search
main
0

Понимание механизмов дислексии

Наблюдая за нейронной активностью пациентов

Практически всех людей с детства учат читать. Но почему-то впоследствии одни читают быстро, а другие медленно и по слогам. Встречаются и те, для кого чтение вообще представляет собой сложнейшую и почти неразрешимую задачу. Неспособность читать носит звучное название – дислексия. Недавно исследователи из Научного центра здоровья Техасского университета совершили открытие, которое, возможно, поможет людям с такой патологией. Свои выводы они опубликовали в журнале PNAS.

Страдающие этим заболеванием вынуждены адаптироваться с детства
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Дислексия – мозговое нарушение, при котором человек теряет способность к чтению и письму. По статистике, ею страдает каждый десятый житель Земли.

Читать мы обычно учимся в детстве. При этом в мозгу должны установиться ассоциации между написанными на бумаге символами и звуками, которые они обозначают. Если ребенок страдает дислексией, ему сложно ассоциировать буквы со звуками. В результате он с трудом соединяет отдельные слоги в слова, а тем более слова в предложения, часто пишет и говорит с ошибками. При тяжелых формах дислексии люди вообще не в состоянии читать написанные или напечатанные тексты.

Обычно страдающие дислексией вынуждены с детства адаптироваться к своей особенности. Например, вместо того чтобы читать учебники, они стараются запоминать объяснения учителя, обращаются к помощи других учеников, используют диктофон, добиваются права сдавать контрольные и экзамены в устной, а не письменной форме…

При выявлении дислексии на ранних этапах взросления детей направляют к специалистам, которые в той или иной мере могут помочь скорректировать ситуацию. Однако многие дети стесняются своей проблемы и боятся признаться в этом даже родителям. Иногда выявить дислексию может только профессионал.

Родители не всегда сразу распознают, что у их отпрыска дислексия. Если они видят, что ребенку трудно читать и писать, это нередко принимается за нерадивость в учебе или даже умственную отсталость… Хотя дислексия никак не связана с уровнем интеллекта. Напротив, у многих дислексиков он даже выше среднего.

Существует немало людей с дислексией, окончивших вузы и сделавших карьеру. Некоторые из них даже занимаются научной и преподавательской деятельностью. В случае необходимости работы с текстами они прибегают к посторонней помощи или заводят секретарей. Многие стараются скрывать свой недуг от большинства окружающих, и это у них вполне успешно получается.

Известно, что дислексией в той или иной форме страдали Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Уолт Дисней, Квентин Тарантино, Дастин Хоффман, Нельсон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон.

Королева детектива Агата Кристи страдала так называемой дисграфией. Она не могла писать текст от руки. В детстве родителям пришлось забрать девочку из школы и перевести на домашнее обучение, так как в каждом слове будущая знаменитая писательница делала массу орфографических ошибок… Начав литературную карьеру, Агата Кристи нашла выход из положения: все свои произведения она надиктовывала.

Считается, что дислексия имеет генетические первопричины. В 1998 году группа исследователей из Оксфорда установила связь между возникновением этого недуга и одним из участков шестой хромосомы человеческого генома.

Но для того чтобы помочь таким людям жить нормальной, полноценной жизнью, необходимо понять суть физиологических механизмов дислексии. Ранее эксперты выяснили, что степень этой патологии напрямую зависит от уровня нарушения связи между соответствующими зонами мозга.

Ученых из Техаса интересовало, какие процессы происходят в нашем мозгу во время чтения текстов. Чтобы выяснить это, они привлекли к сотрудничеству добровольцев из числа больных эпилепсией, которым были вживлены в мозг электроды для локализации припадков болезни.

Специалисты предложили испытуемым три теста. На первом этапе добровольцы должны были читать обычные предложения. На втором им предлагались строчки из стихотворения Льюиса Кэрролла «Бармаглот», где грамматика и синтаксис отличаются правильностью, но где содержатся бессмысленные слова. И наконец, на третьем этапе они должны были читать перечень, состоящий из отдельных слов, не имеющих никакого смысла.

Наблюдая за нейронной активностью пациентов, исследователи обнаружили, что при прочитывании текстов в мозгу одновременно активизируются две сети, призванные интегрировать значения отдельных слов в более сложные смысловые структуры. Одна из них связана с лобной долей мозга, которая в свою очередь посылает сигналы в одну из областей височной доли. Последняя постепенно активируется, когда мозгу необходимо усвоить сложный смысл предложения.

Вторая сеть задействует еще одну область височной доли мозга. Она, напротив, посылает сигналы лобной доле, что позволяет человеку понять контекст предложения. Это облегчает обработку мозгом каждого нового прочитанного слова и термина.

По-видимому, при дислексии эти процессы существенно нарушаются и мозг человека не может в полной мере усваивать и обрабатывать прочитанное. Если понять, в чем конкретно заключается расстройство данных функций, то станут понятны и механизмы формирования дислексии. В таком случае можно будет выработать адекватные методы терапии, которые помогут пациентам с подобными расстройствами.

Хотя стоит обратить внимание на то, что описанное исследование затрагивало только определенную категорию людей, страдающих достаточно серьезной патологией мозга и нервной системы – эпилепсией. Так что к каким-то точным заключениям можно прийти только после проведения клинических исследований с участием различных групп населения, в том числе добровольцев без выявленных отклонений в здоровье мозга.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте