоянно подчеркивают международные организаторы исследований, такое сопоставление – далеко не главное. Важны процессы, идущие в каждой отдельной стране, и их соответствие мировым тенденциям и ориентирам, например органичному использованию цифровых средств во всех школьных предметах. При такой постановке вопроса вхождение России к 2024 году в Топ-10 стран по качеству общего образования возможно. Трудности будут состоять уже не напрямую в общественно-политической ситуации в мире, а во внутренней ситуации, которая, конечно, будет зависеть и от мировой.

Роман ГОЛУБЕВ, министр образования и спорта Карелии:

– Как известно, российские школьники демонстрируют высокие результаты в ходе международных исследований качества чтения и понимания текста PIRLS, качества математического и естественно-научного образования TIMSS. При этом результаты в программе по оценке функциональной грамотности PISA у российских школьников невысокие. И это заставило перестроить программы подготовки учителей и школьников к данным исследованиям.

Формирование функциональной грамотности школьников является ключевой задачей 2022 года. В каждом субъекте РФ созданы региональные и муниципальные команды специалистов по основным направлениям формирования функциональной грамотности.

Институтом стратегии развития образования подготовлен современный цифровой ресурс «Электронный банк заданий для формирования ФГ» по шести направлениям: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. Учителя активно используют данный ресурс.

Региональные команды оказывают методическую поддержку педагогам и руководителям в различных формах – от индивидуальных консультаций школьных команд до республиканских мероприятий. На сайте Карельского института развития образования осуществляется информационно-методическая поддержка учителей.

Развивается материально-техническая оснащенность школ: приобретено современное компьютерное оборудование, цифровые лаборатории по предметам естественно-научного профиля, лаборатории робототехники, 3D-принтеры, лаборатории виртуальной реальности. В Карелии к сентябрю 2022 года будут функционировать уже свыше 90 центров естественно-научного, технологического и гуманитарного образования «Точки роста», открываются школьные «Кванториумы». Главной целью таких центров является формирование у школьников интереса к современным технологиям, науке. Ребята активно участвуют в различных олимпиадах, фестивалях, конкурсах со своими проектами и разработками.

Поэтому мы уверены в том, что российские школьники будут подготовлены и к международным исследованиям качества образования, и к активной интересной жизни в целом.

Ирина ТИМОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:

– Надеюсь, что общественно-политическая ситуация не повлияет на международные исследования качества образования. Я предполагаю, что лидирующие позиции по уровню математической, естественно-научной и компьютерной грамотности по-прежнему будут занимать страны Восточной Азии – Сингапур, Корея, Китай, Япония.
России удалось высоко подняться в рейтинге качества чтения и понимания текста среди учеников начальной школы, но функциональная грамотность у наших школьников страдает. И так будет до тех пор, пока российские школьные программы практически по всем предметам перегружены ненужными деталями и оторваны от реальной жизни, а экзамены ориентированы на зубрежку.

Светлана ПРОКОФЬЕВА, учитель английского языка гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1», Воронеж:

– Вопрос можно поставить и так: а будем ли мы теперь вообще входить в эти рейтинги? Если судить по тому, как в последнее время относятся на международной арене к нашим олимпийцам и вообще к спортсменам, а теперь и к музыкантам, то возникает вопрос: нужно ли нам участие в зарубежных рейтингах? И могут ли сегодня быть объективными их оценки? Доверие к зарубежным оценкам в последнее время падает, это точно. В целом я не думаю, что к 2024 году мы сможем выйти на лидирующие позиции в международных рейтингах в сфере образования. Возможно, мы вообще решим, что эти рейтинги нам ни к чему. Но необходимо повышать качество образования в любой ситуации, даже в неблагоприятной. Давайте просто работать, точнее, поменьше проверять и побольше работать. Потому что, когда вместо уроков мы вынуждены проводить ВПР, начинаешь думать, что лучше было бы потратить это время на обучение. Ведь сегодня мы видим, как страдает именно предметная составляющая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте