Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Попасть в «десятку». Главное конкурентное преимущество – понять, чего хотят дети

Учительская газета, №20 от 19 мая 2015. Читать номер
Автор:

Много перемен произошло за последние годы в России: система образования пережила реформирование, страна стала другой, новое поколение детей растет в информационном мире. Модно говорить о том, что сейчас все иначе, но если вглядеться в суть педагогического процесса, его цель не изменилась ничуть. Александр КУЗНЕЦОВ, ставший директором в 29 лет, с 1996 года возглавляющий коллектив школы №10 Екатеринбурга, не акцентирует свое внимание на особенностях момента, он подчеркивает преемственность образовательного процесса. Настоящее вырастает из прошлого и неразрывно с ним связано.

– Александр Викторович, «десятка» сегодня позиционируется как образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов – не гимназия, не лицей. Почему выбрана именно такая форма?- Прежде всего мы учитывали запросы родителей. У школы в ближайших соседях есть и лицеи, ориентированные на технические специальности, и гимназии гуманитарного приоритета. Мы пошли путем предоставления учащимся широкого выбора. В ранние годы не всегда очевидно, что будет интересовать ребенка, когда он подрастет. Что наши дети изучают углубленно? Во-первых, русский язык. Не английский или немецкий – недалеко от нас находятся две успешные языковые гимназии и несколько языковых центров, – а именно русский. С третьего класса они учатся по специальной программе, которая дает качественное постижение родного языка, незначительно увеличивая количество часов на предмет: не вширь, а вглубь. У нас сильные педагоги, профессионалы с большой буквы: Лариса Вячеславовна Петренко, Наталья Владимировна Панкратова, Оксана Георгиевна Доренко. Каждый год по результатам ЕГЭ есть стобалльники. Но дело не только в баллах. Недавно присутствовал на внеклассном мероприятии по литературе на тему Великой Отечественной войны: слезы стояли в глазах и детей, и родителей.С седьмого класса начинается углубленное изучение математики, это уже не для всех, а по желанию, способностям и планам на будущее: обычно два класса из трех. Еще один класс на выпускной стадии делает ставку на основы правовой культуры (обществознание), данный предмет является лидером после обязательных по количеству желающих сдавать экзамен. Несколько лет назад был такой случай. Мне позвонил декан радиотехнического факультета Уральского политехнического института (сейчас это Уральский федеральный университет) с целью познакомиться. Оказалось, среди поступивших 15 человек – выпускники нашей школы. – Расскажите более подробно о проекте «Школа полного дня». Полный день – не за счет двух смен? – Школа у нас немаленькая, 800 человек, но учимся мы в одну смену. Однако ребенок может до вечера находиться в своем учебном заведении: в группах продленного дня, заниматься факультативно, развиваться физически и эстетически. Классно-урочная система имеет один недостаток: практически отсутствует межвозрастное общение. Необходимо, чтобы старшие и младшие школьники пересекались, учились друг у друга. Только тогда мы говорим о целостности в воспитании. Школа не только дает знания, но и является прообразом социума, в котором предстоит жить. Когда принимал «десятку», здесь было 17 различных кружков. С того времени принцип финансирования дополнительного образования изменился, но традицию мы пожелали сохранить. Что выбрать? Спорт? Нет никакого смысла конкурировать со школой олимпийского резерва «Юность», которая от нас буквально в двух шагах. Многие наши дети там занимаются, среди выпускников есть мастера спорта и олимпийские чемпионы: Ольга Глацких стала победительницей Олимпийских игр в художественной гимнастике. Мы выбрали искусство. Более четверти века, с того момента как в школу пришла Зоя Дмитриевна Ралькова, существует хор «Стилиссимо». А в 2003 году родился новый творческий коллектив – ансамбль танца «Цветы Урала». Чтобы понять, как работает «культурная составляющая» педагогического процесса, я съездил в Петрозаводск, ознакомился с опытом стран Балтии, Санкт-Петербурга. Заметил, что основная часть руководителей серьезных творческих коллективов детей – выпускники Московского института культуры. Ольга Владимировна Малашенко, создавшая ансамбль танца, получила образование именно там. Сейчас она является победителем областного конкурса педагогов дополнительного образования, лауреатом премии губернатора Свердловской области. Началось все с небольшой группы детей. Сегодня в различных подколлективах – современный танец, народный танец, классический танец – занимаются около двухсот человек. Каждый четвертый у нас танцует, от дошколят до одиннадцатиклассников включительно. – Александр Викторович, опять же ваши ближайшие соседи – коллективы областной детской филармонии! – У нас разные цели и концепция. Филармония отбирает самых талантливых – мы берем всех, лишь бы было желание. Я на этот процесс смотрю прежде всего с педагогической стороны, вижу профессиональную организацию ребенка во второй половине дня. Есть репетиционный процесс, который продолжается в течение всего учебного года. Есть концерты для родителей, экзамены, на которых родители также могут присутствовать и визуализировать результаты детей. Есть гастрольная деятельность. Коллектив имеет множество наград. Лауреат «Римини-фест» 2013, 2014 годов, победитель конкурсов в Германии, Чехии, Беларуси. Успешно участвовал в фестивалях во Франции, Испании, а недавно вернулся из Соединенных Штатов Америки. Мы проводили и свой межрегиональный фестиваль «Мы вместе». Пять лет назад в «десятке» возник еще один творческий коллектив – хор мальчиков «Созвездие» под руководством заслуженного работника культуры Сергея Николаевича Киселева. – Все исходит от конкретных людей. Если бы Малашенко, Киселев не появились в школе, коллективов бы не было? – Думаю, люди появляются на запрос, который существует внутри коллектива: под идею, живущую в самой школе. – Чувствуется и ваша личная увлеченность. – Образовательным процессом я увлечен не меньше. Сам с удовольствием веду уроки географии начиная с седьмого класса. Честно говоря, не только ради поддержания себя в хорошей преподавательской форме, но и для того, чтобы лично знать всех старшеклассников. Что дает, с одной стороны, определенный кредит доверия от них, с другой стороны, помогает разбираться в их проблемах и понимать, куда следует двигаться дальше. Одно время мы много работали над информатизацией образовательного пространства; сейчас система уже создана, успешно действует и развивается. Количеством компьютеров сегодня никого не удивишь: вопрос в том, как с этим жить и что с этим делать.Построили внутреннюю локальную сеть, сделали свой сервер, чтобы происходил обмен информацией внутри учебного заведения. Провели Интернет в каждый кабинет. Есть электронный дневник и электронный журнал. Одними из первых в городе приобщились к системе электронной оплаты питания: наличные деньги ушли из школы, для учебного процесса так спокойнее. Создали систему видеонаблюдения, работаем над электронной библиотечной базой. Установили спутниковое телевидение: после уроков дети имеют возможность просмотра специальных каналов по ЕГЭ.Еще одна тема меня волнует: несколько снизилась активность детей в научной деятельности; возможно, это побочный результат «увлечения» технологичностью ЕГЭ. Мы поставили задачу оживить этот интерес. Ученики готовят рефераты начиная с первого класса. Вот вы знаете, как дольше сохранить банан свежим: в холодильнике ли, в пакете или без него? Ребенок провел исследование с каждодневными измерениями, с контрольной группой продуктов – все как положено. Пока это вроде бы мелочи, но сложность тем с годами возрастает. А для старшеклассников мы проводим летом интеллект-смены на базе горного, экономического университетов (опять же в шаговой доступности!). – Александр Викторович, много ли желающих попасть в «десятку»? – Традиционно у нас три первых класса. Но уже записалось около ста человек. Возможно, придется думать об организации еще одного. Мы контактируем с родителями и всегда учитываем их запросы. Ведь и углубленное изучение предметов, и ансамбль танца возникли как реакция на «заказ потребителя» образовательной услуги. – Вы директор с большим стажем. Сильно ли изменились задачи руководителя образовательного учреждения? – По-моему, не изменились. Возможно, в чем-то сейчас легче, нет острых материальных проблем. В чем-то сложнее: жизнь менее предсказуема. Но цель у нас та же, что была раньше. Для себя я формулирую так: чтобы каждый выпускник нашел в будущем место в окружающем мире, был социально адаптирован и востребован. Главное, чтобы он вырос успешным человеком. Это важнее многого, даже получения знаний как таковых.Досье «УГ» Александр Кузнецов, почетный работник образования РФ, по специальности преподаватель географии и биологии. Но учителем без руководящей «нагрузки» проработал недолго. Он и сейчас ведет уроки и считает это необходимой составляющей директорства. Когда пришел в «десятку» из другого учебного заведения, прежде всего захотел вникнуть в ее историю, освоить то, что здесь существовало до него. Школа оказалась с богатым жизненным опытом, что было предопределено местоположением: в самой сердцевине большого города. Она возникла еще в 1921 году в результате слияния мужской и женской гимназий. Ее тогда называли «первая советская школа». Пережила войну: среди выпускников несколько Героев Советского Союза, в музее есть экспонаты, посвященные 128-й Краснознаменной стрелковой дивизии. В 1967 году школа переехала в новое здание. На базе школы экспериментально прорабатывались различные организационные проекты, действовал институт освобожденных классных руководителей. В ее структуре полноправно существовала музыкальная школа. Из последних действующих проектов – школа полного дня. Екатеринбург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту