Говорят, что новое – хорошо забытое старое. Но оказывается, что с новым так бывает не всегда: например, нет аналога в московском педагогическом зеркале загадочному слову – НСОТ.Московское педагогическое сообщество теоретически знакомо с этим словом – оно действенным образом прижилось в регионах, теперь мы перенимаем опыт коллег, хотим понять, как включиться в реформы по модернизации образования.НСОТ – слово, перевернувшее привычный уклад мыслей, систему педагогических ценностей, слово, четко разделившее все, что было в школе, на до НСОТ и после НСОТ. Пожалуй, нам, учителям, придется писать мемуары о том, как вживались в то, что называется НСОТ, мы еще будем гордиться тем, что были у истоков модернизации образования нового тысячелетия.
Понятно, что изменения коснутся не только учителя – каждой семьи, в которой ребенок уже учится или еще пока не учится, ведь ясно, что система, зародившись, должна пройти цикл, чтобы выйти на новый рубеж или застыть в своем развитии, отмереть как нежизнеспособная структура.Судьба каждого учителя будет определяться именно решением этого общественного вызова: если учитель понял НСОТ и принял ее как разумность, его усилия будут направлены на решение педагогических технологий. Ведь сегодня для учителя нет проблемы важнее, чем проблема понимания задач модернизации образования, в том числе и сути НСОТ. Учитель обязан не только понять то, что на поверхности педагогического водоворота, но и осознать глубинные законы движения потока, чтобы не утонуть, чтобы управлять течением, чтобы новое тысячелетие гордилось своим образованием.Лично я уверена, что НСОТ для учителя расчищает взлетную полосу, а не роет котлован под неосуществленные надежды. Учитель в состоянии осознать вызов времени, наметить для себя ориентиры в движении, чтобы маячки-опоры светили надеждой, согревали и определяли смысл деятельности. Насколько своевременно и современно введение НСОТ? Давайте взглянем на историю вопроса о системе оплаты труда учителя. Как-то уж сложилось само собой в общественном сознании, что, говоря о реформе образования, мы все почти всегда имеем в виду личность «многострадального» учащегося – о нем, дескать, хлопочем, для него новейшие педагогические технологии и во имя него общество бьется над путями оптимизации педагогического процесса. И это верно, и это гуманно, и это справедливо и законно. А как же учитель? Где реформы во благо этого подвижника? Гуманно ли отделываться изображением лишь отрицательных фактов в деятельности учителя, чтобы этим оправдать постыдное равнодушие к его зарплате? Невольно вспоминаешь почему-то только классическое: «Кто не проклинал станционных смотрителей!..» Не случайно видишь вместо Самсона Вырина – рядового учителя: от депутатов до «Пусть говорят…» только ленивый не бросил камень в современного педагога. Ну почему мы согласились с принципом одинаковой оплаты за одну и ту же работу? Неужели нас всех устраивает этот принцип? Сложно расстаться с уравнивающим принципом оплаты, как с чемоданом без ручки?НСОТ, система, направленная на совершенствование оплаты труда учителя в нашем несовершенном мире, становится важнейшей частью модернизации образования. Нужны реанимационные меры по возвращению былого авторитета учителя, нужны коренные реформы по модернизации образования, которые мы должны принять как разумную закономерность. Приняли же мы один из сложнейших принципов, перевернувший наше сознание за последние два десятилетия: уровень жизни может быть различным. Согласились и вписали себя в социальную систему, болезненно или безболезненно, но расстались с принципами социального равенства и одинаковости.Современно мыслящие учителя понимают закономерность и разумность перемен в оплате труда учителя как одного из путей модернизации образования. Этот процесс осмысления может быть успешен только в том случае, если в школе хорошо спланирована работа по пропаганде реформ модернизации, если в этот процесс реформирования включены все структуры школьного педагогического пространства, а процесс имеет открытый, диалогичный характер, когда администрация и учителя – единомышленники – звенья одной цепи. Задача администрации – организовать такие уровни диалога, чтобы голоса всех слились в педагогическом пространстве слаженным хором.За одинаковость в оплате собственного труда могут быть только «внутренние эмигранты» – люди, случайно оказавшиеся в учителях. Понятно, что в педагоги, как и в любую профессию, люди сегодня приходят по-разному. Никто не спорит, что среди учителей есть случайные люди, эти люди рождены быть случайными, внутренними эмигрантами, мигрирующими по жизни – им все равно, какую профессию иметь и за что получать зарплату. Их устраивает главное в гарантированной традиционной системе оплаты труда учителя – стабильность. Стабильность предопределяет не только гарантированную зарплату, но и образ мыслей: пусть все будет как есть. Хорошо ли это для педагогики? В чем опасность стабильности для учителя, для общества? Кого устраивает стабильность?Понятно, что с годами растет авторитет учителя, профессионализм, но его зарплата принципиально не изменяется, и наступает момент, когда учитель понимает, что и не изменится, но не понимает только почему, однако такова система стабильности. Понятно, что по-иному они, эти подвижники, жить не только не хотят, но и не могут. Общество могло же много лет делать вид, что все по справедливости, что гуманизм и гуманность где-где, а уж в оплате труда учителя процветает точно. Действующая система оплаты предопределяла формальный подход к оценке результатов: да ты сколько угодно вкладывайся в педагогическое пространство – твоя зарплата от этого не увеличится ни на рубль. При этом наше общество ставит учителя в неравные условия по отношению ко всем категориям трудящихся. Непонятно, почему любой работник, кроме учителя, может быть уверен, что чем лучше он работает, чем более весомый творческий вклад привносит в деятельность структуры, тем больше оплата его труда?Словом, изменения в действующей системе оплаты труда учителя просто необходимы. Это очень современный и своевременный вызов общества, составляющая модернизации образования в целом.Получается, что мы коренным образом изменили свой образ мыслей, свой социальный статус, изменили даже название страны, в которой родилось подавляющее большинство населения, но кому-то как за соломинку хочется ухватиться за старую систему оплаты труда учителя. Не получается и не получится, если мы хотим – а иного в историческом поступательном процессе и быть не может – нужно двигаться вперед, изменения нужны не только в технологиях обучения (с этим никто ведь не спорит!), не только в целях образования (и с этим не поспоришь!), но и в оплате труда учителя, когда чем качественнее работает учитель, тем выше его зарплата. А вот здесь-то и начинается недружный хор «за» и «против», причем против здравого смысла, против учителя, а не против НСОТ.Понятно, что учитель может сомневаться в результатах НСОТ, потому что боится потерять даже то, что он имеет. Слишком долго, как показывает опыт, учителю обещали пряник. Учитель боится скатиться еще ниже по социальной лестнице. Боится, что в очередной раз обманут по известной российской традиции. Боится, потому что не доверяет: не может-де общественность, которая так много лет отдельные негативные стороны в школе возводила в систему и смаковала недостатки учителя, вдруг повернуться лицом к учителю.Но если мы хотим (а учителя хотят) изменений в системе образования, мы должны постепенно изменить практически все в педагогическом пространстве, во главе этого исторического процесса созидания нового образования поставить личность учителя с достойной зарплатой, образованного, умеющего не только работать, но и имеющего на что отдыхать, уважающего себя, уважаемого обществом, имеющего высокий социальный и материальный уровень.НСОТ – система мер, защищающая, развивающая, облагораживающая, способная изменить статус учителя и в то же время фильтрующая система: «внутренние эмигранты», оказавшиеся в учителях, не приживутся – система сама отметет все случайное. В этом процессе движения к намеченному результату у каждого своя задача (вспоминается пушкинский «Арион» – у каждого на челне была своя задача).Задача администрации – руководить этим процессом, управлять лодкой, чтобы приплыть к намеченной цели без бурь и потерь.Почему с таким трудом идет процесс понимания? Понять – наполовину принять. Не секрет, что идеи именно тогда становятся силой, когда они овладевают массами. Принять НСОТ – значит укрепить саму систему, сделать ее жизнеспособной.Гарант НСОТ – разумность законов мироздания и неотвратимость реформ образования.Обрести доверие к системе, сделать так, чтобы учитель мог принять НСОТ не только как спасательный круг, а как достойный символ благополучия, символ уверенности в завтрашнем дне, часть модернизации образования – вот первоочередная задача педагогического сообщества, тут любые крупицы педагогического опыта по внедрению НСОТ помогут учителю обрести уверенность, помогут понять суть модернизации образования.НСОТ сегодня для думающего учителя – отрадное слово, гуманное слово, в нем наше спасение, ведь это слово современное и своевременное, слово, логически обобщающее реформы в образовании. Задача администрации школы – помочь каждому понять глубину происходящих реформ в модернизации образования….Когда я думаю о НСОТ, то вижу конкретных людей, с которыми проработала в школе более четверти века. Мы служили своей профессии. Наша профессия стала нашей судьбой. Слышу голоса коллег, вижу глаза: Людмила, Елена, Галина, Ирина… Мы все хотим реформ в образовании, мы понимаем и принимаем НСОТ во имя и во благо нашей профессии.С.ЛАВРИЩЕВА, заместитель директора по УВР школы №237, заслуженный учитель РФ
Комментарии